Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет политологии




Политология — это наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания.

4. Категории политологии: содержание и система.

(лекция Кирсанова)

политическое сознание и культура;

- политические институты (государство, партии и пр.);

- субъекты политики — личность, группы давления, элита и лидеры;

- политические отношения;

- политический процесс;

- общий характер носят также понятия «модель», «структура», «легитимность», «концепция», «конфликт», «плюрализм», «режим», «реформа»;

- модель управления, структура власти, политический режим.

(интернет)

Политология, как и любая другая наука, использует как общенаучные категории, так и категории наук, находящихся на стыке с её объектной областью, а также свой собственный (специфический) категориальный аппарат.

А) Общенаучные категории, т.е. категории, используемые большинством социально-экономических и гуманитарных наук: цивилизация, культура, общество, население, власть, народ, прогресс, свобода, революция, эволюция, военное строительство, право, образ мышления и другие.

Б) Категории наук, находящихся на стыке с политологией: правовое государство, частная собственность, гражданское общество, социальные слои и группы, общественное мнение, военно-промышленный комплекс, военно-политические институты, социальные слои и группы, профессиональная армия, военно-политические конфликты и другие.

В) Собственные (специфические) категории: политика, политическая власть, политическая система, политическая организация, политический режим, политический плюрализм, политические интересы, политические ценности, политическая деятельность и другие.

Классифицировать наиболее используемые категории политологии можно и по следующим основаниям:

- категории, отражающие динамизм политической жизни: политический интерес, политический выбор, политическое развитие, политическая ситуация;

- категории, отражающие взаимодействие динамизма и стабильности политической жизни: политическая власть, политический процесс, политические изменения;

- категории, отражающие стабильность политической жизни: политическая структура, политический режим, политическая организация, политическая система.

5. Функции политологии: сущность и содержание.

Мировоззренческая (состоит в том, что политология формирует определенный взгляд на развитие общества, взаимоотношения внутри организованного в политическую форму общества, на место человека в политически оформленном мире)

Познавательная (связана с изучением тенденций политического развития, политических явлений, процессов, событий.Политологические исследования обогащают общество новыми знаниями о политической действительности)

Управленческая (обеспечивается тем, что политология, вскрывая тенденции политического развития, вооружает общество, и особенно властные структуры, такой информацией, какая способствует эффективному политическому руководству и управлению общественными делами)

Воспитательная (выражается в утверждении определенной политической культуры общества с конкретными правилами, традициями политического поведения)

Прогностическая (реализуется в разнообразных научно обоснованных прогнозах общественного развития, концепциях политических изменений, рекомендациях о характере реакции на конкретные политические ситуации)

 

6. Методы политологии: система и содержание.

Группы методов политического исследования:

Общелогические;

Теоретические;

Эмпирические.

Общелогические методы исследования политики:

- абстрагирование - аналогия - анализ

- синтез - индукция - дедукция

- моделирование - классификацию

- исторический - логический

- восхождение от абстрактного к конкретному - идеализацию

Теоретические методы исследования политики:

- Системный метод

- Структурно-функциональный анализ

- Коммуникативно-кибернетический метод

- Метод сравнения

- Сравнительно-исторический метод (одна из разновидностей метода сравнения).

 

Эмпирические методы политологического исследования:

- Наблюдение - Анализ документов - Экспертной оценки

- Опроса: анкетирование; интервьюирование.

 

 

Институциональный подход ориентирован на изучение полит институтов: гос-ва, его органов, правит программ и др средств регулирования полит деят, полит партий и иных общ организаций.

Сравнительный подход направлен на сравнительный анализ различных полит систем (разных стран), а также элементов этих систем: парламентов, партийных и избирательных систем, форм правления и полит режимов.

Исторический подход основан на изучении полит явлений в их развитии.

Социологический подход направлен на выяснение зависимости полит процессов от развития общества в целом, от его соц структуры, от системы эк отношений, от идеологии и полит культуры общества.

Нормативно-ценностный подход - выяснение значения для общества тех или иных полит процессов, их роли в повышении благосостояния общества, в реализации свободы и справедливости.

