Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспортные преступления, не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта




79.

Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов.

Предмет преступления - рыбы различных пород; морские и пресноводные животные (моржи, тюлени, сивучи, морские львы, дельфины, нерпы); пресноводные и морские беспозвоночные иглокожие (раки, крабы, кальмары, осьминоги и т.п.); промысловые морские растения. Предмет преступления образуют только водные животные, находящиеся в природной среде в естественном состоянии. Рыба или иные водные животные, выращиваемые рыбозаводами, рыбхозами, колхозами и иными хозяйствующими субъектами в специально устроенных или приспособленных водоемах, рыба, добытая этими организациями или хотя бы и находящаяся еще в сетях и иных ловчих устройствах, может быть предметом хищения чужого имущества, так как в этих случаях предмет посягательства обособлен трудом добытчика от естественной природной среды и приобрел качество товара.

Добыча признается незаконной, если она ведется с нарушением установленных законодательством правил добычи указанных выше рыб и животных, т.е. без надлежащего на то разрешения или при обстоятельствах, указанных в соответствующих пунктах диспозиции данной статьи. Для привлечения лица к ответственности достаточно наличия любого из этих нарушений. Добыча означает процесс (лов), а не результат (вылов). Диспозиция нормы носит бланкетный характер.

Местом незаконной добычи следует признать только территориальные воды РФ, ее внутренние моря, озера, естественные пруды, водохранилища и их придаточные воды.

Пункт "б" ч.1 ст.256 УК включен, исходя из требований Правил рыбоводства, запрещающих, например, перегораживать орудиями лова более двух третей ширины реки, пролива и протоки, применять взрывчатые и отравляющие вещества, огнестрельное оружие, электрический ток, остроги, другие колющие орудия лова, сети для лова осетровой рыбы, сети с ячеей меньше установленного размера и т.д.

Состав преступления, предусмотренного п."а" ч.1 ст.256 УК, - материальный. Между деянием и последствием (крупный ущерб) должна быть установлена причинная связь. В остальных случаях ч.1 ст.256 УК предусматривает формальный состав: преступление будет считаться оконченным, даже если не удалось добыть водных животных и растений.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом,Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.Предмет посягательства, предусмотренного ч.2 ст.256 УК, определен в диспозиции нормы. Морской котик - ценный пушной зверь, млекопитающее семейства ушастых тюленей. Морской бобр - млекопитающее семейства куньих (калан, камчатский бобр, морская выдра). Иные морские млекопитающие - киты, морские львы, касатки.

Открытое море - это море за пределами 12-мильной морской полосы от побережья в районах зверобойного промысла РФ и в районах действия Временной конвенции о сохранении котиков северной части Тихого океана.

Запретные зоны - это прибрежные зоны, являющиеся местом постоянного или временного обитания котиков, бобров, морских львов, в том числе и лежбища.

Содеянное следует квалифицировать только по ч.3 ст.256 УК без совокупности со статьями, предусматривающими ответственность за должностные преступления либо за злоупотребление полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой и иной организации.

 

78. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта: понятие и виды. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

статье 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Данное преступление посягает на безопасные условия дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Под безопасностью дорожного движения понимается состояние защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. О понятии эксплуатации см. комментарий к ст.263 УК. Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье.

Объективная сторона выражается в нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства. Суды в приговоре, признавая лицо виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, обязаны указать, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение. Диспозиция комментируемой статьи относится к бланкетным и отсылает к нормативным правовым актам, регулирующим дорожное движение и эксплуатацию транспортных средств, в частности к Федеральному закону от 10 декабря 1995 года N 196 "О безопасности дорожного движения", к Правилам дорожного движения РФ, утвержденным постановлением Совета Минстров РФ от 23 октября 1993 года N 1090.

Под дорожным движением принято понимать движение наземных механических транспортных средств по автомагистралям, шоссе, городским улицам, иным дорогам и проездам. Под транспортным средством понимаются любые механические самоходные транспортные средства, оборудованные автономным двигателем объемом не менее 50 куб. см и способные развивать скорость не менее 50 км/ч.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, которые не отвечают приведенным выше требованиям, влечет ответственность по ст.268 УК.

