Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика — сложное многомерное, многоаспектное явление и очень емкое понятие




По сферам общественной жизни она подразделяется на: эко­номическую, социальную, научную, национальную, экологическую, военную и т. д.; по направленности — на внутреннюю и внешнюю; по приоритетности — на нейтральную, открытых дверей, нацио­нального примирения, компромиссов; по содержанию и характе­ру — на прогрессивную и реакционную, на научно обоснованную и волюнтаристскую и т. д.

Политика имеет много свойств, проявлений и форм выра­жения. Богат и многообразен ее субъектный состав. Она измен­чива, подвижна, динамична и вездесуща. Поэтому выработать ее научное определение довольно сложно. В самом общем виде по­литика есть человеческая деятельность, выражающаяся во вза­имодействии между социальными общностями, классами, на­циями, народами, партиями, государствами, гражданами и их объединениями по поводу политической власти, для улучше­ния условий жизни людей, обеспечения общественного и ми­рового порядка.

В приведенном определении синтезированы наиболее важные признаки и аспекты политики.

1. Политика выражается, материализуется в деятельности политических субъектов с целью вызвать те или иные политичес­кие результаты, последствия. Так, внутренняя и внешняя полити­ка государства находит выражение в основных направлениях его деятельности. Разработка и реализация стратегического полити­ческого курса страны немыслима без активной деятельности поли­тических партий, функционирования исполнительных органов го­сударства и др. В политической деятельности участвует множе­ство субъектов, она характеризуется системностью и многообрази­ем форм. Осуществляется она как на теоретическом, так и на прак­тическом уровне. Исключительное значение имеет вопрос эффек­тивности политической деятельности.

1.На политической арене действуют политические субъекты с самыми различными интересами и целями. Они с объективной необходимостью взаимодействуют во имя достижения главных политических целей. Это взаимодействие может строиться на прин­ципах координации, субординации деятельности, политического согласия и противоборства. Мудрая политика предполагает тот факт, что в реальном взаимодействии политические субъекты вза­имоусиливают, взаимодополняют, а не взаимоуничтожают друг друга.

2.Самая глубинная, сущностная черта политики как обще­ственного явления — ее прямая или косвенная связь с полити­ческой властью. Только эта сущностная черта позволяет отделить политику от других общественных феноменов. Политическую власть можно сравнить с силовым (магнитным) полем, вокруг которого вращаются и взаимодействуют многочисленные полити­ческие субъекты.

3.Нет и быть не может бесцельной политики. Она затрагива­ет интересы миллионов людей, а потому является многоцелевой. Одна из главных и долгосрочных целей социальной политики — создание необходимых условий для улучшения жизни человека. Такая политика всегда имеет поддержку в народе. Напротив, по­литика, ведущая к обнищанию большинства населения страны, нарушающая принцип социальной справедливости, неизменно вы­зывает недовольство. Примером тому служит внушительная все­российская акция протеста, состоявшаяся 27 марта 1997 г., где демонстранты и митингующие гневно выступали против разруши­тельных последствий российских реформ, растущего обнищания народа и т. д. Другая важнейшая и постоянная цель политики, прежде всего государственной, — обеспечение в стране и мире надлежащего порядка, безопасности и спокойствия.

Политическая сфера тесно переплетается с другими сфера­ми — экономической, социальной, культурной, правовой, религи­озной, а потому политика становится закономерно возрастающим мировым, общепланетарным фактором. В реальной действитель­ности она органически вплетена в ткань социума. Никто не мо­жет избежать политического воздействия, политические страсти и волны докатываются до самых отдаленных уголков страны и мира.

Степень политизации общества зависит от многих обстоя­тельств, но с наибольшей скоростью она вырастает в переходные исторические периоды, когда кардинально трансформируются ос­новы общественного устройства, мировоззрение людей, их ценнос­тные ориентации. Как раз в такой ситуации находится сегодня Россия. Все ее политические субъекты демонстрируют невидан­ную ранее активность, стремятся лично участвовать в решении своей судьбы и судьбы5 страны.

В демократических странах политика находит концентриро­ванное выражение в разработке и проведении в жизнь стратеги­ческого политического курса развития страны на определенную перспективу.

разработкой вариантов стратегического политического курса в форме предвыборных программ занимаются партии, политичес­кие лидеры. В. ходе предвыборной кампании эти программы разъяс­няются через средства массовой информации. Избиратели, голо­суя за ту или иную партию (блок партий), делают свой выбор политического курса. По результатам выборов формируются за­конодательный (представительный) и исполнительный (правитель­ство) органы страны. Для законодательного органа стратегичес­кий политический курс — концептуальная база законотворчества на весь период функционирования. Партия, победившая на выбо­рах, формирует правительство, которое проводит стратегический политический курс в жизнь.