Системный подход - полит система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся.

Функциональный подход - анализируются те конкретные механизмы, кот позволяют полит системе достигать самосохранения и приспособления к окружающей общественной среде.

Функционально-структурный анализ исходит из рассмотрения полит системы общества в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами.

Бихевиористскийподход основывается на рассмотрении полит системы как организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю логику развития.

Антропологический подход базируется на обосновании политики природой человека.

Также в политологии широко используются эмпирические приемы анализа: анкетирование, наблюдение, анализ статистического материала.

Существуют и два общих концептуальных методологических подхода - диалектика и синергетика (предполагает, что каждая частная ситуация создает свои собственные причинно-образующие факторы, кот не всегда вписываются в известные закономерности).

 

7. Роль политологического образования в подготовке управленческих кадров

 

 

8. Развитие политологии в России: особенности и современное состояние.

Современную политическую культуру нашего общества можно рассматривать в трех ракурсах: 1) выявление истоков ее возникновения, анализ прошлого политического опыта, традиций, менталитета; 2) изучение ее современной структуры, определение ценностных ориентиров, выявление проблем формирования и воздействия на общество; 3) обозначение тенденций и приоритетов развития политической культуры, определение ее места и роли в ми ровой цивилизации.

1. Политическая культура нашей страны в историческом плане весьма уникальна и самобытна. Для нее характерно наличие множества субкультур, обусловленное географическими, этническими и конфессиональными факторами. В качестве основополагающих ценностей прошлого политического развития до нас дошли идеи самодержавной государственности, позволяющей существовать и развиваться различным регионам, народам и национальным общностям. На протяжении многих веков существовало централизованное Российское государство, которое, по сути, предопределяло политическое развитие общества и индивида.

Характерным для нашей истории было слияние с государством церкви, которая являлась элементом государственности. Православная церковь сыграла значительную роль в формировании многонациональной Российской империи и того духа соборности, русского мессианства, который стал неотъемлемой чертой политического мышления того времени.

Особый отпечаток на политическую жизнь, культуру наложила коллективная форма общежития русского крестьянства — община, препятствовавшая становлению индивидуального начала в хозяйственной и духовной жизни.

В 60-е гг. XIX в. в стране возникают благоприятные условия для развития политической культуры. Было ликвидировано крепостное право, началось формирование новых социальных сил: буржуазии и разночинной интеллигенции, осуществлялась масштабная правовая реформа. Однако революция 1917 г. остановила данный процесс.

2. Формирование новой политической культуры в ее системном виде фактически началось с принятия 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации. Процесс этот сложный и болезненный, связанный с ломкой стереотипов, приобретением новых качеств, и все это на фоне социально-экономического и духовно- нравственного кризиса. Низкий уровень политической культуры объясняется не только идеологическими факторами, но и отсутствием опыта демократического участия в управлении и принятии политических решений, поскольку многие институты гражданского общества находятся в процессе становления.

 

3. События последних лет, в частности становление правовой системы, развитие федерализма, совершенствование законо-твор-ческого процесса, поиски компромисса между законодательной и исполнительной властью, функционирование многопартийной си стемы и другие позитивные элементы, позволяют сделать оптимистический прогноз развития политической культуры в России. Здесь важно отметить, что в ряду важнейших направлений в этом плане должны стать последовательное укрепление индивидуальной и общественной духовной свободы, создание реальных механизмов для проявления гражданской политической активности людей, вовлечение их в управление государством и контроль заегодеятельностью.

Оценивая нынешнее состояние российской политической науки в целом, если можно охарактеризовать его одним словом, то это периферийное состояние и по отношению к мировой политической науке, и по отношению к другим социальным наукам в России (история, право, культурология, социология).

Причин данного явления много как и текущих (на становление новой дисциплины нужны десятилетия, особенно в условиях затянувшегося экономического спада, нарастания материальной и интеллектуальной зависимости от Запада), так и долгосрочных (слишком сильны традиции политической науки как разговоров о политике в духе моральной философии или же анализа текущих событий, однако непременно обращенных либо к начальству, либо к народу, но не к научному сообществу).

