Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статистика жилищных условий 1 страница




Организация этой работы также возложена на Госстандарт России, разрабатывающий государственные стандарты. Стандарты же отраслей и стандарты предприятий подготавливаются соответствующими ведомствами, но они не должны нарушать обязательных требований государственных стандартов. Соответствие продукции и услуг требованиям государственных стандартов может подтверждаться путем маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам- Госстандарт России устанавливает порядок государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов со стороны всех хозяйствующих субъектов. Этот контроль осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг.

Под сертификацией продукции понимается деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Одной из целей сертификации являются содействие потребителям в компетентном выборе продукции и защита их от недобросовестности изготовителя. Законом определен порядок обязательной сертификации продукции и услуг (она возложена на Госстандарт России) и добровольной сертификации (ее вправе осуществлять любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России). Результаты сертификации отражаются в сертификате соответствия — документе, подтверждающем соответствие сертифицированной продукции установленным требованиям.

Производство и потребление активно влияют друг на друга. Назначение производства — служить потреблению. Уровень потребления, его динамика и структура составляют важнейшие элементы в жизни человека. Именно потребление населения выражает суть социально ориентированной рыночной экономики. Таковой является экономика наиболее развитых стран.

В структуре потребления населения выделяются потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары) и услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные). Соответственно различают платное потребление и бесплатное.

Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.Различают промежуточное и конечное потребление.

Виды потребления в социальной статистике

Промежуточное потребление (отражено в счетепроизводства Системы национальных счетов — СНС) представляет собой стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предоставленных в течение данного периода с целью производства другим продуктов и услуг. Это потребление есть процесс производства продукта, не выходящий за его рамки. В состав промежуточного потребления включаются материальные продукты и материальные услуги, расходы предприятий и организаций, осуществляемые в интересах производства (хотя они могут соответствовать также интересам работников), нематериальные услуги.

Конечное потребление, или собственно потребление населения (отражено в счете использования доходов Системы национальных счетов), — расходы хозяйственных единиц на продукты и услуге используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей. Они группируются в зависимости от того, кто фактически финансирует расходы: потребительские расходы домашних хозяйств (основного сектора внутренней экономики) финансируются за счет личного бюджета населения; государственных учреждений (другого сектора экономики) — за счет государственного бюджета; hi коммерческих общественных организаций (еще одного из секторов) — за счет добровольных взносов членов этих организаций пожертвований, а также доходов от своей собственности.

Платное потребление осуществляется за счет личных доходов населения, т. е. средств семейного бюджета, и потому его можно классифицировать как личное, к нему дополнительно следует отнести стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственных нужд.

Бесплатное потребление населения включает потребление товаров и услуг в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и др., а также потребление товаров и услуг населением, находящимся на полном государственном обеспечении (военнослужащими срочной службы, воспитанниками детских домов. живущими в домах инвалидов, ветеранов труда и войны).

В России приняты некоторые законодательные акты, защищающие интересы потребителя. Об актах, гарантирующих минимальный доход (минимальные заработную плату, пенсии, стипендии, пособия и т. д.), социальное обеспечение пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, социальную защиту населения в связи с ростом цен и инфляции, уже упоминалось ранее. Здесь сошлемся на Закон СССР "О защите прав потребителей", принятый в 1991 г. Основные положения этого закона нашли отражение в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", утвержденном в 1993 г. В нем определены общие правовые, экономические и социальные основы защиты прав граждан — потребителей продукции. Определено, в частности, что любой потребитель имеет право на: государственную защиту своих интересов; гарантированный минимальный уровень потребления; надлежащее качество продукции; безопасность продукции, полную и достоверную информацию о ней; возмещение в полном объеме ущерба, причиненного продукцией ненадлежащего качества; обращение в суд и другие государственные органы; объединение в общественные организации потребителей.

На страже интересов потребителей стоит Международная организация по стандартизации (ISO), включающая национальные и государственные системы стандартизации. Наиболее известными из них являются Американский национальный институт стандартов (ANSI), Французская ассоциация по стандартизации (APNOR), Институт стандартизации Германии (DIN), Британская организация по стандартизации (BSI).

