Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кредитно-денежная политика центрального банка, ее инструменты. Резервные требования к коммерческим банкам. Денежный мультипликатор. Операции на открытом рынке




Стабильность цен указывается Центральным банком в качестве основы устойчивого долгосрочного экономического роста. Поэтому главной целью денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком в 2002 г., 2003 г. и планируемой на 2004 г., является снижение инфляции и удержание ее на низком уровне с помощью инструментов денежно-кредитной политики (элементы режима таргетирования /перенаправление всей финансово-кредитной политики на борьбу с ростом денежной массы/ инфляции используются Банком России с 1996 г.). Для достижения этой цели в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся инфляция предшествующего года. Среднесрочное численное значение целевого уровня инфляции определено Центральным банком на отметке 5,5–7,5% в 2006 г.

Воздействие на инфляцию в 2002–2003 гг. осуществляется Банком России посредством комбинирования политики управляемого плавающего валютного курса, процентной политики и операций на открытом рынке денежного предложения. Аналогичная программа действий будет характеризовать денежно-кредитную политику Центрального банка и в 2004 г.

Исторический опыт многих стран, в том числе современный российский, свидетельствует о том, что переход к таргетированию инфляции требует отказа от политики управляемого плавающего валютного курса, которую Банк России проводил в последние годы. Однако в настоящее время Банк России не считает возможным отказаться от этой политики по ряду причин: из-за отсутствия действующего стабилизационного фонда, а также угрозы резкого изменения относительной привлекательности активов, номинированных в национальной и иностранной валюте, в результате резкого перехода к режиму неуправляемого плавающего валютного курса. Главной задачей такой валютной политики является сглаживание резких колебаний обменного курса и поддержание золотовалютных резервов на достаточном уровне.

Процентная политика применяется Банком России для управления потоком кратко-срочного портфельного капитала и стерилизации избыточной ликвидности с помощью операций на открытом рынке.

Таким образом, сложившаяся в 2002–2003 гг. и продолжаемая в 2004 г. кредитно-денежная политика Центрального банка акцентирована на сдерживании инфляции, обеспечении устойчивости национальной валюты и балансе между спросом и предложением денег в экономике.

В то же время для создания благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны и поддержания высоких темпов экономического роста решения только перечисленных задач не достаточно. Денежно-кредитная политика Центрального банка должна быть дополнена рядом задач, в число которых входят:

- расширение кредитования экономики;

- обеспечение устойчивости банковского сектора;

- развитие системы институциональных инвесторов и финансовых рынков;

- обеспечение внешней платежеспособности страны.

Принципы формирования системы инструментов денежно-кредитной политики и ее основы заложены в 2002–2003 гг. В настоящее время в распоряжении Банка России находится определенный набор рыночных инструментов денежно-кредитной политики, в число которого входят:

1) операции на открытом рынке:

- первичное и вторичное размещение облигаций Банка России;

- интервенции на валютном рынке и валютные свопы;

- продажа государственных облигаций, принадлежащих Банку России;

2) депозитные операции:

- депозитные операции с банками-резидентами;

3) обязательные резервы:

- норматив обязательного резервирования;

4) рефинансирование банков:

- внутридневные кредиты;

- кредиты «овернайт»;

- ломбардные кредиты, в том числе по фиксированной процентной ставке;

- валютные свопы и операции РЕПО с государственными ценными бумагами;

5) процентные ставки:

- ставка рефинансирования;

- ставки по кредитным и депозитным операциям.

 

В 2003 г. можно наблюдать тенденцию к расширению применяемых Банком России инструментов денежно-кредитной политики. В частности, объем депозитных операций в первом полугодии 2003 г. почти в три раза превысил аналогичный показатель за первое полугодие 2002 г. (168,4 млрд. руб., или 160% от среднего уровня остатков средств на корреспондентских счетах кредитных организаций, против 58,9 млрд. руб., или 78%). Кроме того, депозитные аукционы со II квартала 2003 г. проводятся по всей территории России.

Опыт 2002–2003 гг. показал, что Банк России пока не нашел комбинацию инструментов, которая могла бы применяться с одинаковой эффективностью при разных состояниях денежно-кредитной сферы и способствовать достижению целей денежно-кредитной политики. Актуальной остается необходимость разработки новых эффективных инструментов для управления денежной ликвидностью, в частности, для стерилизации излишней денежной массы, обусловленной значительным притоком валюты на внутренний рынок. Число таких инструментов могло бы быть расширено мерами по развитию рынка ипотечных ценных бумаг, системы обязательных и добровольных пенсионных накоплений, расширение операций Банка России по рефинансированию банков и операций на открытом рынке ценных бумаг.

