КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие указания
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению практических работ по дисциплине «Квалиметрия» для специальности 220501 «Управление качеством»
Ижевск – 2006
Рецензент Канд. техн. наук, доцент Н.С. Голубков
А.У. Ибрагимов, В. С. Коньков. Методические рекомендации к выполнению практических работ по дисциплине «Квалиметрия» для студентов высшего профессионального образования очной форм обучения.
Методические указания и задания практических работ по дисциплине «Квалиметрия». /Составители А.И. Ибрагимов, В.С. Коньков. Ижевск. Изд. «ИжГТУ», 2007г. Рассматриваются нормативные и методические документы, процедуры, инструменты квалиметрии и их применение в практической деятельности. Для студентов специальности 220501 «Управление качеством» очной формы обучения.
Содержание
Перечень практических занятий………………………………………………….4 Общие указания…………………………………………………………………...4 Задание №1. Классификация и классификаторы продукции. Работа с классификатором……………………………………………………………………….……5 Задание №2. Классификация и классификаторы услуг. Работа с классификатором услуг…………………………………………………………………………..6 Задание №3. Показатели качества. Их анализ, характеристика, распределение по группам…………………………………………………………………….………7 Задание №4. Задачи и методы квалиметрии на стадиях жизненного цикла….9 Задание №5. Оценка уровня качества продукции………………………………10 Задание №6. Оценка надежности………………………………………………..12 Задание №7. Контроль качества продукции. Статистический приемочный контроль……………………………………………………………………………….14
Рекомендуемая литература………………………………………………………16
1.1. Выполнение студентами практических работ направлено на: - обобщение, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины; - формирование умений применять полученные знания на практике; - развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов; - выработку при решении поставляемых задач таких профессионально значимых качеств как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива. 1.2. Темы и объемы практических занятий определяются рабочей программой. 1.3. Ведущей дидактической целью практических работ является формирование практических умений – профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных (решать задачи по дисциплине). 1.4. Содержанием практических занятий являются решения разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение производственных задач и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, работ с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками и другой технической и специальной документацией и др. 1.5. Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний студентов, их теоретической готовности к выполнению задания.
1.6. Выполненная практическая работа каждым студентом оформляется студентом и оценивается в форме зачета или по пятибальной системе. 1.7. Выполнение практических работ учитываются как показатели текущей успеваемости студентов.
Задание №1. Классификация и классификаторы продукции. Работа с классификатором. Цель: усвоение методов классификации продукции и построения классификаторов. Задание: 1. Провести изучение методов классификации продукции. 2. Изучение схемы построения классификаторов, виды классификаторов. 3. Изучение с целью практического применения классификаторов продукции. Указания к выполнению работы. 1. Промышленная продукция является одним из основных объектов квалиметрии данного курса. Вся промышленная продукция по характеру реализации их свойств при эксплуатации (использовании) делятся на 2 класса и 5 групп. Продукция первого класса расходуется в процессе использования. При использовании продукции второго класса происходит расход ее ресурса. К группе I относятся сырье и природные топлива. К группе II относятся материалы и продукты. К группе III относятся расходные изделия в таре. К группе IV относятся неремонтируемые изделия. К группе V относятся ремонтируемые изделия. Необходимо уяснить виды классов и групп промышленной продукции и уметь относить продукцию к соответствующему классу и группе. 2. Приведенная выше классификация, а также разделение продукции по области применения (продукция производственно-технического назначения и товары народного потребления), позволяет решать некоторые практические задачи по обеспечению ее качества, таких как разработка требований к качеству и определение номенклатуры показателей качества. Для более подробной классификации продукции, имеющей большое практическое применение разрабатываются специальные классификаторы. С помощью таких классификаторов решаются следующие задачи:
Наличие классификаторов особенно важно при современном широком применение средств вычислительной и коммуникационной техники.
