КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система методов научного познания
Метод (греч. Methodos - <путь к чему - либо>) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Сознательное применение научно обоснованных методов является существенным условием получения новых знаний. Философия, в отличие от других наук выработала всеобщий метод познания - диалектический метод. Объективную основу диалектического метода составляют наиболее общие законы развития мира. Этот метод не подменяет методы других наук, а является их общей философской основой и выступает в качестве орудия познания во всех областях. Существуют 2 типа методов и приемов исследования: 1). Общелогические методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение и т.д.). Анализ - это расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Синтез - это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое. Абстрагирование - это особый прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. Обобщение - это такой прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Индукция - это такой метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Дедукция - это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера. Аналогия - это такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.
Моделирование - это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающих оригинал с определенных сторон, интересующих познание. 2). Научные методы исследования: а). Методы построения эмпирического знания. Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Описание - это закрепление и передача результатов наблюдения с помощью определенных знаковых средств. Измерение - это сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Эксперимент - это исследование к.-л. Явления путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении. б). Методы построения теоретического знания. Формализация - это построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. Аксиомы - это утверждения, доказательства истинности которых не требуется. Гипотетико-дедуктивный метод - суть которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Исторический и логический методы исследования. Методология - 1). Совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в к.-л. Науке; 2). Область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически - преобразующей деятельности. Развитие методологии - одна из сторон развития научного познания в целом. Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое содержание, т.к. оно связано с критическим пересмотром существующего понятийного аппарата, предпосылок и подходов к интерпретации изучаемого материала. Традиционно проблемы методологии разрабатывались в рамках философии. Однако в связи с дифференциацией современного научного познания, усложнением понятийного аппарата, усиливающейся теоретизацией научного мышления, совершенствованием познавательных средств и методов дифференцируется и сфера методологии.
Современная методология выполняет 2 типа функций: а). она выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с др. сферами деятельности, т.е. рассматривает науку с точки зрения практики, культуры, человека. б). методология решает задачи совершенствования, рационализации научной деятельности, выходя за пределы философии, хотя и опираясь на разрабатываемые ею мировоззренческие и методологические ориентиры и основоположения. Логический метод более широкий чем научный т.к. им пользуются не только ученые а все люди. Законы логики - законы человеческого мышления. Все люди так или иначе мыслят логически но не все умеют это делать хорошо. Логический метод исторически появился раньше научного. Им пользовались и древние греки и теологи средних веков. Логический метод послужил основой для научного но последний качественно отличается от него. см выше.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |