Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учёт рыночной ситуации при установлении цены. Совершенная конкуренция




Термин "назначаемые цены" (administered prices) был впервые введен в оборот в 30-е годы, чтобы провести различие между ценами, которые устанавливаются спросом и предложением (set by supply and demand) и ценами, предположительно устанавливаемыми продавцами в одностороннем порядке. С тех пор этот термин широко используется, особенно теми, кто считает, что в экономической системе США властвуют крупные корпорации. Некоторые критики обвиняли профессиональных экономистов в том, что последние игнорируют роль назначаемых цен в американской экономике и представляют дело таким образом, будто бы все цены устанавливаются спросом и предложением. Как считает большинство этих критиков, американская экономика сегодня в значительной степени контролируется монополистами и олигополистами, которые не обращают никакого внимания на спрос и предложение, а вместо этого используют свою рыночную власть для манипулирования ценами в соответствии со своими собственными узкими эгоистическими интересами.

Ни одно из этих заявлений невозможно оценить, не получив вначале более ясного представления о том, что означают такие термины, как "назначаемые цены" и "монополист". Мы сознательно обходили эти проблемы, насколько это было возможно, в предыдущих главах. Тактика, которая обычно позволяла нам это сделать, заключалась в использовании неявной предпосылки о том, что на любом рынке, который мы рассматривали, действует так много покупателей и продавцов, что ни один из них не обладает ни малейшей властью, чтобы своим индивидуальным поведением оказывать влияние на цену. Сейчас пришло время более пристально посмотреть на те проблемы, которые мы оставляли в стороне.

Из этого можно было бы заключить, что ценоискатели устанавливают свои цены, в то время как ценополучатели принимают то, что устанавливает рынок. Этим ли отличаются назначаемые цены и цены, устанавливаемые спросом и предложением? Если хорошо подумать, выяснится, что это не так. В конечном счете каждый продавец устанавливает итоговую цену, хотя некоторые продавцы могут почти не заниматься ее поиском или совсем этого не делать, поскольку в действительности они принимают преобладающую цену (ценополучатели). Более серьезное возражение состоит в том, что ценоискатели далеко не свободны от ограничений, налагаемых спросом и предложением.

Крупные нефтепромышленники - вот любимая мишень тех, кто порицает назначаемые цены, но каковы бы ни были недостатки и просчеты нефтяных корпораций, несомненно, их решения испытывают влияние спроса и предложения. Предложение зависит от издержек, и издержки учитываются любым ценоискателем. Кривые спроса никогда не бывают абсолютно неэластичными, поэтому спрос также нужно учитывать, если ценоискатели надеются найти то, что они ищут, -- а ищут они, по-видимому, наиболее выгодную цену. Фирмы в нефтяной промышленности могут обладать чрезмерной рыночной властью. Так это или нет, или какие из них обладают ею, а какие нет, или насколько велика рыночная власть некоторой фирмы, все эти вопросы лучше всего исследовать, наблюдая за кривыми предельных издержек и спроса, а также за тем, как они изменяются во времени под давлением конкуренции. Мы не выясним ничего полезного, если сделаем вид, что существуют фирмы, которые "назначают" цены, полностью игнорируя спрос и предложение.

Итак, нам не удалось подобрать и к термину "назначаемые цены" подходящее значение. Все цены назначаются, и все цены устанавливаются спросом и предложением. Поэтому термин "назначаемые цены" не будет использоваться в последующих главах. При исследовании его происхождения выясняется, что он чаще использовался как вежливое "бранное слово", чем как понятие, полезное для анализа и обсуждения. Экономические проблемы слишком сложны, чтобы усложнять их еще больше, употребляя термины, которые сильно накаляют страсти, но не проливают света на суть дела.

Во вступительном параграфе встречался еще один термин: "олигополист". Словарь объясняет, что "олигополист" - это "один из нескольких продавцов". Обычно в качестве примеров олигополии приводятся три гиганта автомобильной промышленности и крупнейшие производители сигарет, А как насчет ежедневных газет в большом городе? Или они конкурируют с другими газетами, которые можно доставить на грузовике или самолете, с журналами, рекламными щитами, телевидением, справочниками? О каком товаре можно предположить, что у него только несколько продавцов? Следует ли определять его широко или узко? Относятся ли сюда бензоколонки? Скобяные лавки? Дилеры, продающие автомобили? Мастерские, перетягивающие струны на теннисных ракетках? Несколько -- это сколько? Не стоит умножать число примеров, чтобы выяснить, что все проблемы, связанные с определением монополиста как единственного продавца, опять начинают преследовать нас, когда мы определяем олигополиста как одного из нескольких продавцов.

Многие экономисты используют термин "олигополия" для характеристики особой рыночной ситуации. Мы рассмотрим и проанализируем эту ситуацию в 10-й главе. Но мы не будем использовать слово "олигополия", потому что, как и "назначаемые цены" и "монополия", оно скорее создает путаницу, чем несет ясность и понимание.

Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.