В российском законодательстве в 1993 г. были приняты два закона: "О сертификации продукции и услуг" и "О стандартизации".

Стандартизация — деятельность по установлению норм, характеристик продукции, работ и услуг и правил (требований), предъявляемых к ним, в целях обеспечения: их качества в соответствии с уровнями развития науки, техники и технологии; безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; единства измерений, взаимозаменяемости продукции, экономии всех видов ресурсов и т. д.

22. Показатели потребления в социальной статистике

Уровень и структура потребления материальных благ и услуг — это важнейшие характеристики уровня жизни населения. Кроме того, в социально-экономической статистике показатели потребления используются для оценки сбалансированности доходов и расходов населения, платежеспособного спроса на товары и услуги и степени его удовлетворения, анализа потребительского поведения населения и развития основных потребностей, объема потребления товаров и услуг нерыночного характера и т.д.

Объектами статистического наблюдения при изучении сферы потребления могут приниматься такие потребительские единицы, как население в целом или его отдельные группы (экономически активное население, лица в трудоспособном возрасте, дети, пенсионеры и т.д.), а также совокупность домашних хозяйств или часть данной совокупности, обладающая сходными с генеральной совокупностью признаками.

Если рассматривается потребление населения в целом, то, как правило, имеется в виду потребление материальных благ и услуг, предоставляемых как на платной, так и бесплатной основе (получение бесплатной медицинской помощи, образования; льготы и компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг; обеспечение лекарствами на бесплатной основе или с частичной компенсацией затрат и т.д.).

Потребление, которое проявляется в актах приобретения товаров и услуг за счет средств населения, принято называть личным потреблением.

Затраты, произведенные на покупку товаров и услуг, называются потребительскими расходами.

Если продукция, произведенная в собственном производстве, например продукты питания, потребляется семьей, домашним хозяйством или отдельным лицом, она также относится к личному потреблению.

При анализе потребления в настоящее время широко используется понятие потребительской корзины, которое означает определенный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, предназначенных для потребления населением или его отдельными группами.

В зависимости от конкретных задач объектами изучения могут быть различные потребительские корзины: минимальная (подробнее см. гл. 43), принятая в качестве специального норматива; рациональная, сформированная на основе рациональных норм потребления товаров и услуг; фактическая, отражающая реальное потребление товаров и услуг населением в целом, или его отдельными группами. В ситуации ухудшающихся условий жизни особое внимание уделяется минимальной потребительской корзине, которая рассматривается как допустимая нижняя граница потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающая нормальное воспроизводство населения.

Рациональная потребительская корзина отличается от минимальной прежде всего тем, что она формируется на основе научно обоснованных рациональных норм потребления, предусматривающих достаточно высокий уровень удовлетворения разумных потребностей населения в товарах и услугах, набор которых также намного шире.

Наконец, фактическая потребительская корзина характеризует набор товаров и услуг, фактически потребляемых населением или отдельными социально-демографическими группами.

Состав перечисленных выше видов потребительских корзин рассчитывается в натуральных показателях в среднем на душу населения, семью, или в целом на домашнее хозяйство.

Расчеты на среднестатистическую семью как потребительскую единицу необходимы прежде всего потому, что часть непродовольственных товаров, жилище используются семьей в целом. К товарам семейного пользования могут относиться, например, автомобили, телевизоры, мебель, кухонное оборудование. Использование жилищ и отдельных услуг также может носить семейный характер.

Стоимостное выражение минимального, рационального или фактического набора потребительской корзины называется соответственно минимальным, рациональным или фактическим потребительским бюджетом.

24. Прожиточный минимум и потребительский бюджет: методики расчета
ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ

Одним из наиболее важных показателей статистики потребле­ния населения и в целом уровня жизни является потребительский бюджет как интегральный социальный норматив потребле­ния населением потребительских товаров и услуг.

Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты.

