Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическиеи особенности деятельности руководителя в организационных структурах




Особенности структуры организации определяют параметры управленческой деятельности, которые зависят также от места руководителя в этой системе. Таким образом, понятие организации включает в себя два основных значения:1. Это система согласующая множество индивидуальных деятельностей в процессе достижения общегрупповых целей - это сама деятельность управления.2. Организация это одновременно и определенная структура, состоящая из различных элементов (компонентов) и устойчивых связей между ними. В этом плане организация является результатом управленческой деятельности и, одновременно, средой ее осуществления.
Оба приведенных значения определяют организационную структуру управления (ОСУ). В структуре и функциональных связях системы управления заключена внутренняя противоречивость, позволяющая ей адекватно функционировать и развиваться. С одной стороны, для устойчивой работы системы необходимы стабильные связи между ее элементами. Но с другой стороны, динамика функционирования такой системы не может происходить без включения новых элементов, агентов управления, новых факторов, определяющих функциональную гибкость, подвижность связей, развитие творческих, эвристических форм управления. Поэтому организации как и организационные структуры управления являются полуоткрытыми системами, строящимися по двум основным принципам - иерархическому (субординационному) и координационному (горизонтальному). Содержание управленческой деятельности во многом зависит от принципа построения ОСУ. Первый принцип-иерархический- определяет специфику руководства – приоритеты и задачи руководителя, степень выраженности его функций, особенности взаимодействия с подразделениями, специфику содержания управленческой деятельности. Второй принцип - координационный - определяет функциональную специфику разделения труда в совместной деятельности. Функциональное разделение закрепляется в системе должностных обязанностей и предписаний руководителя. Здесь, в основном, определяется общее коммуникативное пространство организации, без анализа которого практически невозможно понять систему коммуникаций в организации, формального и неформального порядка. Интересна концепция "идеальной бюрократии", предложенная немецким психологом М.Вебером в начале прошлого века, модельно описывающая идеально построенную организацию по следующим принципам: четкое разделение труда и появление в результате этого высококвалифицированных специалистов в определенной области;
иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему; наличие системы скоординированных, стандартизованных и формализованных правил и стандартов для выполнения членами организации своих должностных обязанностей; дух формальной обезличенности выполнения обязанностей: организация - это система должностей, а не объединение людей;
подбор исполнителей исключительно на основе квалификационных требований, вытекающих из должностных обязанностей. "Бюрократия как таковая - это, прежде всего порядок". Хотя, следует отметить и ряд ее недостатков: гипертрофированность стандартов, норм, правил, процедур; тенденция решать возникающие проблемы не на основе их продуктивного анализа, а на основе прошлого опыта; громоздкость и инерционность механизма принятия решений и согласования планов; снижение гибкости реагирования на изменения внешней и внутренней среды управления; иммунитет к инновациям; слабая способность саморазвития и самосовершенствования. В практике управления всегда существует потребность поиска наиболее рациональных, эффективных ОСУ. Это связано с наиболее полным использованием возможностей уже имеющихся, традиционно сложившихся в ОСУ. Прежде всего, к ним можно отнести иерархические структуры: линейные; линейно-функциональные; линейно-штабные. В этих ОСУ управление разделяется по функциональному признаку, по специализации внутри структуры. Эти структуры отличаются четким единоначалием, каждый работник подчинен только одному вышестоящему лицу.

Линейные СУ
Основные достоинства линейной системы управления (СУ): Относительная простота подбора руководителей на каждом из уровней управления. Оперативность принятия и реализации управленческих решений. Относительная простота реализации функций управления.
Основные недостатки линейной СУ: Разобщенность горизонтальных связей в системах управления (особенно это заметно в производственных СУ). Возможность излишней жесткости в управлении. Длительность принятия решений (особенно при числе уровней управления больше четырех). Ограниченная пригодность в условиях диверсификации СУ (повышения количества связей в системе, степени разнообразия видов и способов внутрисистемного функционирования, а также свободы в их выборе).


Такие ОСУ применяются в организациях, с численностью работающих до 300-500 человек с высоким уровнем технологической и предметной специализации.
Управление в линейных организационных структурах имеет свои психологические особенности, определяемые формой коммуникаций в ней и функционированием отношений. Для такой системы, как правило, характерна ролевая неопределенность, переживаемая с недостаточной защищенностью при взаимодействии с вышестоящим уровнем управления. Это становится основой деструкцией деятельности линейных руководителей. Такое положение проявляется в формировании мотивов деятельности, приводящих к противоречиям с целями организации и реализующих потребность в безопасности, статусные потребности, а также активизирующие установки на дискредитацию институциональных основ деятельности. Ролевая неопределенность становится основой неоптимальных состояний, влияющих на целенаправленность деятельности и уровень активности субъекта деятельности. Такие проявления могут проявляться и при других формах соподчинения, но чаще всего и более полно они проявляются в деятельности линейных руководителей.
Линейно-функциональные СУ. Здесь помимо линейных принципов управления добавляются еще и функциональные, связанные с дальнейшей специализацией труда, введением новых функций управления. В таких структурах различают два типа руководителей - осуществляющих управление по одной или нескольким функциям и по всем функциям управления в целостном объекте управления.
Основные достоинства линейно-функциональных СУ: Высокий уровень специализации управленческой деятельности в определенных, конкретных сферах. Это обеспечивает высокое качество и эффективность принимаемых специализированных управленческих решений. Компетентный охват практически всех сфер управления. Хорошая адаптация к разнообразным требованиям и условиям диверсификации ОСУ. Относительная простота подбора руководителей для управления специализированными сферами управленческой деятельности.
Основные недостатки линейно-функциональной СУ: Нарушения принципа единоначалия. Трудности принятия и согласования управленческих решений, обеспечение их комплексности. Сложность подбора руководителей высших уровней управления.


