Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповой уровень социального влияния и влияние в межличностном взаимодействии




Прежде чем непосредственно перейти к заявленной в названии главы проблеме, выскажем некоторые общие соображения.

В первой части данного учебного пособия, характеризуя общий ход истории становления проблематики личности в социальной психологии, мы выделяли в качестве одной из ведущих его особенностей определенный ракурс в рассмотрении личности, а именно — ее преимущественный анализ через процессы деперсонализации, через фактический отказ от «атрибутов личностности». Максимально эта линия оказалась представлена в исследованиях группового влияния на личность. Именно появление в социальной психологии малой группы как объекта исследования имело свои имплицитные (но от этого не менее важные) следствия для социальной психологии личности. Так, г.редставляется, что для большей части этих исследований были свойственны следующие общие черты:

отношения личности и группы рассматривались преимущественно в дихотомии «согласия — несогласия», т.е. ведущим оказывался когнитивный, а не поведенческий аспект группового влияния;

как правило, чисто феноменологические описания превалировали над причинно-следственным анализом (большая часть работ посвящалась и посвящается изучению разнообразных феноменов группового влияния на личность — практически без попыток ответов на вопрос о том, почему это влияние возможно в принципе); изучение процессов группового влияния на личность шло, как правило, в узкогрупповом контексте, без учета более широко­го контекста.

Нетрудно видеть, что за всем этим стояло определенное представление о человеке: с одной стороны, он уже представал для социальных психологов как субъект индивидуального выбора, с другой — сам выбор понимался ограниченно, как заданный рамками взаимодействия в конкретной малой группе. Соответственно такой выбор предполагал возможности «внешнего» его изменения, влияния на него. Основные феномены группового влияния История изучения феноменологии группового влияния на отдельного человека позволила собрать столь обширный эмпирический материал, что классификация его разнообразия выступала и выступает для исследователей отдельной задачей, специфика решения которой зависит в основном от конкретного ракурса анализа.

Во-первых, если основное внимание сосредоточено на группе как субъекте влияния, то в качестве основания подобной классификации выделяются характеристики самой группы. Исторически они.рассматривались в дихотомии «влияние большинства — влияние меньшинства».

Начиная с классических экспериментов С. Аша по изучению конформного поведения и продолжая дальнейшими работами в этой области, ориентированной на анализ первого полюса данной дихотомии, в целом ряде работ было показано, что:

гомогенные, однородные по какому-либо признаку группы провоцируют большее количество конформных реакций своих членов, нежели гетерогенные;

группы, отличающиеся высокой степенью групповой сплоченности, оказывают более выраженное групповое давление, чем менее сплоченные;

децентрализированная структура внутригрупповой коммуникации позитивно связана с ростом конформного поведения;

группы, которые оцениваются человеком как привлекательные с какой-либо точки зрения (обладающие большой степенью компетентности в проблеме, высоким социальным статусом и т.п.), обладают большим потенциалом группового влияния, нежели группы малопривлекательные.

Исследования второго полюса дихотомии — изучение нормативного влияния меньшинства, начало которы положили работы С. Московией, значительно расширили эти представления. Так, выдвигая свою модель влияния меньшинства. С. Московией обращает внимание на то, что:

групповое влияние не осуществляется сугубо односторонне (от большинства к меньшинству), реальный социальный процесс как на макро-, так и на микросоциальном уровне всегда содержит в себе «встречное» влияние меньшинства;

это влияние отлично от влияния большинства как по своим характеристикам (например, требованиям определенного поведенческого стиля меньшинства — его устойчивости, структурированности, последовательности и пр.), так и по своим функциям (не поддержание и укрепление социального контроля над личностью, а трансляция инноваций);

• в отличие от влияния большинства влияние меньшинства не может быть объяснено с позиций принципа зависимости (человек проявляет согласие с группой, чтобы заслужить одобрение ее членов), на смену ему приходит принцип редукции неопределенности (меньшинство побуждает человека к поиску новой информации,
рассмотрению большего числа возможных мнений).

Очевидно, что, став предметом не только чисто экспериментального изучения, но и будучи исследованы применительно к реальным группам меньшинств (этническим, расовым, сексуальным и др.), эти позиции не только существенно расширили имеющиеся представления о групповом влиянии, но прежде всего эксплицировали роль личностных переменных в нем. Помещение человека в «поле» одновременного взаимовлияния большинства и мень­шинства, необходимости выбора между собственно нормативным и информационным полюсами группового влияния закономерно обратило внимание исследователей к тем изменениям, которые оно «производит» в личности, и к характеристикам последней.

