Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование




Под антимонопольным регулированием (регулированием в области конкуренции) понимается целенаправленная деятельность государственных органов управления по ослаблению рыночной власти, ее ограничению, предотвращению ее приобретения и злоупотребления ею экономическими субъектами, которая реализуется через систему соответствующих экономических, административных и законодательных мер. Основой антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство – совокупность законов и правовых норм, устанавливающих права, обязанности и ответственность экономических субъектов, возникающие в связи с их деятельностью по поводу ослабления конкуренции и злоупотребления рыночной властью.

Основные направления антимонопольного регулирования определяются антимонопольной политикой, к направлениям которой относятся: ограничение монополизации рынка; контроль слияний и поглощений, ценовой дискриминации и других методов нечестной конкуренции; защита прав потребителя; защита и поддержка малого и среднего бизнеса.

Антимонопольное регулирование впервые возникло в США в конце XIX века с принятием серии федеральных законов, названных антитрестовскими. В настоящее время оно направлено преимущественно на профилактику монополизации, то есть действий, противозаконных по своей сути и действий, законность которых определяется правилом разумности. В первом случае достаточно наличия факта незаконных действий или соглашений, подрывающих конкуренцию, чтобы вина фирмы была доказана. К ним относятся: горизонтальное фиксирование цен; горизонтальный сговор о доле рынка; согласованный отказ торговать; договоренность о взаимных продажах и закупках; связанные продажи (в ассортименте, установленном поставщиком). Во втором случае, по правилу разумности, все действия и соглашения, способные оказать антиконкурентное воздействие, должны подвергаться тщательному анализу, на основании чего и выносится решение.

Антимонопольная политика в Западной Европе направлена преимущественно против злоупотреблений на рынке и, в отличие от США, реализуется не через антимонопольное законодательство, а через законодательство в сфере поддержания конкуренции. Особенно активно оно формировалось после Второй мировой войны. Повышенное внимание уделяется контролю предприятий и их групп, занимающих доминирующее положение, соглашений между предприятиями; поддержке малого и среднего бизнеса; укреплению конкуренции; структурной перестройке экономики; охране прав потребителей. В отличие от США, в Европе создание монополий и соглашений запрещается, как правило, если они нарушают установленные условия свободы конкуренции. С подписанием Римского договора в 1957 г. были заложены принципы общеевропейского антимонопольного законодательства, которое основано на запрете, контроле и регулировании монополий, направлено против нарушений, препятствующих развитию интеграции, и, по сравнению с национальными законодательствами, является более мягким.

Антитрестовское регулирование в Канаде началось с конца XIX в. и имеет много общего с американским. Его отличительные особенности: применение против слияний, вызывающих рост концентрации рынка, снижения уровня тарифов на их товары; более лояльное, чем в США, отношение к монополизму, т.к. канадские фирмы испытывают больше трудностей в реализации эффекта экономии на масштабе; приоритет уголовного наказания за сговор, объединения, соглашения, направленные на ограничение конкуренции.

Антитрестовское регулирование в Японии сформировалось после Второй мировой войны под давлением США. Его особенностями являются: более терпимое отношение к монополизму; наличие различных исключений из антимонопольного законодательства для борьбы с временными спадами деловой активности или структурными кризисами, рационализации производства, развития внешней торговли, поддержки малого бизнеса и науки и т.д.

В Центральной и Восточной Европе антимонопольное регулирование развивается с началом системных реформ в 1990-е гг. и направлено на ликвидацию монопольного положения отдельных производителей, ограничение и пресечение монополистической деятельности, контроль межфирменных соглашений, пресечение недобросовестной конкуренции.

В Республике Беларусь развитие антимонопольного регулирования началось в 1990-х гг. для трансформации института собственности, демонополизации экономики и развития механизмов конкуренции. Здесь сложились особые условия монополизма. Большинство крупных предприятий, созданных еще в советское время, занимают доминирующее положение на рынке, однако многие из них не являются естественными монополиями. Они не всегда эффективны, используют устаревшие технологии и оборудование, менее подвержены управленческим и производственным инновациям.

С 2001 г. Министерство экономики является координирующим органом Республики Беларусь по вопросам антимонопольной политики Оно реализует государственную политику, направленную на: развитие добросовестной конкуренции; защиту прав потребителей; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Министерство ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках; регулирует деятельности естественных монополий; контролирует деятельность монополистов; разрабатывает Программу демонополизации и развития конкуренции.

Правовой основой антимонопольной политики являются Законы «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10.12.1992 г. № 2034-XII, «О рекламе» от 18.02.1997 г. № 19-З, «О защите прав потребителей» от 9.01.2002 г. № 90-З, «О естественных монополиях» от 16.12.2002 г. № 162-З с изменениями и дополнениями.По закону «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» основными видами монополизма являются: злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке; соглашения и действия, ведущие к ограничению конкуренции; использование стандартных условий сделок (любых заранее сформулированных условий, предназначенных для многократного использования при заключении сделок).



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.