Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие указания




ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению практических работ

по дисциплине «Квалиметрия»

для специальности 220501

«Управление качеством»

 

 

Ижевск – 2006

 

Рецензент

Канд. техн. наук, доцент Н.С. Голубков

 

 

А.У. Ибрагимов, В. С. Коньков. Методические рекомендации к выполнению практических работ по дисциплине «Квалиметрия» для студентов высшего профессионального образования очной форм обучения.

 

Методические указания и задания практических работ по дисциплине «Квалиметрия». /Составители А.И. Ибрагимов, В.С. Коньков. Ижевск. Изд. «ИжГТУ», 2007г.

Рассматриваются нормативные и методические документы, процедуры, инструменты квалиметрии и их применение в практической деятельности.

Для студентов специальности 220501 «Управление качеством» очной формы обучения.

 

 

 


 

Содержание

 

Перечень практических занятий………………………………………………….4

Общие указания…………………………………………………………………...4

Задание №1. Классификация и классификаторы продукции. Работа с классификатором……………………………………………………………………….……5

Задание №2. Классификация и классификаторы услуг. Работа с классификатором услуг…………………………………………………………………………..6

Задание №3. Показатели качества. Их анализ, характеристика, распределение по группам…………………………………………………………………….………7

Задание №4. Задачи и методы квалиметрии на стадиях жизненного цикла….9

Задание №5. Оценка уровня качества продукции………………………………10

Задание №6. Оценка надежности………………………………………………..12

Задание №7. Контроль качества продукции. Статистический приемочный контроль……………………………………………………………………………….14

Рекомендуемая литература………………………………………………………16

 

 


 

 

Наименование темы Учебное время, ч.
  Классификация и классификаторы продукции. Работа с классификатором  
  Классификация и классификаторы услуг. Работа с классификатором услуг  
  Показатели качества. Их анализ, характеристика, распределение по группам  
  Задачи и методы квалиметрии на стадиях жизненного цикла  
  Оценка уровня качества продукции  
  Оценка надежности  
  Контроль качества продукции. Статистический приемочный контроль  
  Итого  

 

1.1. Выполнение студентами практических работ направлено на:

- обобщение, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины;

- формирование умений применять полученные знания на практике;

- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;

- выработку при решении поставляемых задач таких профессионально значимых качеств как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

1.2. Темы и объемы практических занятий определяются рабочей программой.

1.3. Ведущей дидактической целью практических работ является формирование практических умений – профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных (решать задачи по дисциплине).

1.4. Содержанием практических занятий являются решения разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение производственных задач и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, работ с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками и другой технической и специальной документацией и др.

1.5. Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний студентов, их теоретической готовности к выполнению задания.

1.6. Выполненная практическая работа каждым студентом оформляется студентом и оценивается в форме зачета или по пятибальной системе.

1.7. Выполнение практических работ учитываются как показатели текущей успеваемости студентов.

 

Задание №1. Классификация и классификаторы продукции. Работа с классификатором.

Цель: усвоение методов классификации продукции и построения классификаторов.

Задание:

1. Провести изучение методов классификации продукции.

2. Изучение схемы построения классификаторов, виды классификаторов.

3. Изучение с целью практического применения классификаторов продукции.

Указания к выполнению работы.

1. Промышленная продукция является одним из основных объектов квалиметрии данного курса.

Вся промышленная продукция по характеру реализации их свойств при эксплуатации (использовании) делятся на 2 класса и 5 групп.

Продукция первого класса расходуется в процессе использования.

При использовании продукции второго класса происходит расход ее ресурса.

К группе I относятся сырье и природные топлива.

К группе II относятся материалы и продукты.

К группе III относятся расходные изделия в таре.

К группе IV относятся неремонтируемые изделия.

К группе V относятся ремонтируемые изделия.

Необходимо уяснить виды классов и групп промышленной продукции и уметь относить продукцию к соответствующему классу и группе.

2. Приведенная выше классификация, а также разделение продукции по области применения (продукция производственно-технического назначения и товары народного потребления), позволяет решать некоторые практические задачи по обеспечению ее качества, таких как разработка требований к качеству и определение номенклатуры показателей качества.

Для более подробной классификации продукции, имеющей большое практическое применение разрабатываются специальные классификаторы.