Итак, во-вторых, проблема группового влияния на личность может быть рассмотрена с точки зрения характеристик объекта влияния. Исторически данная линия исследований все более смещалась от изучения вопросов собственно личностных характеристик, предрасполагающих к конформному поведению, в сторону анализа характера самих изменений. Так. отмечается, что еще на «пике» исследований нормативного влияния группы в 60—70-е годы было показано следующее:

• существует отрицательная (хотя и слабая) зависимость между склонностью к конформному поведению и такими личностными особенностями, как уровень развития вербального интеллекта, толерантность к стрессу и внутренний локус контроля;

' • имеется позитивная связь между некоторыми особенностями самокатегоризации (а именно — наличием в самоописаниях характеристик, подчеркивающих значимость для человека социального одобрения) и степенью подверженности групповому давлению;

в случае совпадения группового мнения с системой ценностей личности, подвергающейся влиянию, она будет демонстрировать максимальную зависимость от группы;

существуют возрастные и тендерные колебания конформности: в большинстве случаев экспериментально подтверждались представления о подростковом возрасте как своеобразном «пике» конформных реакций и большей подверженности женщин групповому давлению.

Однако дальнейшее изучение роли личностных переменных в ситуации подверженности человека групповому давлению показало существование гораздо менее однозначных зависимостей, приведя исследователей к выводу об их крайне малой прогностической способности. Как отмечает по этому поводу Д. Майерс, «знание внутренних факторов (таких как установки, диспозиции) редко позволяет в точности спрогнозировать поведение в специфичес­ких ситуациях, оно лишь дает возможность удачно предсказывать усредненное поведение человека в совокупности ситуаций».

Что же касается анализа характера самих изменений, происходящих в личности в результате группового влияния, то в основном они рассматривались по линии «установки и/или поведение». Один из признанных классиков психологии социального влияния Ф. Зимбардо предлагает более детальный подход к этой проблеме.

С точки зрения Зимбардо, существует пять типов реакций человека на социально значимые раздражители:

собственно поведение (конкретные действия, совершаемые в результате нормативного и/или информационного влияния):

поведенческие интенции (намерения или планы действий, которые далеко не всегда воплощаются реальности);

собственно когниции (убеждения, сопровождающие как само поведение, так и поведенческие намерения);

аффективные реакции (эмоции или «глубинные чувства», отражающие отношение человека как к субъекту влияния, так и к содержанию воздействия);

5) собственно установки (комплексные реакции, включающие в себя все вышеперечисленные компоненты).
Соответственно изменения в личности в результате группового влияния могут рассматриваться как изменения, по образному выражению Зимбардо, «трех китов влияния» — когниции, установок и поведения. Утверждая внутреннюю взаимосвязь и взаимозависимость этих трех элементов, Зимбардо подробно рассматривает возможные с.ратегии социального влияния на личность, отмечая, что в большинстве случаев субъективное восприятие социальной ситуации оказывает на поведение человека гораздо большее влияние, чем объективная реальность. Таким образом, с одной стороны, невозможность точного экспериментального доказательства роли личностных переменных в процессе группового влияния, а с другой — смещение акцента исследований с изучения объективных параметров ситуации влияния к анализу особенностей ее перцепции и интерпретации обусловили возникновение нового ракурса анализа проблемы. Влияние «своей» и «чужой» групп

Роль активности личности в процессе группового влияния, опосредующей ее «восприимчивость» к агентам социального воздействия, наиболее наглядно выступает при изучении сравнительных эффектов влияния «своей» и «чужой» групп.

Как известно, одним из базовых способов категоризации социального мира является разделение его участников на «своих» (близких, понятных, похожих на меня) и «чужих» (далеких, непонятных, непохожих), на «Мы» и «Они». Выделение этой «демаркационной линии» в восприятии социальной реальности закономерно привело социальных психологов к анализу психологических следствий данного деления. Начиная с классических экспериментов А. Тэшфела, в качестве основных таких следствий выделяют ин-групповой фаворитизм и аутгрупповую враждебность.

Факт влияния группы на своих членов может быть подтвержден, с точки зрения А. Тэшфела и его последователей, прежде всего через факт искажения оценочных суждений человека при условии актуализации у него чувства принадлежности к определенной группе. «Свои» будут оцениваться как «лучшие» по любым параметрам, а «чужие» соответственно дискредитироваться, несмотря на объективные факторы: если реальных различий между «мими» и «нами» не существует, они будут порождены искусственно. В основе эффектов влияния нн- и аут-группы на личность лежит, таким образом, универсальное стремление к позитивной межгрупповой дифференциации.

В исследованиях А. Тэшфела и его многочисленных последователей выделялся ряд переменных, влияющих на величину ингруп-пового фаворитизма. В числе таковых были выделены:

сходство, сравнимость «своей» и «чужой» групп между собой;

стабильность и законность статусных различий между группами;

их принадлежность к группам социального большинства или меньшинства;

характер межгруппового взаимодействия;

эффективность в достижении групповой цели (успех или неудача);

степень зависимости индивида от «своей» группы и др.