Минимальный потребительский бюджет определяет мини­мально допустимый уровень потребления человеком товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение основных физиологиче­ских, социально-культурных и иных его потребностей. Конечно, его величина различна в зависимости от пола и возраста человека, природно-климатических условий проживания, но всегда — это га­рантированный уровень минимального потребления для члена об­щества. В отличие от физиологического минимума размер этого бюджета динамичен как по сумме, так и структуре включаемых товаров и услуг. И то, и другое во многом обусловлено общим уровнем жизни населения, экономическим развитием общества и потребностями самого человека. Обычно минимальный потре­бительский бюджет включает продукты питания по наиболее ни­зким ценам, дешевую обувь и одежду, минимум услуг. Однако всегда должен соблюдаться минимально допустимый стандарт потребления, обусловленный минимальными его нормами.

Существуют следующие подходы к определению и измере­нию минимального потребительского бюджета: абсолютный, от­носительный, субъективный. При абсолютном подходе рассчиты­вается величина прожиточного минимума как стоимостной оценки основных потребностей, которые устанавливаются нормативным методом с помощью научно разработанных нормативов потребле­ния. При относительном подходе определяется минимальный по­требительский бюджет (МПБ) статистическим методом исходя из фактически сложившегося потребления в домохозяйствах с низки­ми доходами. При субъективном подходе уровень низких доходов находится путем опроса общественного мнения.

Порядок измерения прожиточного минимума (ПМ) и мини­мального потребительского бюджета (МПБ) включает:

• разработку потребительской корзины, представляющей собой перечень товаров и услуг, необходимых для удовле­творения минимальных потребностей;

• определение весовых коэффициентов для каждого товара или услуги в составе потребительской корзины ();

• вычисление стоимости потребительской корзины на осно­ве ежемесячной регистрации цен на товары и тарифов на услуги ();

• формирование структуры прожиточного минимума или ми­нимального потребительского бюджета, т. е. соотношения в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;

• нахождение величины ПМ или МПБ.

Измерение ПМ или МПБ представляет собой комбинирован­ный расчет, выполняемый рядом министерств. Разработкой нор­мативов питания занимается Академия медицинских наук РФ; расчетами стоимости потребительской корзины — Госкомстат РФ, а определением ПМ — Министерство труда и социального развития РФ. Регулярные расчеты прожиточного минимума в России ве­дутся с 1992 г. Первоначально потребительская корзина включала 19 продуктов питания (до1997г.) и 25 (с1997г. по настоящее время). В феврале 1999 г. Правительство РФ утвердило Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, в которых, кроме продовольственной корзины из 31 продукта пи­тания, предусмотрены минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Состав минимального набора определяется с учетом:

• научных рекомендаций по минимальным объемам потреб­ления товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

• фактического объема потребления в малоимущих семьях;

• состава населения, размера и структуры семей и уровня доходов;

• объективных различий в потреблении в субъектах РФ, оп­ределяемых природно-климатическими условиями, наци­ональными традициями и местными особенностями.

Минимальные наборы разработаны по основным социально-демографическим группам населения:

• трудоспособное население — мужчины в возрасте 16—59 лет и женщины в возрасте 16—54 лет, за исключением нерабо­тающих инвалидов I и II групп этого возраста (две группы);

• пенсионеры — мужчины в возрасте от 60 лет и женщины от 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности (одна группа);

• дети в возрасте от 0 до 6 лет и в возрасте от 7 до 15 лет. Нормативы потребления продуктов питания в минимальной потребительской корзине дифференцированы по природно-климатическим зонам. По действующей методике таких зон 8, по но­вой — 16.

По действующей методике определения прожиточного мини­мума определяется лишь минимальная продуктовая корзина и в процентах к ней вычисляется структура прожиточного минимума, включающая: 68,3% — расходы на питание, 19,1 — на непродо­вольственные товары, 7,4 — на услуги, 5,2% — налоги и платежи.

Расходы на непродуктовую часть прожиточного минимума опреде­ляются по отношению к продовольственной корзине.