С помощью таких классификаторов решаются следующие задачи:

  • регистрация документации на продукцию;
  • разработка перечней продукции для обязательной сертификации, в том числе импортируемой;
  • разработка информационных данных для экспортной продукции;
  • обеспечение информации о продукции на внутреннем Российском рынке;
  • реализация учетных функций в работах по статистике, налогообложению и пр.

Наличие классификаторов особенно важно при современном широком применение средств вычислительной и коммуникационной техники.

В нашей стране применяются классификаторы, согласованные с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров.

Это:

  • Общероссийский классификатор продукции (ОКП, вариант ОК005-93).
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП – ОК004-03).
  • Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Необходимо знать и уметь пользоваться вышеперечисленными классификаторами.

3. Практическая работа с классификатором заключается в умении находить нужный код в классификаторе для конкретной продукции.

Так, например, каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции.

ОКП построен с использованием иерархического метода классификации, при котором все множество продукции распределено на 5 ступеней – класс, подкласс, группа, подгруппа, вид.

Аналогичное строение имеет и ОКДП.

Например:

Первая буква А, В, С, Д – отрасль промышленности.

Далее первые две цифры – класс, вторые – подкласс, третьи три – вид.

Д26.11.121 - значит:

Д – обрабатывающая промышленность;

26 – производство неметаллических минеральных продуктов;

26.11 – необработанное плоское (листовое) стекло;

26.11.121 – стекло оконное мерное 2мм и меньше;

26.11.122 – стекло оконное мерное 2,4 до 3 мм.

 

Задание №2. Классификация и классификаторы услуг.

Цель: усвоение методов классификации услуг и структуры классификатора.

Задание:

1. Изучение видов услуг.

2. Работа с классификатором.

Указания к выполнению работы.

1. В соответствии с функциональным назначением услуги делятся на две группы – производственные и непроизводственные (услуги населению), каждая из которых включает в себя ряд видов.

Производственная услуга – это услуга по удовлетворению нужд предприятий и организаций.

Непроизводственная группа – это услуга отдельным лицам или группам лиц.

Непроизводственные услуги делятся на материальные и нематериальные.

Материальная услуга – это услуга по удовлетворению материальных нужд потребителя. Ее результатом может быть преобразованная продукция (отремонтированный автомобиль, построенный дом, сшитый костюм).

Нематериальная (социально - культурная) услуга – это услуга по удовлетворению социально-культурных нужд потребителя – физических, духовных, информационных, интеллектуальных и т.п.

Объектом такой услуги является непосредственно сам потребитель. Примеры таких услуг – лечение больного, организация выставки, обучение в школе и т.д.

Виды услуг могут быть следующие:

Исследование и разработка, кредитование, посредничество, обучение, ремонт, техническое обслуживание, лечение, складирование, хранение, торговля, аренда, изготовление, информационное обслуживание, коммунальные и пр.

Необходимо знать наиболее широко употребляемые виды услуг и уметь распределять их по видам.

2. Подробная классификация услуг населению содержится в документе, который называется «Общероссийский классификатор услуг населению» (ОКУН) ОК002-93.

ОКУН содержит следующие 13 высших классификационных группировок:

  • бытовые;
  • пассажирского транспорта;
  • связи;
  • жилищно-коммунальные;
  • учреждений культуры;
  • туристические и экскурсионные;
  • физической культуры и спорта;
  • медицинские, санитарно – оздоровительные, ветеринарные;
  • правового характера;
  • банков;
  • в системе образования;
  • торговли, общественного питания, рынков;
  • прочие.

В эти группировки входит более 1500 наименований конкретных услуг.

В результате практической работы студент должен уметь пользоваться классификатором, определять согласно ему код услуги.

 

Задание №3. Показатели качества, их анализ. Характеристика, распределение по группам.

Цель: назначение и анализ показателей качества.

Задание:

1. Методы определения показателей качества.

2. Проведение разделения показателей качества на группы.

3. Работа с нормативными документами.

Указания к выполнению работы.

1. Качество определяется, как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.

Качество характеризуется показателями.

Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих его качество.

Номенклатура показателей качества обуславливается назначением и областью применения разрабатываемой продукции, при ее определении должен учитываться опыт создания и применения подобной продукции, отраженный в технической документации и других источниках информации – проспектах на аналогичную продукцию отечественных и зарубежных разработчиков и изготовителей, статьях, отчетах.