Охватывает, как правило, ОСУ средних и крупных промышленных предприятий, научно-исследовательские, учебные и производственные организации.
Психологические особенности управления в функциональных организационных структурах характеризуются относительной простотой подбора и подготовки руководителей. Однако, разграничение прав и обязанностей таким образом, чтобы компетенции различных руководителей не пересекались в одном и том же вопросе - затруднителен. Поэтому в таком управлении возможна несогласованность, а так как деятельность функциональных руководителей, как правило, достаточно часто координируется с линейными, то ответственность за результат работы функционального подразделения оказывается несколько размытой. Таким образом, основные проблемы функциональной системы управления связаны с необходимостью разграничивать сферы полномочий. На организационном уровне это проявляется как проблема выделения функций, а на психологическом - как проблема ролевой неопределенности в связи с нечеткой иерархизацией системы ответственности.
Линейно-штабные СУ. В качестве дополнительного структурного элемента в такой системе существует штаб, наделяемый определенными полномочиями, правами, которые обычно ниже полномочий руководителя организации. Штабу придается в оперативное подчинение какая-либо группа работников.
Штабные структуры создаются в случаях: ликвидации последствий форс-мажорных ситуаций; при освоении новой продукции, технологии; решения нестандартных, неординарных задач. Штабной орган управления носит ситуативный и временный характер.
Основные достоинства линейно-штабной СУ: Эффективное использование производственного и управленческого потенциала для решения экстраординарных проблем.Эффективное решение оперативных задач без создания новых организационных структур.
Основные недостатки линейно-штабной СУ: Нарушаются принципы единоначалия. Увеличивается сложность согласования управленческих решений и время выработки согласованной позиции управления. Увеличивается уровень дестабилизации психологического климата в организации. Преобладают организационно-распорядительские методы управления над экономическими, что деформирует привычные отношения в организации.
Психологические особенности управления в штабных структурах организаций заключаются в объективной необходимости расширения содержания роли специалистов штабных подразделений за счет присвоения ими властных полномочий или полномочий по реализации одной или нескольких основных управленческих функций. Такая необходимость приводит к возникновению противоречий в сфере управленческого взаимодействия, что может стать основой ухудшения психологического климата в организации и почвой для конфликтности. С другой стороны, игнорируя вклад штаба в управление, распыление ответственности при реализации рекомендаций создает предпосылки для переживания сотрудниками штабного подразделения состояния неопределенности при их собственной оценке целесообразности затрачиваемых усилий, обессмысливая и принижая значение своей деятельности. Это, в свою очередь, становится предпосылкой снижения ответственности и уровня деловой активности.
Адхократические (органические) ОСУ (от лат. ad hoc - специальный, предназначенный для данного случая) представлены:
- проектной организацией; - матричной структурой; - организацией конгломератного типа; свободной структурой организации.
В отличие от иерархических структур управления, являющихся "жесткими", "механистическими", "неадаптивными", адхократические структуры являются "гибкими", "адаптивными".
Проектная организация - временная структура и создается для решения конкретной задачи. Она объединяет наиболее квалифицированных сотрудников организации для максимально эффективного решения задачи. Она не является структурной основой организации, а содействует деятельности организации в целом.
Матричная организация - наиболее известный и распространенный вариант проектной организации, обладающей высокой адаптивностью. Главная черта матричной организации управления - двойное подчинение элементов организации - руководителю проекта и руководителю соответствующего функционального отдела (линейному руководителю). Баланс этих полномочий может широко варьироваться в зависимости от специфики конкретной управленческой или организационной задачи.
Матричные структуры управления, кроме высокой адаптивности, обладают определенной гибкостью, используя преимущества функциональных и линейных структур в сочетании с преимуществами свободных структур. Это увеличивает возможности координации деятельности организации, динамику развития и функционирования, а также устойчивость к внешним воздействиям, помехам.
Недостатком является их сложность и, как результат - затруднения функционирования управленческих воздействий в горизонтальном и вертикальном контурах управления, в реализации полномочий руководителей. Создается ситуация конфликтности между линейными и проектными руководителями, членами проектных групп, деформируется система оценок результатов деятельности каждого исполнителя.
Психологические особенности управления в матричных организационных структурах затрагивают те же психологические сложности, что и в структурах линейно-функционального соподчинения. Матричная организация представляет собой сочетание линейного и функционального соподчинения при управлении совокупностью отдельных проектов, с той лишь разницей, что иерархичность здесь представлена минимально.
Организация конгломератного типа сочетает в себе два и более типа рассмотренных выше структур. Одновременно организация может использовать линейную, линейно-функциональную и матричную структуру СУ.
Свободная структура СУ является наиболее современным типом организации. Она не имеет жесткой и стабильной структуры, а приобретает ту, которая в наибольшей степени соответствует изменяющимся условиям и основным задачам. Свободные системы характеризуются низкой степенью формализации и иерархической соподчиненности; принятие решения в них максимально децентрализовано; главный акцент функционирования в профессионализме, инициативности, самоуправлении. Поэтому психологическая составляющая такой структуры ОСУ наиболее значима.
Назначение свободных структур СУ - предельно быстро, высококонкурентно, гибко отвечать на меняющиеся условия.
Недостаток свободных структур СУ - слабая административная управляемость, возможность эффективной реализации в узком диапазоне условий при наличии высокого уровня профессиональной компетенции исполнителя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.