Нарушение правил возможно путем как действия, так и бездействия. Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении установленной скорости движения, в выезде на встречную полосу движения, в игнорировании дорожных знаков и т.п. Нарушение правил эксплуатации транспортных средств - в перевозке пассажиров на не предназначенном для этого транспортном средстве, стоянке машины в неположенном месте, буксировке на слабом тросе и т.п. К обязательным признакам объективной стороны относятся общественно опасные последствия в виде тяжкого вреда здоровью, а также причинно-следственная связь. Следует учитывать, что уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств наступает вне зависимости от места, где было допущено нарушение. Дорожное движение в основном осуществляется по дорогам, но может происходить и в условиях бездорожья, во дворе, поле, на автомобильных стоянках и т.п.

Если указанные в ч.1 и 3 настоящей статьи общественно опасные последствия наступили при погрузке и выгрузке грузов, ремонте транспортного средства, производстве строительных, дорожных и иных нетранспортных работ, то эти деяния не могут квалифицироваться по ст.264 УК.

Субъективная сторона комментируемого преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект преступления специальный - лицо, достигшее возраста 16 лет и управляющее транспортным средством. Для квалификации деяния по ст.264 УК не имеет значения, имел ли виновный водительские права. При поездке на учебной машине с двойным управлением ответственность за нарушенные правила вождения несет инструктор, так как согласно Правилам дорожного движения обучающий вождению приравнивается к водителю. Вместе с тем следует учитывать, что по Правилам дорожного движения обучаемый также считается водителем транспортного средства. Поэтому в случаях, когда будет установлено, что нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств произошло по вине курсанта, пренебрегшего указаниями инструктора, то первый подлежит ответственности по комментируемой статье.

В ч.2 анализируемой статьи квалифицирующим признаком выступает общественно опасное последствие в виде смерти человека.

В ч.3 ст.264 УК законодателем предусмотрена ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц.

Под признаки данной статьи не подпадает нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины. Это деяние квалифицируется по ст.350 УК.

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК). Непосредственный объект данного преступления — безопасность железнодорожного, воздушного или водного транспорта.

Предмет преступления — транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, транспортное оборудование и транспортные коммуникации.

К. и П., работая проводниками груза, будучи в нетрезвом состоянии, умышленно вытащили из буксовых узлов подвижного состава детали — пять польстеров, два из которых в качестве топлива сожгли в печке вагона. Они были задержаны осмотрщиком вагонов и работником милиции, которые заставили их три польстера поставить назад в буксы вагонов. Несмотря на это, К. и П. вновь в тех же целях изъяли из буксовых узлов вагонов 29 польстеров, один из которых вытащили из буксы пожарного поезда. Каркасы сожженных польстеров они выбрасывали на пути.

Объективная сторона преступления складывается из: а) разрушения, повреждения или приведения иным способом в негодное состояние транспортных средств или путей сообщения, а также блокирования транспортных коммуникаций; б) преступных последствий в виде тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба; в) причинной связи между ними.

Разрушение — это полный распад системы, в результате чего она не способна функционировать по своему назначению. При разрушении либо теряется техническая возможность восстановления предмета преступления, либо это становится экономически нецелесообразным.

Повреждение влечет частичное изменение в структуре и форме технической системы, в силу чего она может быть восстановлена.

При приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние предмет преступления не терпит урона, он остается исправным, но "выпадает" из системы, обеспечивающей безопасность функционирования транспорта. Например, перенос маркировочного знака на аэродроме влияет на безопасность при взлете и посадке самолета. Ущерб объекту посягательства причиняется тем, что средство сигнализации не может функционировать по своему назначению.

Охватываются данным видом деяния и довольно распространенные случаи подкладывания на действующие железнодорожные пути посторонних тяжелых предметов, таких, например, как телеграфный столб, бревна, шпалы, тормозные башмаки, камни и т. п., поскольку при этих условиях железнодорожный путь делается непригодным для безопасного использования подвижным составом.

Блокировать транспортные коммуникации означает существенно ограничить или вообще парализовать деятельность определенного звена в системе железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Чаще всего это проявляется в том, что перекрываются железнодорожные магистрали, взлетно-посадочные, рулежные полосы и т. д.

По своему содержанию последствия, рассматриваемого преступления совпадают с последствиями, предусмотренными ст. 263 УК.

Субъект преступления — лицо, достигшее 14-летнего возраста.

С субъективной стороны психическое отношение к наступившим последствиям характеризуется неосторожной формой вины; преступление может быть совершено как по легкомыслию, так и по небрежности.

Наступление смерти одного человека либо двух или более лиц охватывается соответственно ч. 2 и 3 ст. 267 (квалифицированные составы).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.