Показатели качества в отечественной практике можно определить согласно Стандартам Системы показателей качества продукции (СПКП).

Стандарт СПКП называется: «Система показателей качества, продукции. Наименование группы однородной продукции. Номенклатура показателей»

Группа однородной продукции – это совокупность продукции, характеризующаяся общим целевым (функциональным) назначением, обладающая общими свойствами.

Стандарты СПКП состоят из вводной части и двух разделов.

Во вводной части указывается наименование продукции, на которую распространяется стандарт, коды продукции, входящие в эту группу и основные области применения показателей, установленных в стандарте.

Первый раздел стандарта содержит перечень показателей, при этом указываются наименование показателей, их обозначения и наименование характеризуемых свойств.

Во втором разделе определяются области применения для каждого показателя.

Стандарты СПКП, содержащие набор показателей качества по всем свойствам качества, помогают разработчику совместно с заказчиком решить вопрос о том, какие показатели должны включаться в техническое задание на разработку новой продукции, технические условия, стандарты.

Студенту в этой части работы необходимо получить представление о методике выбора показателей качества, особенно на основе стандартов СПКП, уметь пользоваться этими стандартами.

2. В зависимости от характеризуемых свойств можно выделить несколько групп показателей качества.

Ограничительные показатели – это показатели безопасности жизнедеятельности и экологической безопасности, т.е. безопасности окружающей среды.

Эти показатели нормируются в национальных и международных стандартах. Превышение их недопустимо. Их выполнение контролируется Госстандартом.

Показатели назначения (технического эффекта) – это показатели характеризующие полезный эффект от эксплуатации (использования) продукции по назначению и обуславливающих область их применения.

Эти показатели, главным образом, характеризуют качество товара и являются прерогативой разработчика и заказчика.

К этим показателям можно отнести и такие специфические показатели, как показатели надежности, экономного расходования ресурсов, эргономические и эстетические показатели.

К третьей группе относятся прочие показатели, имеющие характер технологических, такие как показатели технологичности, стандартизации и унификации, патентной чистоты и пр.

Необходимо уметь из комплекса показателей выделять группы показателей.

Группа показателей в значительной мере определяет метод и характер выбора показателей.

3. При работе с нормативными документами (стандарты СПКП, ТУ на изделия) необходимо уметь определять номенклатуру показателей по стандарту, сравнить ее с номенклатурой по ТУ, уметь разложить номенклатуру показателей на группы.

 

Задание №4. Задачи и методы квалиметрии на этапах жизненного цикла продукции.

Цель: изучение, освоение задач и методов квалиметрии на стадиях жизненного цикла продукции.

Задание:

1. Дать характеристику стадий жизненного цикла продукции и определить работы на каждой стадии.

2. Сформулировать задачи квалиметрии.

Указания к выполнению работы.

Выполняя работу следует иметь ввиду, что квалиметрия рассматривает 4 стадии жизненного цикла: [2]

  1. исследование и обоснование разработки;
  2. разработка;
  3. производство;
  4. эксплуатация.

На первой стадии задачами квалиметрии являются определение номенклатуры показателей качества и определение их численных значений.

Номенклатура показателей определяется, в основном, методом экспертных оценок.

Он заключается в том, что на основе имеющейся информации, в том числе стандартов СПКП, экспертами выбираются необходимые показатели.

Значения показателей качества многих видов продукции можно получить с помощью расчетных схем, т.е. надлежащим образом упрощенных схем продукции, сохраняющих основные факторы, влияющие на величину рассчитываемого показателя.

Этот этап должен завершиться сопоставлением разрабатываемой продукции по качеству с аналогами. Этот процесс называется оцениванием уровня качества, а результат оценивания – оценкой.

Разработка методов оценки является одной из задач квалиметрии.

На II стадии, стадии разработки, создается запланированная ТЗ конструкция, которая воплощается в опытных образцах или партиях, технических условиях, конструкторской и технологической документации.

Стадия завершается принятием решения о постановке продукции на производство по результатам приемочных испытаний и утверждением документа, по которому продукция будет контролироваться при изготовлении. Этим нормативным документом являются Технические условия (ТУ).

При установлении требований к качеству в ТУ должен учитываться тот факт, что эти требования должны контролироваться на основе испытаний и измерений, которые имеют определенный разброс.