В результате современная российская политическая наука в значительной мере носит антипозитивистский характер, т.е. продолжает функционировать в духе парадигмы «умом Россию не понять».

Актуальность изучения состояния политологии в России и ее особенностей сегодня стоит в том, что отечественная наука только набирает обороты в развитии после долгого застоя и имеет свои особенности, возможно основанные на национальном менталитете и богатстве русской истории.

В России факторы, в наибольшей степени препятствуют развитию российской политологии, многочисленны и разнообразны. Среди важнейших можно выделить, как ни странно, конъюнктурность и в какой-то степени престижность политологии как отрасли знания. Это часто приводит к тому, что в профессиональное научное сообщество пытаются попасть случайные люди, не имеющие отношения к политологии как науке. Кроме того, к сожалению, слово «политолог» стало весьма распространенным названием политических комментаторов, выступающих на страницах газет, журналов и других СМИ. Высказывания «политологов от СМИ» очень часто неизмеримо далеки от науки политологии. Наглядным образчиком сего может являться, например, качество производимых предвыборных прогнозов. Поэтому подобное словоупотребление дискредитирует политическую науку в глазах широкой общественности и политических кругах. Другим таким фактором является неразвитость инфраструктуры научного сообщества, отсутствие работающих эффективно структур книжного, информационного обмена, повышения квалификации и т.п.

 

9. Сущность и особенности политической власти.

Политическая власть — это особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества.

 

Признаки политической власти:

— делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат;

— использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм;

— наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.

 

Необходимый компонент политической власти — государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме. Государство — это инструмент организованного насилия, обладающий монопольным правом на издание законов в обществе. Его значение не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать. Как сказал русский философ B.C. Соловьев, “государство существует для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а не для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад”.

 

Политическая, государственная жизнь действительно постоянно колеблется между двумя противоположными полюсами: невмешательством государства в общественную жизнь и полным контролем над нею. Видя во власти мощный социальный фактор социальной упорядоченности, а в безвластии — очевидную опасность дезорганизации и саморазрушения социальной системы, необходимо понимать и то, что отнюдь не всякая власть — управленческое и социальное благо. Эффект использования власти в значительной степени определяется ее социальным содержанием — способностью действовать в согласии или вопреки интересам как управляющих, так и управляемых, а управленческая эффективность оказывается таким образом сопряженной с ее социальной сущностью.

10. Природа и функции политической власти.

Политическая власть возникает, формируется в ходе реализации потребностей управления, регулирования общественных отношений. Она действует как принудительная форма снятия порождаемых различием интересов противоречий и конфликтов, структурирования и укрепления человеческих сообществ. В сфере политики происходит постоянная борьба различных интересов, поэтому существует необходимость преодоления сопротивления других людей и сил, и политическая власть реализуется в принудительной форме.

 

Функции политической власти как инструмента социального управления:

— сохранение социальной целостности;

— реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп;

— регулирование социальных отношений, поддержание стабильности в функционировании социального организма. Политическая власть должна обеспечить сочетание разных сторон, отраслей социальной жизни таким образом, чтобы они действительно дополняли, а не подрывали существование друг друга;

— поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга.

 

Разрыв и противопоставление функций политической власти может существенно ослабить и дестабилизировать всю систему социальных отношений, привести общество к социальному кризису. Условием обеспечения оптимальности в сочетании функций политической власти служит некоторая степень автономии государства от взаимодействующих в обществе интересов, возвышения над ними. Политическая власть достигается при условии, если интересы государства преобладают, доминируют в случае конфликта с интересами политически и экономически господствующих социальных групп.

 

 

11. Легитимность политической власти и ее типы.

 

Легитимностъ означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.

Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И, напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной.

Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.

Легитимность и легальность (законность) власти не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то Легитимность — это доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение,— легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

 

Типы легитимности политической власти:

1) рациональный — власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти;

2) идеологический — власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены;

3) традиционный — власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;

4) харизматический (персональный) — власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.

