Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни развития психики. Сравнительная характеристика психики человека и животных




Психика, поведение и деятельность. Мозг и психика.

Психика - внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.

Психика - внутренний, субъективный мир человека. Его мысли, чувства и переживания, настроения и отношения, планы и мечты, ожидания и взгляды. Это мышление, восприятие, память, мотивы, чувства и эмоции, речь и внимание - все органы и функции, когда они происходят внутри нас.

Поведение, система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средой

Деятельность, специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование и совершенствование действительности и самого себя.

 

Психика является свойством мозга. “ Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи ”.

Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.

На протяжении длительной эволюции органического мира - от амебы до человека - физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и оперативными.

Психика возникла как необходимый механизм адаптации живых организмов к окружающей среде.

Психика человека субъективная, сигнальная, социально-обусловленная отражения действительности в системе идеальных образов на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой

Функции психики: ориентация и регуляция деятельности и поведения человека.

Развитие психики: раздражимость- физиологическая или биологическая форма отражения живыми организмами окр.среды по принципу полезного и вредного воздействия.

Чувствительность- реакция не на воздействие, а на сигналы

Инстинкты- наследственно-закреплённые формы поведения (целесообразны только с стабильных условиях)

Физиологическая основа инстинкта-безусловный рефлекс (дыхание)

Научение (?)- играют роль условные рефлексы

Сознание- только у человека. Это психическая само регуляция человека на основе отражения действительности, понятия и оценочных суждений. Внимание является текущей организацией сознания. Сознание характеризуется наличием цели деятельности и моделированием будущих событий

 

Формы и способы организации человеческой социальной деятельности также отличаются от биологической активности животных. Почти все они связаны со сложными, освоенными в процессе жизни умениями и навыками, которых нет у животных. Последние приобретены человеком в результате сознательного, целенаправленного и организованного обучения.

Таким образом, главные отличия деятельности человека от биологической активности животных заключаются в следующем.

1. Деятельность человека включает в себя системы движений, которые освоены в результате обучения.

2. эти системы движений рассчитаны на умелое употребление и разумное использование предметов человеческой культуры.

3. деятельность человека носит продуктивный, созидательный, зачастую характер. Активность животных в отличие от деятельности человека имеет потребительскую основу, она ничего по­ни производит по сравнению с тем, что уже имеется в природе,

и исключением, быть может, строительства некоторыми животными своих гнезд, другого типа жилищ, а также изготовления простейших орудий для удовлетворения биологических потребностей.

4. Деятельность человека всегда связана с определенными предметами материальной и духовной культуры, причем эти предметы используются людьми по своему культурному назначению в качестве орудий или предметов, удовлетворяющих специфические потребности людей.

5. Деятельность человека, в конечном счете, преобразует его самого, его собственные потребности, способности, условия жизни. Активность животных практически ничего не изменяет ни в них самих, ни в условиях их жизни (имеется в виду сохранение и передача из по­коления в поколение накопленного в процессе жизни опыта).

6. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

7. Предметная деятельность людей как бы задана, опредмечена в культурном предназначении и способах использования окружающих человека предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в целесообразно организованном обучении и воспитании. То же относится к управляющим внешней стороной деятельности внутренним нервным структурам и физиологическим процессам. Активность животных изначально генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного созревания организма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.