Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления рыночных преобразований и их результаты. Либерализация внешнеэкономической деятельности и цен. Приватизация




Выделяют следующие главные задачи рыночной экономики:

1) преодоление кризисных явлений, усугубившихся после вступления общества в рыночную экономику;

2) формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры;

3) реформирование отношений собственности как основы экономической системы;

4) создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования;

5) формирование развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики. Как показывает практика, в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем в них можно выделить несколько общих, «обязательных» направлений:

* либерализацию экономики, связанную, в первую очередь, с отпуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги — освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли;

* реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной. Оно необходимо для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений;

* стабилизацию экономики, под которой понимается устранение резких колебаний цен и формирование устойчивых финансовых отношений;

* реструктуризацию (структурную перестройку) экономики и отдельных предприятий, включающую санацию производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройку технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий;

* интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Для этого необходимо либерализовать внешнюю торговлю, обеспечить надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций, внешнюю и внутреннюю конвертируемость национальной валюты. Важнейшую роль в переходной экономике играют широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация.

Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства над торговлей. Значимость либерализации заключается в возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация заставляет предприятия ориентироваться на потребительский спрос и получение прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению спроса и предложения, предоставляющему производителю сигнальную информацию о потребности в тех или иных товарах. Либерализация на первом этапе неизбежно ведет к скачку цен, а инфляция мешает нормальному функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым условия для стабилизации экономики.

Роль либерализации не ограничивается только «отпуском» цен. В переходной экономике она включает целый комплекс широкомасштабных мероприятий: отмену системы государственных заказов и поставок, ликвидацию государственной производственной и торговой монополии, предоставление экономической свободы предприятиям в выборе ассортимента продукции и поставщиков, отказ от централизованного распределения иностранной валюты.

В постсоциалистических странах либерализация была осуществлена в различные сроки. В Венгрии частичные преобразования начались в 60-е годы, в Китае — в 70-е. В Польше провели «мгновенную» либерализацию, когда в январе 1990 г. отпустили 90 % цен, отменили монополию государства в сфере торговли и обеспечили конвертируемость валюты. Подобная модель быстрой и комплексной либерализации была реализована в Албании, Чехословакии, странах Балтии и Кыргызстане.

В России и некоторых других странах СНГ на первоначальном этапе перехода к рыночной экономике произошла значительная либерализация цен и импортных операций. В то же время более медленными темпами в этих странах освобождаются цены на коммунальные услуги и общественный транспорт, а цены на многие потребительские товары до сих пор находятся под контролем местных властей.

Практически во всех странах с трансформирующейся экономикой после освобождения цен наблюдалась значительная инфляция, спад производства, взаимные неплатежи, усиление социального расслоения населения, снижение его жизненного уровня. Опыт разных стран показывает, что если уровень инфляции превышает порог в 40 % в год, то развитие экономики резко замедляется. Высокая инфляция искажает ценовые стимулы, порождает неопределенность ожиданий, препятствующую накоплению сбережений и инвестирования. Поэтому правительства этих стран вынуждены проводить политику макроэкономической стабилизации, Она означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и ничем не обеспеченной денежной эмиссии.

Изменение отношений собственности, приватизация – переход вещественных факторов производства из государственной собственности в частную – является важнейшей предпосылкой разгосударствления экономики, ее перехода к рынку. Приватизация – это продажа или бесплатная передача гражданами, акционерными обществами, товариществами собственности государства или местных органов власти.

Процесс приватизации в России начался с принятием Верховным Советом РСФСР в июле 1991 г. законов о приватизации государственных и муниципальных предприятий и об именных приватизационных чеках. Эти законы определяли цели, задачи, методы приватизации.

Основными целями приватизации в России были:

– формирование слоя частных собственников-предпринимателей;

– демонополизация экономики;

– создание конкурентной рыночной среды;

– содействие финансовой стабилизации экономики;

– повышение эффективности деятельности предприятий;

– привлечение иностранных инвестиций;

– социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

Процесс приватизации предполагает, прежде всего, четкое определение собственности, которая остается в руках государства и приватизации не подлежит или подлежит с большими ограничениями; разделение условий приватизации мелких и крупных предприятий ("малая" и "большая" приватизация); определение методов проведения приватизации.

Что касается определения собственности, которая остается в руках государства, то было выделено пять типов предприятий с той или иной степенью государственного участия и соответствующими ограничениями в приватизации:

– естественные монополии, в которых управление государственным пакетом осуществляется коллегией представителей государства (РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России");

– акционерные общества, доминирующие на отдельных рынках, которые контролируются государством путем закрепления за ним контрольного пакета акций или "золотой акции" (акция, которая дает ее владельцу право "вето" при принятии решений об отчуждении имущества, о ликвидации общества и т.п.);

– акционерные общества, акции которых могут быть переданы в холдинги и другие объединения предприятий, но с сохранением в руках государства "золотой акции";

– акционерные общества, пакеты акций которых могут быть переданы в управление субъектам Федерации;

– все остальные акционерные общества, акции которых могут быть проданы.