Детальное описание феноменологии сравнительных эффектов ин- и аутгрупп тем не менее не может объяснить причину столь высокой популярности сегодня теории социальной категоризации. Представляется, что она может быть найдена не только и не столько в богатой экспериментальной традиции данной концепции, сколько в принципиально «инаковом» подходе к проблеме группового влияния. Что имеется в виду?

Классическое определение малой группы Д. Картрайта и А. Зандера исходит из трех составляющих данной человеческой общности. Малая группа определяется ими как: 1) добровольное объединение людей, преследующих общую цель; 2) спонтанно сложившаяся ассоциация, служащая источником индивидуальных «выигрышей», и 3) вынужденная принадлежность к общности вследствие того, что другие воспринимают ее как целостность. Традиционно при изучении процессов группового влияния на личность исследователи явно или неявно исходили из первых двух составляющих данного определения, соответственно в анализе причин подверженности человека групповому воздействию доминировали объяснения или через идею «согласия», или через идею «взаимного обмена» (а в качестве ведущей потребности выделялась потребность в социальной поддержке или одобрении).

Концепция Тэшфела впервые обратила фокус исследовательского интереса к третьей модальности малой группы, отмеченной американскими учеными еще в начале 50-х годов, подчеркнув, что любая группа (и соответственно групповое влияние) существует только в контексте других, окружающих их групп. Источник и причина группового влияния стали мыслиться тем самым не в особенностях группы, не в личностных диспозициях, а в характере межгрупповых отношений. Более того, с точки зрения Тэшфела, значение имеют даже не объективные межгрупповые отношения, а, так сказать, символические. Наиболее ярко это иллюстрирует одна из основных идей А. Тэшфела — идея достижения позитивной социальной идентичности: потребность в позитивной оценке себя заставляет человека принадлежать к группам, которые позитивно оцениваются другими.

Современные исследования соотносительного влияния «своей» и «чужой» групп вносят новые акценты в концепцию Тэшфела. Так, например, в ряде работ было показано, что характер искажений социальных оценок отдельных членов различных групп по оси «мы — они» опосредован общественной оценкой социального статуса этих групп.

Так, неблагоприятная социальная позиция группы (например, отнесение ее в общественном мнении к группе угнетаемого меньшинства) сопровождалась у ее членов более дифференцированным восприятием межгрупповых отношений и соответственно «чужих» и гомогенизированной оценкой «своих». Напротив, члены групп, занимающих благоприятную социальную позицию, характеризовались индивидуализированным восприятием «своих» и слабо дифференцированным восприятием «чужих». Все это заставляет авторов не без иронии замечать, что, «в конечном счете, индивидуальное чувство групповой принадлежности покоится на плечах аутгруппы, ведь в большинстве случаев чле! ы ингруппы имеют в наших глазах только одну общую черту — они не похожи на членов аутгруппы».

В целом сравнительный анализ влияния групп доминирования и недоминантных групп на характер самокатегоризации их членов показал, что:

члены доминантных групп склонны игнорировать деперсонализирующее влияние своей группы принадлежности, что выражается в преобладании в их самоописаниях при любой ситуации персональных характеристик над социоролевыми и в характере атрибуции причин успеха или неудачи;

гомогенность восприятия себя у членов недоминантных групп всегда выше, нежели аналогичный показатель для членов доминантных групп;

существует эффект взаимных статусных позиций групп: например, 11-12-летние подростки гомогенизируют себя в сравнении с аутгруппой взрослых и гомогенизируют восприятие аутгруппы 8-9-летних;

в отличие от групп доминирования (хля которых характерны закономерности, отмеченные в классических экспериментах А. Тэшфела), члены любой недоминантной и стигматизированной группы (безработные, этнические и сексуальные меньшинства и т.п.) обладают атрибутивной амбивалентностью при оценке «внешних» для себя событий: их позитивная или негативная оценка будет связана с атрибуцией причин того или иного события — будут ли его причины отнесены к факту групповой принадлежности субъекта оценивания или же к его личностным характеристикам.

Влияние в межличностном взаимодействии

Выделение в качестве отдельного уровня социального влияния процессов межличностного взаимодействия в определенной степени является достаточно условным: как можно было видеть из всего предшествующего изложения, обращение к нему присутствует фактически всегда при анализе проблемы социализации.

Так, для строго бихевиористских теорий формирование тех или иных особенностей социального поведения человека зависит в конечном счете от стратегий его подкрепления (позитивных или негативных), а выбор последних — от субъекта подкрепления и реализуется на межличностном уровне.

В концепциях социализации психоаналитического толка межличностный уровень социального влияния представлен прежде всего через исследования процесса идентификации с родительскими фигурами; последний же. естественно, задан не только простым наличием в окружении ребенка самих этих фигур, но и характером межличностных отношений с ними.

