Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новое время




Средневековая философия

Античность

Взаимосвязь моей деятельности с мировой причинностью. Абсолютных вещей нет, в том числе и свободы. Демокрит. Свобода связана со счастьем, выбором между добром и злом.… Все происходит по необходимости, нет случайности. Счастье и благо человека – это безмятежность духа, душевное равновесие, атараксия (все античные философы). А для этого человеку необходимо знание причин. «Знать и сообразно этому поступать». Эпикур. Предоставляет человеку возможность быть свободным. Вводит возможность спонтанного отклонения атома от своего пути. Это происходит самопроизвольно. Так объясняется наличие случайности. Разрушается фатализм Демокрита. Человек свободен в выборе. Онтологические основы учения – это заложенность в самом бытии случайности. «Знать и уклоняться». Стоики. Идея строжайшей необходимости, все подчинено логосу (разуму, закону). Фатализм. Судьба правит вещью. Проблема свободы воли: неорганическое тело может получить импульс только от другого тела, а у живого тела есть еще и разум, причем для него импульсом к действию служит разумная воля. Действия из собственного побуждения. «Знать и подчиняться». Действия людей отличаются по тому, КАК сбываются необходимости: по доброй воле или по принуждению. Мудрец же свободен как божество, т.к. он познает и осознает необходимость, тем самым овладевая ею. Получается, что он как бы уже действует по собственному убеждению, т.е. он свободен.

  1. Свобода и необходимость тесно связаны
  2. Свобода связана с разумом (с его развитием)

Подчиненность религии. Все определяется сквозь догматику христианства. Принципы христианства. Провиденциализм – бог перманентно правит миром, все предопределено. Возникает вопрос, откуда берется грязь жизни. Объяснение – бог человека наделил свободной волей, чтобы тот добровольно возлюбил его, но после грехопадения у человека повредилась воля, разум, тело. Так получилось, что воля человека способна лишь творить зло. Может ли Бог исправить все это? Если может, но не хочет или хочет, но не может, то он не бог.… Опять приходится отступиться от наличия воли. Пути господни неисповедимы. Разум – блудница сатаны, значит, нельзя им пользоваться. Разум поврежден. Логики нет. В замысле бога зла нет, это лишь разум думает, что это зло. Нельзя приписывать богу наши нравственные нормы, т.к. он выше их.

Человек управляется природой, он часть ее. Природа управляет нами посредством аффектов и страстей, инстинктов. Человек несвободен, как и животное. Гоббс. Человек действует по закон природы, он не может от них освободиться. Понятие свободной воли вообще абсурдно, как например понятие квадратной добродетели. Существуют законы по природе и по мнению (софисты). Человек свободен, если нет препятствий для его действий. Локк. Свобода – способность человека действовать сообразно со своим выбором. Спиноза (дух стоиков). Люди воображают, что они свободны, когда воюют между собой за свои интересы. Люди подчинены природе, аффектам, страстям, есть лишь иллюзия свободы. Для обретения активной свободы необходимо познание природы, ее осмысление, переведение внешних детерминаций во внутренние. Высший аффект – познание, он должен подчинить себе все низшие. Подчиняя аффекты себе, я господствую над природой и свободен. Такая свобода доступна только людям разума, а не толпе. Свобода – осознанная необходимость.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.