Разграничивались условия и методы приватизации мелких и крупных предприятий. Малая приватизация касалась преимущественно предприятий торговли, общественного питания, гостиничного хозяйства, сферы услуг. Она проходила в большинстве стран эффективно и быстро. При малой приватизации новый собственник, как правило, обязан был в течение определенного срока сохранить профиль предприятия.

Большая приватизация осуществлялась преимущественно путем акционирования предприятий и перехода контрольного пакета акций в руки частных инвесторов. Большая приватизация столкнулась с серьезными трудностями. Средств населения было недостаточно для инвестирования в крупные предприятия, иностранный капитал предпочитал, в основном, портфельные вложения.

Приватизация в России осуществляется двумя методами: бесплатно и путем выкупа (денежная приватизация).

Бесплатная приватизация:

– передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем гражданам России. В этих целях стоимость приватизируемых объектов разделили на все население России. На каждого россиянина пришлось 10000 руб. На эту сумму каждому и был выдан приватизационный чек (ваучер), который мог использоваться как платежное средство при приобретении объектов приватизации. Рыночная цена ваучеров фактически оказалась значительно ниже их номинальной стоимости, пересчитанной с учетом инфляции, и они не смогли создать необходимых условий для всеобщей, равноправной и справедливой приватизации посредством раздела государственной собственности;

– предоставление членам трудового коллектива права безвозмездно получить часть акций акционируемого предприятия;

– бесплатная передача части государственного жилого фонда населению.

Денежная приватизация началась со второй половины 1994 г. и проходила путем:

продажи государственных объектов по конкурсу или аукциону; конкурс (коммерческий) – продажа государственных и муниципальных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий (например, сохранение профиля предприятия, численности занятых на нем, условий труда и т.п.). Победителем конкурса становится участник, предложивший наибольшую цену и согласившийся выполнять поставленные условия; аукцион – продажа предприятий и их активов на открытых торгах, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий, при этом право собственности переходит покупателю, предложившему максимальную цену;

преобразования государственных предприятий в акционерные общества с последующей продажей акций частным инвесторам. Акционирование само по себе не является способом приватизации. Акционерное общество приватизируется только тогда, когда большая часть акций (контрольный пакет) переходит в собственность частных инвесторов. Членам трудового коллектива предоставлялось приоритетное право быть частными инвесторами своего предприятия; полного или частичного выкупа государственного имущества, ранее сданного в аренду.

За 1992–2002 гг. изменили форму собственности 140,3 тысячи предприятий. На 1 января 2003 г. в частной собственности находилось 76,9% всех предприятий страны. Доля занятых на негосударственных предприятиях составила около 50%. От приватизации было получено 146 млрд. руб.

Предполагалось, что быстрая приватизация создаст необходимую "критическую массу" частных собственников, приведет к повышению эффективности производства и подъему экономики. Однако надежды, которые возлагались на приватизацию, не оправдались. На волне быстрой приватизации подъема экономики не произошло, а сама она породила множество новых проблем.

В сфере малой приватизации разукрупнение и коммерциализация торговли и сферы услуг способствовали созданию конкурентной среды. В сфере же большой приватизации выделение структурных подразделений и предприятий из состава единых производственных комплексов привело к разрыву сложившихся хозяйственных связей и часто – к усилению монополизма.

Иностранные инвестиции в российскую экономику весьма незначительны, они не соответствуют ни масштабам потребностей российской экономики, ни масштабам приватизации. При этом отраслевые приоритеты, избираемые зарубежными вкладчиками, часто не совпадают с приоритетами структурной перестройки экономики России.

Предполагалось, что уменьшение расходной части бюджета за счет сокращения затрат на поддержку приватизированных предприятий и увеличение доходов бюджета за счет поступления средств от приватизации будут содействовать финансовой стабилизации. Фактически этого не произошло: государство нередко по-прежнему несет бремя поддержки приватизированных предприятий, а доходы бюджета от приватизации ничтожны.

Процесс приватизации в России идет сложно, результаты ее неоднозначны. Нередко приватизация происходит путем присвоения, "растаскивания" государственной собственности. На основе государственной собственности организуются всякого рода ассоциации, концерны, тресты, акционерные общества, обладающие правом владения и распоряжения собственностью и доходами, устанавливающие монопольные цены и не допускающие конкуренции. При распределении собственности невиданных размеров достигли взяточничество и коррупция.

Неудовлетворительность результатов приватизации требует перенесения центра внимания от раздачи и перераспределения собственности в направлении создания условий для роста эффективности и конкурентоспособности предприятий, проведения активной структурной перестройки, развития инвестиционного процесса и модернизации производства.

Прошедшая в России юридическая смена формы собственности – это только часть процесса изменения отношений собственности. Приватизация не ведет к автоматическому изменению системы управления и повышению эффективности производства. Создание действительно новых форм присвоения, стимулирующих рациональное хозяйствование – это длительный процесс, требующий определенного времени. Сегодняшняя задача – это формирование эффективного собственника – хозяйствующего субъекта, который обладает всей полнотой прав собственности, заинтересован в развитии предприятия и способен осуществить для этого соответствующие инвестиции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.