Таким образом, разработка стратегии политики, выбор оп­тимального политического курса осуществляют партии, общество. Государство же выступает эффективным инструментом реали­зации политики с помощью аппарата управления и принужде­ния, через законодательную власть и правосудие. Однако это возможно лишь в обществе с устоявшимися демократическими традициями. Если посмотреть на данную проблему в истори­ческом плане, а также на современные недемократические госу­дарства, то выяснится, что до сих пор практически во всех стра­нах взаимодействие политики и государства далеко не оптималь­но. И главное отклонение от оптимального варианта разделе­ния функций в политике между партиями, обществом и госу­дарством состоит в том, что государство доминирует в сфере политики. Оно не" только реализует, проводит в жизнь страте­гический политический курс, но и разрабатывает и определяет его, чем ущемляет политические права и свободы человека и Граж­данина.

13. Субъекты и О, политич. Отношения

До недавнего времени в нашей стране основными субъектами политики и политических отношений признавались классы. Нет сомнения в том, что крупные социальные общности, в том числе классы, могут быть субъектами политики. Но этим проблема субъек­тов политики не исчерпывается.

Субъекты политики — это социальные и национальные об­щности, организации, учреждения, способные участвовать в по­литической жизни, принимать политические решения и доби­ваться их реализации, изменять общественные отношения в со­ответствии со своими интересами и целями. Субъект политики — носитель активного, целенаправленного и обоснованного действия.

С определенной долей условности политических субъектов можно классифицировать на три группы. Первая — субъекты социального и национального уровня (первоисточники власти): социальные общности, классы, группы, элиты, индивиды и др. Вто­рая — институциональные носители политической власти: госу­дарство и его органы, политические партии, общественно-полити­ческие организации и движения. Это постоянно действующие субъекты политики, претворяющие ее в жизнь. Третья группа — функциональные политические субъекты: оппозиция, лобби, сред­ства массовой информации и др. Они борются за политическую власть, прямо или косвенно участвуют в ее осуществлении.

Движущей силой политики служат интересы людей, тех или иных социальных общностей, групп, наций и т. д. Выражают и защищают эти интересы партии, общественно-политические орга­низации, представительные органы государства. Без интереса по­литика мертва. Можно сказать, что в политике нет вечных врагов и вечных друзей, а есть вечные интересы. Объективная основа интереса — потребность, а из всех потребностей определяющими являются экономические.

Следовательно, за различными инициативами, действиями политических субъектов открыто или в замаскированном виде стоят интересы. И по тому, насколько стратегический политический курс страны выражает коренные интересы широких народных масс, политику считают народной или антинародной.

Объекты политики — это те социальные общности, груп­пы, нации и народности, граждане и их объединения, на кото­рые политика воздействует в определенных целях. В демокра­тических странах существует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики.

Отношения между политическими субъектами, складыва­ющиеся при разработке стратегического политического курса, в ходе предвыборной борьбы за овладение политической влас­тью, а также деятельность по реализации последней называют политическими отношениями.

Политические отношения есть разновидность общественных отношений. "Политические отношения между людьми, — писал К. Маркс, — являются, естественно, также асоциальными, обще­ственными отношениями, как и все отношения, в которых люди находятся друг с другом". Однако политические отношения об­ладают и определенной спецификой, отличающей их от других видов общественных отношений.

Во-первых, они возникают, как правило, между крупными со­циальными общностями, нациями, а также партиями, государства­ми по поводу политической власти.

Во-вторых, политические отношения в обобщенном виде вы­ражают коренные потребности и интересы социальных групп, клас­сов, народа.

В-третьих, наиболее остро они проявляются в борьбе, сопер­ничестве различных политических сил за использование государ­ства и государственной власти в своих целях.

В-четвертых, они представляют собой форму реализации по­литических взглядов и убеждений, функционирования политичес­ких институтов.

Политические отношения не статичны. Они сложны и по­движны, они есть единство объективного и субъективного, стихий­ного и сознательного.

14.Политика и право

На соотношение права и политики существует две точки зрения. Первая состоит в том, что право доминирует над политикой, такое понимание сложилось в период буржуазно-демократических революций, выдвинувших идеи равенства, прав человека, правового государства, ограничения всевластия государства правами человека. Правовые нормы сдерживают и обуздывают политическую власть, которая зачастую стремиться удержаться неправовыми методами. Вторая точка зрения состоит в том, что политика доминирует над правом. Это аксиома марксизма: “Политика – концентрированное выражение экономики, а право – концентрированное выражение политики”. Такое соотношение характерно для тоталитарных режимов, которые возникают там, где политические нормы не имеют правовой опоры, где право не является ограничителем политической власти, где естественные права человека не выступают в качестве цели, осуществления политики.

Несомненно, категория собственности является основой и правовых и политических норм, поскольку тот, кто обладает собственностью, обладает и юридической свободой и политической властью. Правовые нормы возникают из отношений людей, собственности и в результате правотворческой деятельности государства становятся юридическим, а политические нормы, как бы абстрагируясь от своей первоосновы – собственности, выступают как нормы, регулирующие отношения партий по поводу политической власти.

Исторически признано, что в демократическом обществе соотношение права и политики должно быть таким: с одной стороны право должно стать средством осуществления государственной политики через нормы публичного права, с другой стороны, политическая деятельность всех субъектов должна быть жестко регламентирована правом и не выходить за его рамки.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.