Новой методикой предусмотрен не только минимальный на­бор продуктовой корзины, но и впервые разработаны минималь­ные наборы непродовольственных товаров и услуг. Минимальный набор непродовольственных товаров представлен непродоволь­ственными товарами индивидуального пользования (одежда, обувь и школьно-письменные товары для детей) и общесемейного пользования (постельное белье, предметы первой необходимо­сти, санитарии и лекарства, товары культурно-бытового и хозяй­ственного назначения). Минимальный набор платных услуг вклю­чает жилищно-коммунальные, транспортные и другие виды услуг. Минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг дифференцированы по трем природно-климатическим зонам с клима­том: холодным и резко континентальным; умеренным; теплым.

Потребительские бюджеты (особенно минимальные) широко используются за рубежом. В США особое место среди потреби­тельских бюджетов занимает бюджет Геллера, характеризующий "общепринятый уровень жизни", основанный на наборе тех товаров и услуг, которые общественное мнение считает в данное время необходимыми для здоровой и достаточно комфортной жизни. Поэтому размеры этого бюджета существенно превышают сред­ний уровень потребления страны.

Рациональный потребительский бюджет отражает потребле­ние товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предме­тами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соот­ветствии с научно обоснованными нормами и нормативами удовлетворения рациональных (разумных) потребностей человека. Этот социальный норматив, ориентированный на действитель­ную общественную полезность, есть важнейший критерий оценки достигнутого в обществе уровня потребления, соответствия между сложившейся и рациональной его структурой. Таковой для наших условий может быть следующая структура: продукты питания не должны превышать 30%, непродовольственные товары — 47% (из них ткани, одежда, обувь — 20%; мебель, предметы культуры и быта — 18%; прочие товары — 9%) и все услуги — 23%. Фактиче­ская структура потребления населения далека от рациональной.

Первые варианты рациональных бюджетов появились в Научно-исследовательском экономическом институте НИЭИ при Госплане СССР в конце 50-х — начале 60-х гг. Их разработка основывалась на двух методологических принципах: принципе аналогий, по ко­торому рациональные нормативы потребления товаров и услуг определяются по данным об уровне и структуре их потребления у "продвинутых" групп населения страны (зарубежных стран), и принципе равнодоступности экономических благ (собственно товаров и услуг), что дает возможность в расчетах нормативов эли­минировать влияние фактора производства и предложения благ по территории страны, равно как и фактора дифференциации до­ходов населения. Совмещение указанных принципов обеспечи­вает разработку "идеализированной" (усредненной) модели по­требления населения.

Наряду с такой моделью разрабатываются и дифференциро­ванные рациональные потребительские бюджеты для различных групп населения в зависимости от его профессионального состава, природно-климатических, социально-бытовых, национальных и других факторов.

Группа ученых по заданию ООН оценила как более или менее благополучное существование людей по следующим 12 параме­трам: ежедневная норма килокалорий на человека от 2500 до 4000; один комплект кухонной утвари на хозяйство; три смены одежды и три пары обуви на человека; сто литров очищенной во­ды в день; жилье площадью не менее 6 м2 на человека; полная грамотность взрослых и по крайней мере шестилетнее образова­ние для детей; один радиоприемник на хозяйство; один телеви­зор на 100 жителей; один велосипед на домашнее хозяйство; де­сять врачей и пятьсот больничных коек на 100 тыс. жителей, 100 долл. в год на медикаменты на человека; работа, которая дает возможность содержать членов хозяйства; система социального обеспечения для больных, инвалидов и стариков.

К минимальным нормативным показателям также относятся минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и минимальный размер пенсии. МРОТ— законодательно зафиксированный нижний предел заработной платы, устанавливаемый за наименее квалифициро­ванный простой труд. Его величина является точкой отсчета для тарифных сеток ставок заработной платы. Теоретически величина МРОТ должна быть увязана с величиной прожиточного минимума.

Минимальный размер пенсии (пособия, стипендии) предста­вляет собой законодательно зафиксированный нижний предел та­кого рода социальных трансфертов в денежной форме, выплачи­ваемых населению. Российское правительство приняло курс на регулярное повышение минимальных заработной платы и пенсии.