Это обстоятельство обуславливает возникновение еще одной задачи квалиметрии: определение правил формирования требований к показателям качества в ТУ.

На третьей стадии осуществляется изготовление продукции.

Главная задача квалиметрии на этом этапе – оценка качества на основе испытаний и измерений, в том числе выборочных.

На четвертой стадии жизненного цикла в процессе потребления или эксплуатации осуществляется реализация свойств качества продукции.

Применительно к этой стадии методами квалиметрии решаются задачи рационального использования продукции по данным показателей качества для того, чтобы эти свойства были использованы в максимальной степени.

Студенту необходимо изучить и точно представлять стадии жизненного цикла продукции, задачи и методы квалиметрии на этих стадиях.

Необходимо сформировать и обосновать задачи и методы квалиметрии на стадиях жизненного цикла, исходя из теоретического материала дисциплины и производственной практики.

 

Задание №5. Оценка уровня качества продукции.

Цель: изучение с целью практического применения методов оценки уровня качества продукции.

Задание:

1. Изучение методов оценки уровня качества.

2. Практическое определение уровня качества конкретной продукции.

Указания к выполнению работы.

1. Под оценкой уровня качества продукции понимается результат оценивания, т.е. сопоставление показателей качества оцениваемой продукции с базовыми показателями.

Базовыми показателями являются показатели, выбранные для сравнения.

Базовые показатели выбираются из аналогичной продукции, т.е. продукции имеющей сходное функциональное назначение.

При оценке уровня качества необходимо руководствоваться следующими правилами:

1) Качество объекта характеризуется набором показателей x1 , x2 ,…xn и такие показатели необходимо выбрать.

2) Уровень качества продукции оценивается на основе сопоставления ее с аналогичными по совокупности показателями.

3) За аналоги продукции принимаются лучшие образцы продукции, т.е. представляющие передовые научно – технические достижения в развитии данного вида продукции.

4) Процедура оценивания уровня качества любого объекта включает следующие общие для всех методов этапы:

· выбор номенклатуры показателей качества, необходимых для оценки;

· формирование группы аналогов оцениваемых объектов и установление значений их показателей качества;

· определение совокупности базовых значений показателей качества;

· сопоставление показателей качества оцениваемых объектов с их базовыми значениями;

· формирование оценки как результата оценивания;

· оформление заключения о результатах оценки.

5) Номенклатура показателей для оценивания должна обеспечивать объективное получение оценки и производиться с учетом:

· международных и национальных стандартов;

· документации на поставку продукции;

· каталогов, проспектов, патентной и прочей документации;

· стандартов СПКП.

6) Показатели качества для оценивания, обычно разделяют на 3 группы:

· классификационные показатели – по ним подбирают группу (класс) аналогов оцениваемой продукции;

· оценочные показатели характеризуют свойства продукции, связанные с ее способностью удовлетворять определенные потребности, и используются для сопоставления образцов продукции при оценке уровня качества;

· ограничительные показатели выделяются в зависимости от характера решаемой задачи и цели оценивания и используются в качестве ограничителей.

7) Основным методом оценивания является сопоставление совокупности значений показателей оцениваемой продукции с совокупностью базовых значений этих показателей.

В различных методах оценивания используют различные правила такого сопоставления. В ряде методов производится попарное сопоставление оцениваемых и базовых образцов продукции по соответствующим показателям качества, в других методах такое сопоставление в явном виде не производится, а совокупность показателей продукции сопоставляется с некоторой теоретически построенной совокупностью их образцовых значений.

8) Результат сопоставления формируют в количественной или качественной форме.

В количественной форме оценка выражается одним числом, которое рассматривается как значение комплексного показателя качества отражающего определенную совокупность свойств продукции.

В качественной форме оценка представляется в виде утверждения о том, соответствует ли в целом продукция по рассматриваемой совокупности свойств уровню требований определенного рынка, превосходит их или же уступает им.

9) Выбор показателей качества для оценивания и само оценивание производится экспертным методом, которым решаются и многие другие задачи квалиметрии.

Эти методы характерны тем, что они основаны на использовании сведений и мнений экспертов.

Исходя из вышеизложенных правил, используя материалы пособий [1,2] необходимо составить план работы по оцениванию товара.

2. Информация о показателях качества, необходимых для оценки, содержится в документе, который обычно называется «Карта уровня качества продукции».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.