И для интеракционистской традиции в исследовании социального развития личности конструкт «обобщенного Другого» строится из изначальной данности межличностных отношений с некоторым количеством' просто «Других», служащих для человека источником социально принятых способов поведения и конвенциональных значений. Возможно, менее очевиден этот уровень социального влияния при когнитивистски-ориентированном анализе социального раз-в гия личности. Однако само существование основной его идеологемы — альтернативного конструктивизма, согласно которой осознание человеком социальной действительности есть всегда продукт определенного ее истолкования, возможно лишь при условии признания роли процессов сравнения «своих» и «чужих» истолкований и интерпретаций3, символически отражающих межличностный уровень социального влияния.

Во всех этих случаях речь идет о спонтанном влиянии «Другого» на социализирующуюся личность, и подобный подход не только (представлен в различных теориях социализации, но и реализуется три изучении более частных ее вопросов, как, например, изучение (закономерностей интернализации ценностей, норм, тех или иных социальных значении и пр. Однако сегодня внимание исследователей все более обращается к изучению процессов целенаправленного влияния в межличностном взаимодействии. Становление и развитие данной проблематики, очевидно, связано с двумя областями психологической практики: различными формами психотерапевтической помощи и сферами деятельности «профессионалов уступчивости» (рекламных агентов, менеджеров по сбыту товаров, специалистов РК и т.д.). Психологические закономерности эффективного целенаправленного влияния одних людей на других становятся сегодня сюжетом и собственно психологической, и популярной литературы. Большая часть этих закономерностей выводится из известной теории «социального обмена», основной постулат которой состоит в том, что в ходе межличностного взаимодействия люди обмениваются не только материальными, но и социальными «товарами» — информацией, статусом, любовью, желая «получить» как можно больше и «заплатить» как можно меньше.

Так* известный исследователь в области психологии влияния Р. Чалдини выделяет шесть принципов целенаправленного влияния в межличностном взаимодействии, следование которым приводит к его эффективности:

1) принцип взаимного обмена — в связи с тем, что для большинства культур одной из ведущих социальных норм, регулирующих просоциальное поведение, является норма взаимности, на уровне межличностного воздействия оказывается эффективной практика предварительной уступки перед просьбой об ответной услуге (дать что-то перед тем, как взять что-то);

принцип последовательности — так как одной из основных потребностей человека, реализуемых в процессе социального познания, является потребность строить непротиворечивую картину социального мира и своего «Я», то в случае изначального принятия нужного для «профессионалов уступчивости» обязательства эффективность дальнейшего воздействия возрастает;

принцип социального доказательства — основан на многократно подтвержденном в эмпирических исследованиях «помогающего» поведения факте: люди склонны чаще оказывать помощь тем, кто, с их точки зрения, похож на них самих; соответственно в ситуации направленного межличностного влияния становятся эффективны ссылки на «похожих Других», уже сделавших что-то в аналогичной ситуации;

принцип благорасположения — известное из исследований «убеждающей коммуникации» в качестве одного из оснований кредитности коммуникатора правило, согласно которому большей убедительностью располагает тот, кого мы считаем привлекательным, «работает» и в целенаправленном межличностном влиянии: имеющий внешне привлекательные особенности «профессионал уступчивости» преуспеет в нем больше;

принцип влияния авторитета — показанные еще в классических экспериментах С. Милграма закономерности подчинения могут быть перенесены в практику целенаправленного межличностного влияния: люди склонны подчиняться авторитетам даже тогда, когда это бессмысленно или же не подкреплено ничем, кроме символов власти;

принцип дефицита — при его постулировании Р. Чалдини исходит из теории реактивного сопротивления Дж. Брема, согласно которой любая «внешняя» попытка ограничить для человека возможность выбора (пусть иллюзорного или же неактуального) повышает для человека его субъективную значимость и заставляет предпринимать значительные усилия для сохранения данной возможности; соответственно в условиях целенаправленного межлич­ностного влияния искусственное ограничение доступности какого-либо предмета («это не для всех, а только для») заставляет людей стремиться к обладанию им.

Помимо выделенных принципов эффективного влияния, Р. Чалдини отмечает в качестве объективных факторов уступчивости быстрый темп и информационную насыщенность современной социальной жизни, выделяя в качестве актуальной задачи психологической практики разработку способов «индивидуальной защиты» для преодоления «неразмышляющей податливости» (Интересно, что подобные требования воплощаются сегодня в ряде образовательных программ школ Западной Европы Например, в качестве специальных учебных курсов для школьников, начиная с 10—12-летнего возраст, в ряде стран присутствуют уроки по защите от нежелательного воздействия современных СМИ, на которых ребят учат критичному и избирательному отношению к телевизион­ной рекламе)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.