В нашей стране применяются классификаторы, согласованные с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров. Это:
Необходимо знать и уметь пользоваться вышеперечисленными классификаторами. 3. Практическая работа с классификатором заключается в умении находить нужный код в классификаторе для конкретной продукции. Так, например, каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции. ОКП построен с использованием иерархического метода классификации, при котором все множество продукции распределено на 5 ступеней – класс, подкласс, группа, подгруппа, вид. Аналогичное строение имеет и ОКДП. Например: Первая буква А, В, С, Д – отрасль промышленности. Далее первые две цифры – класс, вторые – подкласс, третьи три – вид. Д26.11.121 - значит: Д – обрабатывающая промышленность; 26 – производство неметаллических минеральных продуктов; 26.11 – необработанное плоское (листовое) стекло; 26.11.121 – стекло оконное мерное 2мм и меньше; 26.11.122 – стекло оконное мерное 2,4 до 3 мм.
Задание №2. Классификация и классификаторы услуг. Цель: усвоение методов классификации услуг и структуры классификатора. Задание: 1. Изучение видов услуг. 2. Работа с классификатором. Указания к выполнению работы. 1. В соответствии с функциональным назначением услуги делятся на две группы – производственные и непроизводственные (услуги населению), каждая из которых включает в себя ряд видов. Производственная услуга – это услуга по удовлетворению нужд предприятий и организаций.
Непроизводственная группа – это услуга отдельным лицам или группам лиц. Непроизводственные услуги делятся на материальные и нематериальные. Материальная услуга – это услуга по удовлетворению материальных нужд потребителя. Ее результатом может быть преобразованная продукция (отремонтированный автомобиль, построенный дом, сшитый костюм). Нематериальная (социально - культурная) услуга – это услуга по удовлетворению социально-культурных нужд потребителя – физических, духовных, информационных, интеллектуальных и т.п. Объектом такой услуги является непосредственно сам потребитель. Примеры таких услуг – лечение больного, организация выставки, обучение в школе и т.д. Виды услуг могут быть следующие: Исследование и разработка, кредитование, посредничество, обучение, ремонт, техническое обслуживание, лечение, складирование, хранение, торговля, аренда, изготовление, информационное обслуживание, коммунальные и пр. Необходимо знать наиболее широко употребляемые виды услуг и уметь распределять их по видам. 2. Подробная классификация услуг населению содержится в документе, который называется «Общероссийский классификатор услуг населению» (ОКУН) ОК002-93. ОКУН содержит следующие 13 высших классификационных группировок:
В эти группировки входит более 1500 наименований конкретных услуг. В результате практической работы студент должен уметь пользоваться классификатором, определять согласно ему код услуги.
Задание №3. Показатели качества, их анализ. Характеристика, распределение по группам. Цель: назначение и анализ показателей качества. Задание: 1. Методы определения показателей качества. 2. Проведение разделения показателей качества на группы. 3. Работа с нормативными документами. Указания к выполнению работы. 1. Качество определяется, как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности. Качество характеризуется показателями. Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих его качество. Номенклатура показателей качества обуславливается назначением и областью применения разрабатываемой продукции, при ее определении должен учитываться опыт создания и применения подобной продукции, отраженный в технической документации и других источниках информации – проспектах на аналогичную продукцию отечественных и зарубежных разработчиков и изготовителей, статьях, отчетах. Показатели качества в отечественной практике можно определить согласно Стандартам Системы показателей качества продукции (СПКП). Стандарт СПКП называется: «Система показателей качества, продукции. Наименование группы однородной продукции. Номенклатура показателей» Группа однородной продукции – это совокупность продукции, характеризующаяся общим целевым (функциональным) назначением, обладающая общими свойствами. Стандарты СПКП состоят из вводной части и двух разделов. Во вводной части указывается наименование продукции, на которую распространяется стандарт, коды продукции, входящие в эту группу и основные области применения показателей, установленных в стандарте. Первый раздел стандарта содержит перечень показателей, при этом указываются наименование показателей, их обозначения и наименование характеризуемых свойств. Во втором разделе определяются области применения для каждого показателя. Стандарты СПКП, содержащие набор показателей качества по всем свойствам качества, помогают разработчику совместно с заказчиком решить вопрос о том, какие показатели должны включаться в техническое задание на разработку новой продукции, технические условия, стандарты. Студенту в этой части работы необходимо получить представление о методике выбора показателей качества, особенно на основе стандартов СПКП, уметь пользоваться этими стандартами. 