 

25. Индексы потребительских настроений и ожиданий
ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ. ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОЖИДАНИЙ НАСЕЛЕНИЯ

С целью прогнозирования поведения потребителей рассчи­тываются специальные показатели: индекс потребительских на­строений и индекс потребительских ожиданий населения. Ин­декс потребительских настроений (ИПН) рассчитывался ВЦИОМ в 1993—1996 гг., в настоящее время—Фондом "Индекс потреби­тельских настроений". Индекс потребительских ожиданий (ИПО) рассчитывается с 1998 г Госкомстатом России. При очевидном сходстве эти показатели имеют и различия. Остановимся на ме­тодике их построения.

Изучение динамики ИПН в России дает возможность мак­роэкономического анализа влияния конечных потребителей (населения) на развитие экономики (в этом состоит основная цель расчетов таких показателей), позволяет количественно описать процессы формирования рыночного сознания и по­требительского поведения.

ИПН строится на данных опросов общественного мнения по пяти вопросам, относящимся к текущему экономическому поло­жению населения и экономики в целом, к оценке ближайших пер­спектив их развития:

• Как изменилось материальное положение Вашей семьи за последние 6 мес.?

• Как изменится материальное положение Вашей семьи в предстоящие 6 мес.?

• Если говорить об экономических условиях в стране в це­лом, как Вы считаете, следующие 12 мес. будут для эконо­мики страны хорошим временем или плохим, или каким-либо еще?

• Если говорить о следующих 5 годах, то они будут для эко­номики страны хорошим или плохим временем?

• Если говорить о крупных покупках для дома, то как Вы счи­таете, сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать такие покупки?

Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов, из которых необходимо выбрать один.

Методика построения ИПН базируется на том, что этот индекс агрегирует частные мнения отдельных людей, не зависящих друг от друга и не влияющих друг на друга. В результате ИПН — неза­висимый показатель, отражающий динамику экономического развития страны. Он строится на основе массовых опросов насе­ления и поэтому является показателем поведения большинства жителей страны, а не отдельных привилегированных или де привилегированных групп населения (например, очень богатых или очень бедных). Динамика индекса связана с поведением массо­вого потребителя.

Измерения ИПН осуществлялись ВЦИОМ по выборке, репре­зентирующей мнение взрослого (старше 15 лет) населения страны. К главным характеристикам выборки относятся: число точек оп­роса —101, число опрошенных — 2400. В зависимости от ответов респондентов на каждый вопрос строятся частные индексы дина­мики отдельных факторов, формирующих потребительское по­ведение населения, а именно динамики:

• текущего материального положения семей и ожиданий его изменения (возможности потребительского спроса);

• представлений о перспективах развития экономики страны (возможности предложения на рынке товаров и услуг);

• склонности к потреблению в целом.

Частные индексы разрабатываются следующим образом: из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных и к этой разнице прибавляется 100, чтобы исключить появление от­рицательных величин. Совокупный индекс рассчитывается как средняя арифметическая из частных индексов. Значения индекса могут изменяться в пределах от 0 до 200. Значение индекса равно 200, когда все население положительно оценивает экономическую ситуацию. Индекс равен 100, когда доля положительных и отри­цательных оценок одинакова. Снижение индекса ниже 100 озна­чает преобладание негативных оценок в обществе.

Каждый из частных индексов представляет самостоятельный интерес относительно анализа отдельных составляющих комп­лексного процесса формирования и реализации конечного по­требительского спроса. Однако наиболее интересен совокупный индекс— ИПН, который одновременно учитывает динамику всех частных составляющих. Его отдельными компонентами являются индекс текущего состояния экономики (ИТС) и индекс экономических ожиданий (ИЭО). За три с половиной года наблюдений (1993— 1996 гг.) общий уровень индекса практически не изменял­ся — все эти годы он колебался вокруг отметки 70. Следовательно, на протяжении всего периода измерений общий уровень потреби­тельских настроений, как показывает ИПН, остается в целой пре­жним, хотя структура формирующих его факторов изменилась. В начале 1993 г. заметно преобладали оптимистические надежды на будущее, в то время как текущая ситуация на потребительском рынке оценивалась весьма неблагоприятно. Впоследствии опти­мизм заметно поубавился, зато стали более благоприятными оценки потребительского рынка, как бы отражая тот факт, что в условиях слабеющих надежд на скорые перемены население ста­новится менее привередливо в отношении настоящего, все боль­ше учится жить в данных конкретных условиях.

