Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В.5 Государственная финансовая политика и механизмы ее реализации




Финансовая политика – это совокупность мероприятий государства в области финансовых отношений, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использования для выполнения государством его функций. Это часть экономической политики государства наряду с политикой в области ценообразования, кредита, денежного обращения и должна проводиться в тесной связи и в соответствии с последними в рамках единой, согласованной экономической политики, т.к. оказывает огромное влияние на экономику.

Типы финансовой политики: классическая, регулирующая и планово-директивная.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.

На любом этапе развития общества финансовая политика должна решать следующие задачи:

1) Ключевая задача – обеспечение условий для роста объема финансовых ресурсов. Эта задача включает обширный комплекс мероприятий, связанных с налогообложением, амортизационной политикой, стимулированием, льготами и санкциями, механизмом мобилизации финансовых ресурсов.

2) Обеспечение рационального распределения и эффективного использования финансовых ресурсов. Распределение последних по фондам, территориям, ведомствам, отраслям, целевым программам.

3) Выработка адекватного условиям хозяйствования финансового механизма, обеспечивающего реализацию предыдущих задач и способствующего реализации намеченных экономической политикой направлений развития.

Субъектами финансовой политики государства являются органы законодательной и исполнительной власти. Объектом финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Финансовая политика государства выполняет 2 основные функции – фискальную и экономическую. С точки зрения внутреннего содержания финансовая политика включает в себя 3 звена:

- выработка научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются с учетом требований объективных экономических законов, глубокого анализа состояния развития национального хозяйства, перспектив развития страны исходя из потребностей населения;

- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период с учетом путей достижения поставленных экономической политикой целей, международных факторов и возможностей роста финансовых ресурсов;

- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Различают финансовые политики: государства, предприятия и международную. Можно также говорить о финансовой политике региона, города.

При выработке финансовой политики необходимо учитывать конкретные исторические условия, специфику каждого этапа развития страны, особенности внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства, тщательное изучение предшествующего отечественного опыта, а также новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта.

Выработка финансовой политики в РФ возложена на Министерство финансов, оно подготавливает несколько вариантов. Все они подвергаются экспертной оценке и наиболее оптимальный вариант направляется в правительство. Многовариантный проект требует использования математического моделирования и прогнозирования. При выработке финансовой политики необходимо создать запас финансовых ресурсов с их постоянным увеличением.

В стратегических направлениях бюджетной политики на среднесрочную перспективу в первую очередь делается упор на необходимость перехода от констатации основных проблем к реальному их решению.

Главные цели среднесрочной перспективы следующие: 1) снижение налоговой нагрузки на экономику, 2) упорядочивание государственных обязательств, 3) концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач, 4) снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, 5) создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

 

 

В.6 Бюджетный процесс в Российской Федерации.

Бюджетный процесс – регламентированная нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс в РФ регулируется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом, решениями государственных правительственных органов власти субъектов Федерации, а также нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти соответствующего уровня и органов местного самоуправления.

Бюджетный процесс включает следующие стадии деятельности:

1. Разработка проекта бюджета.

2. Рассмотрение проекта бюджета.

3. Утверждение бюджета.

4. Исполнение бюджета

5. Составление отчета об исполнении бюджета, рассмотрение и утверждение его Федеральным Собранием.

Эти стадии осуществляются в строгой последовательности в течение бюджетного периода (в РФ он длится с 1 января по 31 декабря) и тесно взаимосвязаны между собой.

Участники бюджетного процесса: Президент РФ;. органы законодательной (представительной) государственной власти; органы исполнительной государственной власти; органы местного самоуправления; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. Президенты РФ принадлежит право законодательной инициативы, в том числе по бюджетным вопросам; о имеет право отклонить закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год, он подписывает закон об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета.

К ведению законодательных (представительных) органов власти, представительных органов местного самоуправления относятся: рассмотрение проекта соответствующего бюджета, его утверждение, утверждение отчета об исполнении бюджета, осуществление последующего контроля за исполнением бюджета, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней. Кроме этого, высший законодательный орган страны – Федеральное Собрание – принимает законы, регулирующие отдельные стадии бюджетного процесса.

К ведению органов исполнительной власти, органов местного самоуправления относятся: составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительного органа власти, исполнение бюджета, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представление отчета об исполнении бюджета на утверждение представительного органа власти.

Банк России как основной орган денежно-кредитного регулирования совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

К ведению органов государственного и муниципального финансового контроля относится осуществление контроля за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проведение экспертизы проектов этих бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства.