2. В зависимости от характеризуемых свойств можно выделить несколько групп показателей качества. Ограничительные показатели – это показатели безопасности жизнедеятельности и экологической безопасности, т.е. безопасности окружающей среды. Эти показатели нормируются в национальных и международных стандартах. Превышение их недопустимо. Их выполнение контролируется Госстандартом. Показатели назначения (технического эффекта) – это показатели характеризующие полезный эффект от эксплуатации (использования) продукции по назначению и обуславливающих область их применения. Эти показатели, главным образом, характеризуют качество товара и являются прерогативой разработчика и заказчика. К этим показателям можно отнести и такие специфические показатели, как показатели надежности, экономного расходования ресурсов, эргономические и эстетические показатели. К третьей группе относятся прочие показатели, имеющие характер технологических, такие как показатели технологичности, стандартизации и унификации, патентной чистоты и пр. Необходимо уметь из комплекса показателей выделять группы показателей. Группа показателей в значительной мере определяет метод и характер выбора показателей. 3. При работе с нормативными документами (стандарты СПКП, ТУ на изделия) необходимо уметь определять номенклатуру показателей по стандарту, сравнить ее с номенклатурой по ТУ, уметь разложить номенклатуру показателей на группы.
Задание №4. Задачи и методы квалиметрии на этапах жизненного цикла продукции. Цель: изучение, освоение задач и методов квалиметрии на стадиях жизненного цикла продукции. Задание: 1. Дать характеристику стадий жизненного цикла продукции и определить работы на каждой стадии. 2. Сформулировать задачи квалиметрии. Указания к выполнению работы. Выполняя работу следует иметь ввиду, что квалиметрия рассматривает 4 стадии жизненного цикла: [2]
На первой стадии задачами квалиметрии являются определение номенклатуры показателей качества и определение их численных значений. Номенклатура показателей определяется, в основном, методом экспертных оценок. Он заключается в том, что на основе имеющейся информации, в том числе стандартов СПКП, экспертами выбираются необходимые показатели. Значения показателей качества многих видов продукции можно получить с помощью расчетных схем, т.е. надлежащим образом упрощенных схем продукции, сохраняющих основные факторы, влияющие на величину рассчитываемого показателя. Этот этап должен завершиться сопоставлением разрабатываемой продукции по качеству с аналогами. Этот процесс называется оцениванием уровня качества, а результат оценивания – оценкой. Разработка методов оценки является одной из задач квалиметрии. На II стадии, стадии разработки, создается запланированная ТЗ конструкция, которая воплощается в опытных образцах или партиях, технических условиях, конструкторской и технологической документации. Стадия завершается принятием решения о постановке продукции на производство по результатам приемочных испытаний и утверждением документа, по которому продукция будет контролироваться при изготовлении. Этим нормативным документом являются Технические условия (ТУ). При установлении требований к качеству в ТУ должен учитываться тот факт, что эти требования должны контролироваться на основе испытаний и измерений, которые имеют определенный разброс. Это обстоятельство обуславливает возникновение еще одной задачи квалиметрии: определение правил формирования требований к показателям качества в ТУ. На третьей стадии осуществляется изготовление продукции. Главная задача квалиметрии на этом этапе – оценка качества на основе испытаний и измерений, в том числе выборочных. На четвертой стадии жизненного цикла в процессе потребления или эксплуатации осуществляется реализация свойств качества продукции. Применительно к этой стадии методами квалиметрии решаются задачи рационального использования продукции по данным показателей качества для того, чтобы эти свойства были использованы в максимальной степени. Студенту необходимо изучить и точно представлять стадии жизненного цикла продукции, задачи и методы квалиметрии на этих стадиях. Необходимо сформировать и обосновать задачи и методы квалиметрии на стадиях жизненного цикла, исходя из теоретического материала дисциплины и производственной практики.