Механизм применения резервных требований предусматривает размещение в центральном банке депозитов коммерческих банков на уровне, устанавливаемом как средний за определенный период. Как правило, расчетный период составляет 1 месяц - подобная схема используется в Японии, Франции и других странах; в США расчетный период равняется 2-недельному сроку, в Канаде он составляет 2 полумесячных периода.

Большое значение в практике применения резервных требований имеет возможность зачета или переноса избытка или дефицита обязательных резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер - тот механизм используется в США и Франции, Существуют также возможности варьирования расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода, поэтому чем больше временной интервал между расчетным периодом и периодом хранения, тем меньше связь реальной величины резервов с состоянием в данный момент денежно-кредитной сферы, а следовательно, ниже эффективность регулирующих мер, особенно в краткосрочном плане. Вместе с тем временной разрыв расчетного периода и периода хранения имеет большое значение для коммерческих банков: если он составляет 1 месяц, то коммерческие банки имеют достаточно времени для использования резервных активов, и их ликвидность возрастает; более короткие периоды - до 1 дня - способствуют установлению жесткого контроля центрального банка над денежной массой. Как правило, интервал между расчетным периодом и периодом хранения не превышает 2 недель.

Нормы обязательных резервных требований имеют верхнюю границу, размеры которой зависят от видов обязательств, их величины, а также статуса резидентства коммерческого банка. Например, в Германии по вкладам до востребования (1 месяц) величина минимальных резервов не должна превышать 30%, по срочным обязательствам (от 1 месяца до 4 лет) - 20%, по сберегательным вкладам - 10%. В то же время в отношении обязательств банков-нерезидентов Бундесбанк может устанавливать ставку 100% на прирост банковских депозитов.

Нормы резервных требований, устанавливаемые на вклады в иностранной валюте, значительно ниже норм, применяемых к обязательствам в национальной валюте, а зачастую вклады в иностранной валюте не подлежат учету при расчете минимальных резервов. Иногда уровень нормы минимальных резервов зависит от размеров депозитов, включаемых в базу их расчета, - подобная практика характерна для Японии и Австрии.

Величина норм минимальных резервов может также зависеть от вида кредитного института, что наиболее часто встречается в развивающихся странах. Так, на Филиппинах для сельскохозяйственных банков нормы обязательных резервов установлены на более высоком уровне, чем для других видов банков.

В некоторых странах установление более высоких норм обязательных требований носит штрафной характер - в Японии, например, в отдельные годы высокие нормы устанавливались в случае превышения объемов депозитов установленного уровня.

Нормы обязательных резервных требований неодинаковы в разных странах. Наиболее высокий их уровень наблюдается в Италии (25%) и Испании (17%). В условиях высокой инфляции в Южной Корее в отдельные периоды нормы минимальных требований на прирост банковских депозитов повышались до 100%. В Японии, напротив, норма минимальных резервов в последние годы составляет 2,5%. Банк Англии, который практически не использует данный инструмент денежно-кредитной политики, устанавливает норму на уровне 0,45% объема обязательств коммерческих банков.

Центральные банки варьируют величину нормы обязательных резервных требований в пределах установленных в банковских актах максимальных величин. Частота допустимых изменений - одна из сложнейших проблем, стоящих перед центральным банком. С одной стороны, частый пересмотр норм минимальных резервных требований делает данный инструмент денежно-кредитной политики более гибким и действенным. С другой стороны, частые изменения уровня нормы могут повлечь за собой нежелательные последствия, значительные издержки адаптации для банковской системы, нахождение ее в состоянии непрерывного стресса. Коммерческие банки могут вообще перестать реагировать на данную меру центрального банка, запасаясь избыточными резервами. Так, в США в ответ на повышение нормы минимальных резервов коммерческие банки быстро нашли другие источники необходимых финансовых средств, в частности от продажи правительственных ценных бумаг, что создало серьезную угрозу подрыва устойчивости системы государственных финансов. В настоящее время ФРС США практически отказалась от использования инструмента минимальных резервов.

 

Важную роль в экономической теории играет концепция мультипликатора. В переводе мультипликатор означает «множитель» (multiplication – умножение, увеличение; multiplier – множитель, коэффициент). Инвестиционный мультипликатор множит, усиливает спрос в результате воздействия инвестиций на рост дохода. Мультипликатор показывает, как влияет прирост инвестиций (государственных и частных) на прирост выпуска (и дохода). Мультипликатор помогает «почувствовать» эффект государственного стимулирования.

Общий эффект мультипликатора не проявляет себя сразу, а как бы «растягивается» на протяжении определенного периода. Применительно к показателям американской экономики 20-х годов затухание первоначального эффекта продолжалось примерно полтора-два года. Эффекты мультипликации наслаивались и добавлялись. В реальной действительности действует не простой, а многосложный мультипликатор. Само проявление мультипликационного эффекта предполагает наличие определенных условий. Он проявляет себя, прежде всего, при наличии неиспользованных мощностей, свободной рабочей силы. Весьма существенно, куда, в какие отрасли направляются инвестиционные вложения, какова их структура. Эффект мультипликации имеет место обычно в условиях подъема, а не в период спада.

Вообще, мультипликатор – механизм с двумя лезвиями: он может усиливать как рост национального дохода, так и его сокращение. Рассматривая эффект мультипликации, нужно иметь в виду в первую очередь расходы из государственного бюджета, в том числе на общественные работы.

Стимулирующий эффект мультипликатора зависит от многих факторов. Если увеличиваются налоги, то величина реального мультипликатора снижается. Если слишком значителен импорт, то часть новых доходов «уплывет» за границу, увеличится вероятность дефицита платежного баланса. Как известно, инвестиционная деятельность наименее стабильна, она сильнее подвержена внешним воздействиям, чем, например, сфера потребления. На учете действия мультипликационных связей строится экономическая политика, принимаются решения по регулированию экономической жизни. Понимание мультипликационных взаимосвязей необходимо и для уяснения особенностей экономических сдвигов в условиях переходной экономики, именно по этому эта тема актуальна для рассмотрения. Выясним же, как мультипликатор воздействует на сферу экономики, какие есть виды мультипликатора, и какое назначение у каждого из них.

Мультипликатор (Multiplier) - числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз сумма прироста/сокращения национального продукта, дохода или денежного обращения превышает инициирующую такое изменение сумму инвестиций, правительственных расходов, налоговых отчислений или вкладов в финансово-кредитные учреждения.

Различают:

- мультипликатор денежного предложения;

- мультипликатор инвестиционных расходов;

- мультипликатор правительственных расходов;

- мультипликатор потребительских расходов;

- налоговый мультипликатор.

Инвестиционный мультипликатор - коэффициент, определяющий влияние небольших по объему инвестиций на увеличение суммарного дохода.

Мультипликатор расходов(Expenditure multiplier) - числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз сумма прироста либо сокращения планируемых расходов.

Мультипликатор чистых налогов (Net tax multiplier) - числовой коэффициент, показывающий во сколько раз конечная сумма прироста/сокращения планируемых расходов, образующих национальный продукт, превысит первоначальную сумму изменения чистых налогов. Сокращение чистых налогов означает либо сокращение налоговых поступлений, либо увеличение трансфертных платежей населению.

Мультипликатор налогов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) совокупный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу.

Экспортный мультипликатор (Export multiplier) - отношение прироста национального дохода, вызванного экспортом, к приросту самого экспорта.

Эффект мультипликатора (Multiplier effect) - эффект изменения в равновесном уровне национального дохода в большем размере, чем инициирующее его изменение в планируемых расходах. Мультипликатор представляет собой число, показывающее, во сколько раз необходимо умножить происшедший однажды прирост инвестиций, чтобы рассчитать вызванный этим прирост совокупного объема производства.

 

В странах с развитой финансовой системой и развитыми финансовыми рынками операции на открытом рынке являются главным инструментом манипуляций и контроля за денежной массой. Эти операции — просто купля-продажа на открытом рынке государственных ценных бумаг. Суть этих операций сводится к увеличению или снижению избыточных резервов, имеющихся в банковской системе (в системе коммерческих финансовых институтов).

Допустим, Центральный банк решил, что объем денежной массы слишком мал. Тогда он может начать расширительную политику в отношении операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке. С этой целью Центральный банк начинает скупать государственные ценные бумаги у населения и бизнеса. Предположим, что Цен­тральный банк покупает ценную бумагу в 10 тыс. р. Что происходит при этом с балансами физических лиц, коммерческих банков (и других финансовых институтов) и ЦБ? Когда физическое лицо (индивид) продает ЦБ ценную бумагу в 10 тыс. р., то ЦБ приобретает актив в 10 тыс. р. и пассив (обязательства) в форме чека, который он выпускает для передачи продавцу — физическому лицу. Активы всех физических лиц при этом тоже будут затронуты, сократившись на 10 тыс. р. и оказавшись замененными на дополни­тельные 10 тыс. р. в депозитах до востребования (полученный ЦБ чек индивид вкладывает в коммерческий банк). Это изменение происходит на стороне активов.

Затронутым окажется и баланс коммерческих банков. Банковский счет физического лица будет кредитован на депозит до востребования в 10 тыс. р. (это — пассив, обязательства коммерческого банка), а чек будет направлен в отделение ЦБ для инкассации. Резервный счет коммерческого банка будет кредитован на 10 тыс. р., которые появятся как в активах на балансе банка, так и в пассивах на балансе ЦБ. Теперь 10 тыс. р. в форме депозита до востребования на балансе коммерческого банка забалансированы активом в форме дополнительных резервов в 10 тыс. р. В то время как в балансе ЦБ рост стоимости ценных бумаг на 10 тыс. р. является активом, этот рост забалансирован увеличением на 10 тыс. р. резервного счета коммерческого банка.

Таким образом, вся банковская система увеличила резервы на 10 тыс. р. благодаря покупке ЦБ одной ценной бумаги на 10 тыс. р. Из предыдущей темы мы знаем, что должно произойти, когда банковские резервы увеличиваются. Мотив получения банковской прибыли толкает банки выдать ссуды, начав экспансию банковских ссуд и депозитов до востребования. При норме обязательных резервов, равной, например, 12%, коммерческий банк 1,2 тыс. р. должен будет направить в обязательные резервы. А 8,8 тыс. р. являются избыточными резервами, которые должны быть использованы для дополнительных кредитных операций банка. Следовательно, в результате покупки одной ценной бумаги в 10 тыс. р. во всей банковской системе произойдет увеличение депозитов на 83,33 тыс. р., т.е. произойдет увеличение денежной массы на 83,3 тыс. р.

Прямо противоположная схема применяется в ситуациях, когда ЦБ считает, что необходимо снизить денежную массу, осуществляя политику депозитного сжатия. Тогда ЦБ начинает продавать государственные ценные бумаги, что приводит в действие мультипликатор депозитного сжатия (в нашем случае он будет равен -8,333).

Таким образом, операции на открытом рынке могут быть мощным средством контроля за денежной массой. Сравнительно небольшие изменения в объеме принадлежащих ЦБ государственных ценных бумаг мультиплицированно воздействуют на величину избыточных резервов всей банковской системы. В обычной практике западных стран операции на открытом рынке не осуществляются таким образом, чтобы создать драматические изменения величины резервов. Они проводятся на основе повседневных действий и подстраиваются под текущие требования денежной политики. Постоянно растущий объем национальной экономической деятельности требует постоянного увеличения денежной массы для того, чтобы поддерживать устойчивый уровень цен. Как правило, осуществление ограничительной денежной политики означает, что ЦБ увеличивает денежную массу более медленным темпом, чем растет номинальный ВНП, а проведение расширительной денежной политики означает, что ЦБ увеличивает денежную массу более быстрым темпом, чем растет номинальный ВНП.

Когда ЦБ увеличивает продажи ценных бумаг на открытом рынке, это ведет к понижательному давлению на цены этих активов. Снижающиеся цены гособлигаций прямо транс­лируются в растущие ставки процента. Почему так происходит? По государственным ценным бумагам платят фиксированный доход (процент). Если за облигацию в 10 тыс. р. платят 1 тыс. р. в год, то ставка процента по этому виду ценных бумаг составляет 10%. Если же цена такой облигации падает до 9 тыс. р., то ставка процента за нее вырастает до 11,1%. Соответственно покупка государственных ценных бумаг Цен тральным банком не только увеличивает денежную массу, но также увеличивает их цены и понижает процентные ставки на них.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.