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств выполняют роль по доведению до конечных бюджетополучателей бюджетных средств. Главным распорядителем средств соответствующего бюджета является орган государственной власти, орган местного самоуправления, имеющий право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранении и средств массовой информации, которое наделено указанным правом.

 

В.7 Основные направления совершенствования бюджетной классификации Российской Федерации, структура ее кодов.

Статья 18. Бюджетная классификация Российской Федерации
1. Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.2. Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.
Статья 19. Состав бюджетной классификации Российской Федерации Бюджетная классификация Российской Федерации включает: классификацию доходов бюджетов; классификацию расходов бюджетов; классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов; классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).

Процесс реформирования и совершенствования бюджетной классификации Российской Федерации, а также спорные моменты ее применения осветила Э. Я. Кадырова, начальник отдела методологии бюджетной классификации Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России.

В период 2004–2008 годов бюджетная классификация претерпела значительные изменения. Основные направления реформирования бюджетной классификации Российской Федерации были заложены в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» и заключаются в следующем:
1) переориентация бюджетов на достижение конечных результатов, в том числе путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств;
2) приведение структуры функциональной классификации расходов в соответствие основным функциям, выполняемым органами государственной власти (органами местного самоуправления). В основном это реализовалось в уточнении разделов и подразделов в зависимости от функций государственных органов;
3) согласование бюджетной классификации с международными стандартами финансовой отчетности и статистики государственных финансов, в том числе путем интеграции счетов бюджетного учета и кодов бюджетной классификации Российской Федерации. Счет бюджетного учета состоит из 26 знаков, 20 из которых — это код бюджетной классификации. Результаты совершенствования бюджетной классификации.
В рамках совершенствования бюджетной классификации был решен ряд задач:

· определение целевых статей и видов расходов в процессе формирования и  утверждения бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации (то есть предоставление органам власти и местного самоуправления большей самостоятельности в ходе бюджетного процесса путем наделения полномочиями по введению собственных показателей бюджетной классификации на стадии составления проекта закона (решения) о соответствующем бюджете). Реализован принцип самостоятельности бюджетов в части предоставления полномочий на соответствующем уровне бюджета утверждать отдельные показатели бюджетной классификации Российской Федерации, которые не являются едиными для всех уровней бюджетной системы;

· распределение расходов на руководство и управление в установленной сфере  деятельности (административных расходов) по соответствующим разделам и подразделам функциональной классификации расходов;

· разделение расходов в сфере науки на расходы на фундаментальные  исследования (раздел общегосударственных вопросов) и расходы на прикладные научные исследования с включением расходов на прикладные научные исследования в соответствующие разделы функциональной классификации расходов;

· упорядочение отражения расходов на реализацию федеральных целевых программ  в функциональной классификации расходов;

· приведение структуры экономической классификации расходов в соответствие с  экономическим содержанием операций в секторе государственного управления;

· применение кода администратора бюджетных средств ко всем операциям,  проводимым в рамках исполнения бюджета (доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджета) — расширение самостоятельности и ответственности администраторов бюджетных средств;

· обеспечение приближения бюджетной классификации Российской Федерации к  требованиям международных стандартов и введение интегрированного с бюджетной классификацией Российской Федерации плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начисления;

· ликвидация двойного утверждения бюджетной классификации; 

· обеспечение единства бюджетной системы Российской Федерации путем  установления Бюджетным кодексом единых показателей бюджетной классификации.

· Анализ типичных ошибок при применении КОСГУ.
В 2009 году работа Минфина России была направлена в том числе на решение ряда проблемных вопросов по применению классификации операций сектора государственного управления, возникающих у бюджетополучателей при составлении, исполнении, кассовом обслуживании исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществлении операций по приносящей доход деятельности, а также при санкционировании расходов и осуществлении государственного и муниципального финансового контроля.
В рамках данной работы был проведен анализ типичных ошибок, которые приводят к применению статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления, не соответствующих экономическому содержанию проводимой операции. По результатам проведенного анализа можно выделить следующие несколько причин, которые приводят к возникновению типичных ошибок:

· некорректная формулировка предмета государственного (муниципального)  контракта;

· применение писем Минфина России и Федерального казначейства, разъясняющих  положения приказов Минфина России «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», которые признаны утратившими силу;

· неоднозначная трактовка отдельных положений Указаний о порядке применения  бюджетной классификации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.