Задание №5. Оценка уровня качества продукции. Цель: изучение с целью практического применения методов оценки уровня качества продукции. Задание: 1. Изучение методов оценки уровня качества. 2. Практическое определение уровня качества конкретной продукции. Указания к выполнению работы. 1. Под оценкой уровня качества продукции понимается результат оценивания, т.е. сопоставление показателей качества оцениваемой продукции с базовыми показателями. Базовыми показателями являются показатели, выбранные для сравнения. Базовые показатели выбираются из аналогичной продукции, т.е. продукции имеющей сходное функциональное назначение. При оценке уровня качества необходимо руководствоваться следующими правилами: 1) Качество объекта характеризуется набором показателей x1 , x2 ,…xn и такие показатели необходимо выбрать. 2) Уровень качества продукции оценивается на основе сопоставления ее с аналогичными по совокупности показателями. 3) За аналоги продукции принимаются лучшие образцы продукции, т.е. представляющие передовые научно – технические достижения в развитии данного вида продукции. 4) Процедура оценивания уровня качества любого объекта включает следующие общие для всех методов этапы: · выбор номенклатуры показателей качества, необходимых для оценки; · формирование группы аналогов оцениваемых объектов и установление значений их показателей качества; · определение совокупности базовых значений показателей качества; · сопоставление показателей качества оцениваемых объектов с их базовыми значениями; · формирование оценки как результата оценивания; · оформление заключения о результатах оценки. 5) Номенклатура показателей для оценивания должна обеспечивать объективное получение оценки и производиться с учетом: · международных и национальных стандартов; · документации на поставку продукции; · каталогов, проспектов, патентной и прочей документации; · стандартов СПКП. 6) Показатели качества для оценивания, обычно разделяют на 3 группы: · классификационные показатели – по ним подбирают группу (класс) аналогов оцениваемой продукции; · оценочные показатели характеризуют свойства продукции, связанные с ее способностью удовлетворять определенные потребности, и используются для сопоставления образцов продукции при оценке уровня качества; · ограничительные показатели выделяются в зависимости от характера решаемой задачи и цели оценивания и используются в качестве ограничителей. 7) Основным методом оценивания является сопоставление совокупности значений показателей оцениваемой продукции с совокупностью базовых значений этих показателей. В различных методах оценивания используют различные правила такого сопоставления. В ряде методов производится попарное сопоставление оцениваемых и базовых образцов продукции по соответствующим показателям качества, в других методах такое сопоставление в явном виде не производится, а совокупность показателей продукции сопоставляется с некоторой теоретически построенной совокупностью их образцовых значений. 8) Результат сопоставления формируют в количественной или качественной форме. В количественной форме оценка выражается одним числом, которое рассматривается как значение комплексного показателя качества отражающего определенную совокупность свойств продукции. В качественной форме оценка представляется в виде утверждения о том, соответствует ли в целом продукция по рассматриваемой совокупности свойств уровню требований определенного рынка, превосходит их или же уступает им. 9) Выбор показателей качества для оценивания и само оценивание производится экспертным методом, которым решаются и многие другие задачи квалиметрии. Эти методы характерны тем, что они основаны на использовании сведений и мнений экспертов. Исходя из вышеизложенных правил, используя материалы пособий [1,2] необходимо составить план работы по оцениванию товара. 2. Информация о показателях качества, необходимых для оценки, содержится в документе, который обычно называется «Карта уровня качества продукции».
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |