Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология аудиторий




Вопрос № 20. Аудитория средств массовой информации, ее особенности.

В исследованиях аудитории МК можно выделить несколько направлений: от чисто количественных подсчетов размеров аудитории разных каналов и отдельных передач до весьма сложного качественного анализа аудитории, где главное внимание уделяется изучению социально-демогра­фического состава аудитории, ее соц.-псих. х-к, их связи с реальным поведением аудитории, образом жизни и с межличностным общением. Соц.-псих. х-ки аудитории ох­ватывают довольно широкий круг явлений. Сюда относятся субъектив. побудит. причины обращения аудитории к различным каналам МК, т. е. мотивы обращения к этим каналам, соц. установки аудитории, ценностные ориентации, соц. стереотипы и др.

Аудитория как объект информационного влияния обычно делится на массовую и специализированную по количественному критерию. Термином « массовая аудитория » обозначаются чаще всего: а) все потребители информации, распространяемой по каналам СМИ, - читатели газет, журналов, книг, телезрители и т.д.; б) случайные объединения людей, не имеющих общих профессиональных, возрастных, политических, экономических, культурных и иных признаков и интересов (толпа зевак, собравшихся послушать уличного оратора, музыканта)

Специализированная аудитория представляет достаточно определенное и устойчивое целое, с более или менее очерченными границами, включающее множество индивидов, объединенных общими интересами, целями, системами ценностей, стилем жизни, взаимными симпатиями, а также общими социальными, профессиональными, культурными, демографическими и иными признаками.

Типология аудиторий. Здесь наиболее важными факторами для МК являются возраст, уровень образования, пол, профессиональные и национальные признаки. Так, в исследованиях Е.Е. Прониной (1987) было обнару­жено, что разные социально-демографические группы телезри­телей неодинаково оценивают наиболее значимые для них до­стоинства сообщений в теленовостях. Для школьников определяющее значение имеет убедительность сообщения, для студен­тов — информативность, для рабочих — доходчивость освещения проблемы.Подобные исследования показывают заметную разницу в тематических предпочтениях и объемах потребляемой инф. мужчинами и женщинами с одинаковым уровнем образования.

Типология аудиторий (на примере телеаудитории):

1) аудитория с пассивно-потребительским отношением к ТВ. Такое отношение к ТВ обусловлено общей ориентацией, кот. принято наз. бездуховным потреблением. Дан­ную группу х-ют ориентация на материальную сторону жизни, стремление к развлечениям, устройству личнойжизни, решение сиюминутных бытовых потребностей. Предпочитаемая тематика ТВ связ. с развлекат. кмуз. формами.

2) активная, социально-зрелая аудитория. Этой группе присуще ощущение самостоятельности при принятии важных решений, высокая оцен­ка собственного опыта, эмоц. независимость от окружающих, пси­х. защищенность, устойчивость. Круг интересов связан с полит., эконом., общественной работой. Для них высоко значимы?? проф. самоопределения и развития. Представители данной аудитории расценивают себя по отнош. к СМК как равноправ. партнеров по общен. Не обнаруж. четкой привязки к соц.-демограф. х-кам.

3) «инфантильная» аудитория. Осн. х-ка — несформированность интересов и потребностей. Преобладает на­правленность развлекательно-бытового характера, связанная с вопросами повседневной жизни, брака, семьи, бытовых проблем. Потребности в организации своего досуга и форм общения не выражены. В отношении инф. и общественно-полит. передач преобладают отрицат. оценки, связ. в основном с формой передач. Предпочитаемое содержание пе­редач — зрелище, макс. насыщенное событиями и эмоциями, выхо­дящими за рамки повседневной жизни. Инф. д/данной аудитории д. б. драматизирована, конкретна, эмоц. окрашена.

4) «домашняя» аудитория. Здесь основная х-ка — устой­чивость интересов в сфере общения, досуга и трудовой деятельности, стрем­ление к макс. покою, надежности. Выражается потребность в ин­ф. на личностном уровне, отрицательно оценивается более обобщен­ный уровень инф. для этой аудитории особенно близки передачи,. раскрывающие реальных людей, таких как они сами и их знакомые. В сфе­ре МК отдают предпочтение постоянным рубрикам, при­вычным формам, знакомым комментаторам, известным исполнителям.

Типология читательской аудитории: 1. активные, избирательные читатели; 2. Активные, но неизбирательные читатели; 3. Читатели-«середняки»; 4. Пассивные, но недовольные и требовательные читатели; 5. Пассивные и невзыскательные читатели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.