Индекс склонности населения к потреблению — единственный частный индекс, значение которого возрастало на протяжении всего периода наблюдений. Его значение было стабильно наиболее низким из пяти составляющих ИПН частных индексов. Особенно заметен рост склонности к потреблению товаров длительного пользования среди наиболее обеспеченных жителей России.

Обследование потребительских ожиданий населения органи­зуется ежеквартально в 88 субъектах РФ. На базе обследования строится индекс потребительских ожиданий — ИПО. Целью обследования является определение особенностей измене­ния потребительских ожиданий различных групп населения России. В соответствии с целью перед обследованием постав­лены следующие задачи:

• изучение мнения населения о динамике общей экономиче­ской ситуации;

• изучение мнения населения о динамике личного материаль­ного положения;

• изучение мнения населения о рынке товаров (услуг) и рынке сбережений;

• расчет частных и обобщающих показателей потребитель­ских ожиданий;

• исследование потребительского поведения и потреби­тельских предпочтений населения:

• анализ особенностей потребительских ожиданий отдельных социально-демографических групп населения.

Объект обследования — население России в возрасте 16 лет и старше, а его потребительские ожидания — предмет обследова­ния. Единица наблюдения — отдельный человек (респондент). Ме­тод обследования — опрос по единообразной анкете по месту жи­тельства респондентов.

Территориальные органы государственной статистики про­водят сбор первичной информации, ее контроль и создают элек­тронную базу данных. Государственный комитет РФ по статистике осуществляет обработку информации и представление получаемых результатов, обеспечивает методологическое и программное сопровождение обследования.

Инструментарий обследования потребительских ожиданий населения, утвержденный Госкомстатом России 21 октября 1998 г., включает опросный лист с бланком "Мнение интервьюера", ин­струкцию по организации обследования и инструкцию интервьюеру.

Опросный лист обследования потребительских ожиданий на­селения состоит из: вводного блока, включающего обращение к респонденту и идентификационные коды обследования; блока вопросов, содержащего вопросы об общей экономической ситу­ации, о личном материальном положении респондента, о конъ­юнктуре рынка товаров (услуг) и рынка сбережений и др.; блока социально-демографических характеристик, охватывающих по­казатели, по которым производится анализ данных о потреби­тельских ожиданиях населения.

В бланке "Мнение интервьюера" специалист, проводивший оп­рос, имеет возможность высказать свои замечания и предложения по организации обследования и содержанию инструментария.

В сводных таблицах приводятся характеристики совокупно­сти респондентов и их домохозяйств, распределение ответов ре­спондентов на вопросы опросного листа (по отдельным социально-демографическим группам опрошенных и по их совокупности в целом), а также значения частных и обобщающих индексов по­требительских ожиданий населения.

Опросный лист обследования потребительских ожиданий на­селения позволяет определять коэффициенты, применяемые для изучения мнений потребителей и прогнозных оценок поведе­ния населения в странах Европейского союза, США и др. Для рас­четов частных и обобщающих индексов мнения потребителей ис­пользуется методика, применяемая для определения показателей, публикуемых Европейской комиссией, и методика, разработанная в Институте социальных исследований Мичиганского универси­тета (США).

Основные положения применяемых методик совпадают. Име­ются некоторые отличия: в перечне вопросов опросного листа, используемых для определения обобщающих индексов; в алго­ритмах взвешивания вариантов ответов респондентов; в количе­ственных границах изменения получаемых индексов и некоторых особенностях интерпретации результатов расчетов.

Частные индексы предназначены для изучения и оценки мне­ния населения по отдельным социально-экономическим аспек­там общественной жизни:

• экономической ситуации России (произошедшим измене­ниям, текущему состоянию, ожидаемым изменениям на краткосрочную и долгосрочную перспективы);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.