 

Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в “чистом виде”. В конкретно-исторических условиях каждой страны эти типы переплетаются при доминировании одного из них.

О степени легитимиости политической власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму.

Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления поддержки массами, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами — идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими.

12. Легитимность и легальность политической власти: сущность и различия.

Легитимность власти -

означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная (легальная) и справедливая;

это доверие и оправдание власти (характеристика нравственная).

Легальность власти -

означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика).

 

Типы легитимности политической власти:

1)рациональный(власть узаконена установленным демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти)

2)идеологический(власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены)

3)традиционный(власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков)

4)харизматический (персональный) (власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.)

13. Ресурсы политической власти: их виды и содержание.

Ресурсы политической власти:

Экономические -материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: деньги, плодородные земли, полезные ископаемые и т.д.;

Силовые - оружие и аппарат физического принуждения специально подготовленных для этого людей;

Социальные ресурсы используются для повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной структуре;

Информационные -представляют знания информации, а также средства их получения и распространения (институты науки, средства массовой информации и т.д.);

Политико-правовые - используют Конституцию, законы, программные документы политических партий;

Демографические - представляют человека как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы.

 

14. Политический режим: направления (виды) толкования и их содержание.

Политический режим -это совокупность средств и методов осуществления политической власти той или иной правящей элиты.

Политический режим (правовое толкование) -это система конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение их на практике.

Политический режим — это особый социальный механизм, способ управления обществом, соединяющий:

- базовые модели формирования органов власти и способы принятия политических решений,

способы участия различных политических субъектов: правящей элиты, лидеров партий, групп интересов, отдельных граждан.

15. Параметры политического режима: сущность и содержание.

Параметры политического режима (по социологическому истолкованию):

1) степень политического участия;

2) характер функционального отношения институтов власти к фундаментальным правам и свободам человека;

3) уровень возможного свободного конкурентного соперничества правящей и оппозиционной группировок в процессе формирования органов государственной власти;

4) соответствие мероприятии административных органов государства правовым основам, проявляющееся в соблюдении конституционных норм и других законов страны;

5) наличие и статус государственной идеологии, отношение к оппозиционным идейным течениям, свобода деятельности средств массовой информации;

6) методы государственного управления.

 

16. Типы политических режимов: типы и принципиальные их различия.(+17,18,19)

Типы политический режимов (основных):

демократический, тоталитарный, авторитарный.

Демократический(осн.принципы) Признаки тоталитарного Признаки авторитарного
1. Признание народа источником власти, сувереном в государстве. 2. Участие граждан при формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля за органами власти. 3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. 4. Большой объем прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. Действует принцип «все, что не запрещено — разрешено». 5. Политическое равенство всех граждан. 6. Свободное волеизъявление воли народа на выборах. 7. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. 8. Четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. 9. Ссвободно, без вмешательства государства действуют институты и организации гражданского общества, развито гражданское самоуправление. 10. Политический плюрализм, многопартийность. 11. Идеологический плюрализм. 12. Свобода слова. 13. Полиция, спецслужбы и армия —выполняют функции обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества. 14. Власть в государстве в большей мере основана на убеждении, чем на принуждении. Тоталитаризм — это политический режим, в котором осуществляются полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающиеся преимущественно силовыми средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия.   1. Верховенство государства, носящее тотальный характер. 2. Сосредоточение всей полноты государственной политической власти в руках вождя партии, влекущее фактическое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности государственных органов. Культ вождизма. 3. Монополия на власть единственной массовой политической партии, сращивание партийного и государственного аппарата. 4. Максимальное сосредоточение власти в одних руках — автократия, ликвидирует принцип разделения властей. 5. Подрыв и разрушение институтов и организаций гражданского общества. 6. Господство в обществе одной всесильной государственной идеологии. 7. Централизованная система контроля и управления экономикой. 8. Полное бесправие человека. 9. Строгая цензура над всеми СМИ. 10. Полиция и спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов и выступают в качестве инструмента массовых репрессий. 11. Подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематического и массового террора. 12. Подавление личности, обезличивание человека. Виды тоталитарных режимов (основных): 1. Правый тоталитарный режим, в основе которого лежит национальный (расовый) критерий. 2. Левый тоталитарный режим, в основе которого лежит классовый (социальный) критерий.     Аторитарный режим — это политический режим, в котором созданы частичные возможности для выражения социальных интересов, а отношения государства и личности построены больше на принуждении, чем убеждении, без применения средств вооруженного насилия. Признаки авторитарного режима:     1. Государственная власть поставлена в рамки права и действует на основе Конституции и других законов. 2. Политические права и свободы граждан в значительной мере ограничены. Законы преимущественно защищают интересы государства, а не интересы личности. 3. Политическая власть сконцентрирована в руках одного человека или одного органа государства. 4. Отсутствует четкое разделение властей. 5. Допускается политический плюрализм. 6. Формирование органов власти, а также циркуляция правящих элит осуществляются волевым введением их в руководящие структуры. 7. В обществе доминирует государственная идеология, но допускаются и другие идейные течения. 8. Признается относительная автономия от государства экономической, социальной, семейно-бытовой и культурной сфер жизнедеятельности общества. 9. Существует цензура над СМИ. 10. Отношения государства и личности построены больше на принуждении, чем на убеждении. 11. Полиция и спецслужбы ориентированы на выполнение функций охраны правопорядка.  

 

17. Демократический режим: содержание, характерные признаки.

Демократическое государство - государство, в котором органы власти имеют народный мандат. Центральное место среди них занимают органы, непосредственно избираемые народом (Президент, парламент и т. д.); компетенция, объем, пределы власти каждого органа строго регламентируются законом. Также может широко использоваться такой институт непосредственной демократии, как всенародное голосование (референдум). В обществе утверждается верховенство права и независимое правосудие, все граждане имеют гарантированные государством и защищенные судом неотъемлемые права и свободы. В демократическом государстве и, соответственно, в обществе допускается свободомыслие, свободное вероисповедание, отсутствует цензура, расовая или национальная дискриминация, то есть все то, что составляет жизнь нормального гражданское общества.

 

18. Тоталитарный режим: содержание, характерные признаки.

Тоталитарное государство - государство, в котором административное управление строится на началах всевластия; оно не определяется законом. Из жизни общества исключаются права человека и независимое правосудие; все общество попадает под тотальный контроль государства и его подразделений: управленческого административного аппарата, вооруженных сил, карательных учреждений. В обществе осуществляется беспрепятственное подавление личности. Исключается всякое инакомыслие, все общество вынуждено занимать ту позицию, которую предлагает официальная идеология и пропаганда.

19. Авторитарный режим: содержание, характерные признаки.

Авторитарное государство - государство, в котором государственная власть, не имеющая непосредственного мандата народа, хотя и определяется законом, но произвольно осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц с

помощью прямого использования управленческого административного аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений. Право и права человека не имеют независимого статуса и верховенства в обществе, их функции ограничены требованием соблюдения действующих норм и законов. В недемократическом, авторитарном государстве и обществе, как правило, имеется официальная идеология, которая проникает практически во все сферы жизни данного общества.

 

20. Политический режим в России: периоды развития, содержание, характерные признаки.

Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако в России не было характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, ее неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена: либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества. Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной модели, политический строй в нашей стране отягощен признаками нескольких предыдущих политических режимов.

 

 

21. Политическая система общества: понятие и содержание.

Политическая система общества– это - сложная разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Политическая система - это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая регулирует отношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

 

Понятие “политическая система” показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Понятие “система” означает в политологии все действия и структуры, так или иначе влияющие на процесс принятия и осуществления политических решений.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория “политическая система” позволяет более четко понять политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

 

Структура политической системы:

— политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

— политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

— социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

— политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

— политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

 

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория “политическая власть”. Именно понятие “власть” наиболее полно характеризует процесс функционирования политической системы.

 

 

22. Политическая система общества: структура и содержание элементов.(+21)

Политическая система общества– это - сложная разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.