Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативная функция. Типы организационных коммуникаций




Коммуникация — это обмен информацией и смыслом информации ме­жду людьми, одна из основных функций управления.

Необходимость постоянной координации деятельности под­разделений и отдельных членов организации для достижения общих целей связана с самой сутью управленческой деятельно­сти. Осуществляется эта координация в различных формах, в первую очередь в процессе коммуникации. Все, что проис­ходит внутри организации, связано коммуникативными про­цессами, которые являются основными средствами обес­печения ее целостности и функционирования. В деятельности руководителя функция коммуникации играет специфическую роль: она выступает средством реализации и взаимной коорди­нации всех других управленческих функций. Поэтому данная функция наряду с функцией принятия решения рассматривает­ся как связующий процесс в организациях.

Коммуникация в общем плане — это любой обмен информа­цией между людьми или группами людей вне зависимости от того, приводит ли он к взаимопониманию. В силу многообра­зия явлений и процессов, включаемых в понятие «коммуника­ция», возникает необходимость его структурирования и выяв­ления в нем наиболее важных для характеристики содержания деятельности руководителя аспектов:

1. Коммуникация как общее явление.

2. Коммуникация как непосредственная практика контак­тов руководителя с исполнителями и подразделениями орга­низации.

3. Коммуникация как специфическая функция управления. Каждый из этих аспектов включает в себя нормативно-орга­низационный и субъектно-психологический планы. Первый связан со структурой оптимального коммуникативного процесса. Второй показывает большое влияние психологических осо­бенностей «коммуникантов» на эту функцию и объясняет ее важнейшие черты, в том числе мешающие ее эффективности. Понятие коммуникативной функции включает в себя три соб­ственно психологических аспекта: коммуникативное поведе­ние руководителя, коммуникативные явления и процессы его деятельности.

Следующие направления характеризуют содержание ком­муникативной функции:

— определение сущности данной функции и ее специфики;

— анализ основных видов и типов коммуникаций;

— определение структурных компонентов и этапов процес­са коммуникации;

— характеристику форм реализации этой функции;

— анализ «барьеров» (характерных ошибок и трудностей);

— описание общих требований для оптимизации коммуни­кативной функции (принципы оптимальной коммуникации).

Основная задача коммуникационной функции руководите­ля — обеспечение оптимального обмена информацией внутри организации между ее подразделениями и с внешним окруже­нием. Критерий оптимальности — степень содействия суще­ствующей коммуникативной сети достижению общих целей организации. Для эффективности коммуникаций необходима ясная формулировка цели, ее конкретизация на подцели для ка­ждого подразделения; детализированный план, регламенти­рующий определенные виды работ подразделений и нормати­вы; правильно выбранный тип организации; эффективная сис­тема контроля. На специфичность коммуникативной функции указывает то, что средствами ее реализации являются все дру­гие управленческие функции — целеполагание, планирование, организация, контроль. Это делает понятными данные о том, что от 50 до 90% всего рабочего времени руководителя запол­нено именно коммуникациями.

 

Типы организационных коммуникаций

Функция коммуникации, как и все другие, характеризуется множественностью типов и форм, способов и методов ее реали­зации. Рассмотрим, как данная функция классифицируется в деятельности руководителя.

По признаку ориентации коммуникаций руководителя они подразделяются на внешне- и внутриорганизационные. Во внешнеорганизационных коммуникациях руководителя особую роль играет представительская функция. Руководитель, кон­тактируя с равными ему руководителями смежных органи­заций и с вышестоящими руководителями, олицетворяет организацию в целом, представляет ее во внеш­ней среде. Руководитель выступает при участии в работе вышестоящих инстанций в ка­честве подчиненного.

Внутриорганизационные коммуникации делятся на верти­кальные и горизонтальные. Вертикальные — это обмен инфор­мацией между иерархическими уровнями организации, гори­зонтальные — обмен в пределах паритетных уровней. Верти­кальные коммуникации подразделяются на нисходящие и восходящие. Первые — распоряжения и приказы руководителя, вторые — система каналов движения «снизу вверх». Опреде­ляющее значение для функционирования организации имеет сочетание вертикальных и горизонтальных коммуникаций.

Коммуникации традиционно подразделяются на формаль­ные и неформальные. Формальные каналы определяются структурой организации, ее целями и задачами. Неформаль­ные — это те контакты, которые реализуются помимо формаль­ных каналов. Они имеют ряд разновидностей: неформальные контакты между рядовыми членами организации, между руко­водителем и исполнителями, связи руководителя с внешней средой (феномен «больших связей»). По форме организационные коммуникации разделяют­ся на вербальные (устные), письменные, комбинированные, ви­зуальные, аудиоционные и др.

Классифицируются также коммуникации по признаку того этапа организационного функционирования, где они имеют преобладающее значение. Это — коммуникации при приеме на работу, при ориентировке в круге обязанностей, в процессе деятельности, ее оценки и в ходе контроля над ней.

14. Нормативная структура коммуникативного процесса и его «барьеры»

Коммуникативная функция, реализуемая руководителем, является непрерывной цепью отдельных коммуникативных процессов, имеющих сходное строение и принципы организа­ции. В общем понятии коммуникативного процесса акцент де­лается на его формальной организации, включающей в себя два аспекта — структурный и собственно процессуальный.

Процесс коммуникации включает в себя семь основных структурных компонентов: отправитель, сообщение, получа­тель, канал коммуникации, «шум» (совокупность помех), об­ратная связь, коррекция.

Процесс коммуникации в своем развертывании проходит четыре основных этапа: возникновение намерения, оформле­ние идеи, собственно коммуникативный акт, декодирование (понимание смысла) сообщения получателем.

• Основные компоненты коммуникации имеют стабиль­ную — инвариантную — последовательность, приобретаю­щую благодаря обратной связи и коррекции замкнутый, кольце­образный характер.

Принцип «кольца» обеспечивает результативность комму­никаций в целом, обеспечивая контроль над ее эффективностью и повтор всего цикла в случае неудачи при первой его реа­лизации.

Трудности и источники ошибок («барьеры») коммуникаций разнообразны, так же как и многообразна сама психика.

Перцептивно-интерпретационные ошибки (обусловленные восприятием). Одна и та же информация воспринимается по-разному и даже активно отторгается в зависимости от опы­та, сферы профессиональной компетенции, интересов и много­го другого.

Диспозиционные ошибки объясняются различиями в соци­альных, профессиональных и жизненных установках людей, участвующих в коммуникативном обмене.

Статусные ошибки происходят из-за больших различий в организационном статусе коммуникантов. «Высокому началь­ству» не всегда легко понять нужды «простых рабочих».

Семантические барьеры могут появляться из-за того, что языковые понятия обладают свойством полисемичности (многозначности), вызывая неоднозначность понимания го­ворящим и слушающим.

Невербальные преграды. Жесты, мимика, интонация, манера коммуникативного поведения и другие невербальные средства играют заметную роль при контактах всех видов, являясь еще более многозначными, чем вербальные. Поскольку они исполь­зуются, как правило, совместно, то неправильное восприятие невербальных знаков может привести к ошибочному понима­нию словесного сообщения.

Неэффективная обратная связь — еще один источник оши­бок коммуникаций.

Плохо сформулированное сообщение. Двусмысленность рас­поряжений, косноязычие являются самыми распространенны­ми и очевидными причинами ошибок коммуникаций.

Потери информации в коммуникационных циклах. Это про­исходит, если сообщение очень длинное и громоздкое, отсю­да — требование лаконичности. До 30% информации искажается и даже теряется при передаче по вертикальной коммуника­ционной цепи.

Фальсификационные ошибки. Например, предоставление вышестоящему лицу необъективной информации в корыстных целях.

Преждевременная оценка дается, когда слушающий делает эмоциональную оценку сообщению, не дождавшись его окон­чания.

«Ошибки страха».

Все эти «барьеры» и ошибки — негативные факторы, ме­шающие реализации функции коммуникации, для повышения эффективности которой необходимо их преодоление.

Существуют общие правила и принципы построения эффек­тивных коммуникаций. Наиболее общее правило — не присту­пать к передаче идеи до тех пор, пока она не станет до конца по­нятна самому себе.

Правило «постоянной готовности к непониманию» и допу­щения за исполнителями «права на непонимание». Руководи­тель часто заблуждается, считая, что его нельзя не понять. Од­нако многообразие «барьеров» часто приводит к неполному и неточному пониманию.

Правило конкретности. Не следует употреблять двусмыс­ленные, расплывчатые выражения и слова, перегружать сооб­щение профессионализмами.

Правило контроля над невербальными сигналами. Необходим контроль над мимикой, жестами, интонацией, позой.

Правило адресата. Надо стараться говорить на языке собе­седника, учитывая его уровень — жизненный, профессиональ­ный, культурно-образовательный.

Правило «собственной неправоты». Необходимо допускать ошибочность личной точки зрения.

Правило «места и времени». Эффективность руководящих распоряжений возрастает при их своевременности и выборе наиболее благоприятной обстановки, в которой они реализу­ются.

Правило активного и конструктивного слушания, правило обратной связи.

 

Также в теории управления существуют три наиболее об­щих принципа эффективной коммуникации: ясности, целост­ности и стратегического использования неформальной органи­зации.

Соблюдение этих правил и принципов способствует реали­зации функции коммуникации в управленческой деятельности, определяет ее содержание и специфику.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.