Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и предмет финансового права. Место финансового права в системе российского права




Финансовое право — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимуществен­ные отношения, возникающие в процессе аккумулирования, распре­деления и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципальных образо­ваний в целях осуществления публичных функций. Предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансового права:1) складываются в сфере финансовой деятельности в целях образования необходимых обществу денежных фондов, т. е. имеют организационный характер;2) в этих отношениях участвуют уполномоченные органы, организации, наделенные соответствующими властными полномочиями по отношению к иным субъектам данных отношений, т. е. они носят властный характер; 3) объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов, т. е. эти отношения имеют имущественный характер. Место финансового права в единой системе Российского права. В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права. Государственное (конституционное) право — ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается на этих основах. Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти. Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами. Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения.

7.Система финансового права.Система финансового права - объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. Элементы системы финансового права: финансово-правовые нормы; субинституты; институты; подотрасли финансового права; разделы финансового права; части финансового права. НФП – это общее правило поведения, предназначенное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное применение. Субинститут ФП – совокупность норм,регулирующих отдельные виды объединенных по одному предметному или тематическому признаку общественных отношений. Институт ФП – взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность институтов и норм, обеспечивающее цельное самостоятельное регулирование отдельной группы общественных отношений или осуществление особой задачи, функции в этом регулировании.

 

8. Понятие, виды, особенности черты финансовых правоотношений. Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах обеспеченные государством предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов. Финансовые отношения отличаются от иных правоотношений тем, что они: 1) возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований; 2) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является государство в лице органа государственной власти или управомоченного органа (финансовый орган, кредитное учреждение); 3) являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер; 4) юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством. Виды: По своему материальному содержанию финансовые правоотно­шения группируются по следующим видам: бюджетные; нало­говые; в области страхования; кредита (государственного и банковского); расчетов, регулируемых финансовым правом: финансовые правоотношения по поводу регулирования денежно­го обращения и валютного регулирования; контрольные. По способу реализации прав финансовые пра­воотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные - основаны на пра­вомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в про­цессе аккумулирования, распределения и использования госу­дарственных(муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реали­зация регулирующей функции права. Охранительные - возникают вслед­ствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством(муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонаруши­телем в процессе выявления факта финансового правонаруше­ния, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоот­ношений реализуется охранительная функция права. В зависимости от структуры финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются на: бюджетные; внебюджетные; кредитные;страховые; складывающиеся в сфе­ре финансовой деятельности предприятий.

9.Финансово-правовые нормы: понятие, виды, особенности.Финансово-правовые нормы — это исходные первичные эле­менты, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права. Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами мест­ного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач. Это выражается в особеннос­тях: а) содержания финансово-правовых норм; б) характера установленных в них предписаний; в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил и г) способов защиты прав участников финансовых отношений. В зависимости от способа воздействия на участников финан­совых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы подразделя­ются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочи­вающие. Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участ­ников финансовых отношений (государственных органов, пред­приятий, граждан) совершить определенные действия, устанав­ливают их обязанности в сфере этих отношений. Они, например, предписывают налоговым органам известить граждан-налого­плательщиков о суммах и сроках предстоящих платежей, а гражданам — уплатить своевременно эти платежи. Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязан­ность участников финансовых отношений воздержаться от них. Так, Банкам запрещено задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавли­вают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Например, органы местного самоуправления вправе вводить на своей территории местные налоги в рамках их перечня, основного содержания и предельных размеров, установленных законодательством РФ. В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными. Матери­альные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государ­ством, источники образования кредитных ресурсов банков, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, то есть материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений. Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распре­деления и использования государственных денежных фондов.

10. Субъекты финансового права.Субъект финансового права это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. Субъект финансового права обладает качеством финансовой пра­восубъектности: Финансовая правоспо­собность — это способность иметь финансовые права и обязаннос­ти, предусмотренные в законе. Финансовая дееспособность - это способность лица самостоятельно, либо через законных представителей приобретать, осуществлять, из­менять и прекращать финансовые права и обязанности, а так­же нести ответственность за их неисполнение и нарушение правовой нормы. Субъекты финансового права под­разделяются на три группы: Общественно-территориальным образованиям от­носятся: Российская Федерация в целом и ее субъекты (государ­ство), а также муниципальные образования; Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; пред­приятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности. Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права,участие которых обяза­тельно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и исполнительной власти фе­дерального уровня и субъектов Федерации. Особую группу составляют органы местного самоуправле­ния, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения; Индивидуальные субъекты финансового права — это физические лица (граж­дане, иностранцы и лица без гражданства). Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступаю­щими в распоряжение государства. Законодательство устанав­ливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего уста­новленный необлагаемый минимум, или определенного имущес­тва, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.). Индивидуальными субъектами финансового права иногда являются должностные лица.

12. Коллективные субъекты финансового права.К коллективным субъектам финансового права относятся: органы государственной власти; Центральный банк РФ; коммерческие банки, наделенные властными полномочиями; организации (предприятия, бюджетные учреждения). Коллектив­ными субъектами финансового права являются представительные и исполнительные органы государственной власти. В круг представительных и исполнительных органов государ­ственной власти в качестве субъектов финансового права входят органы как федерального, так и регионального уровня, а органов исполнительной власти —органы общей и специальнойкомпетенции. Представительные органы государственной власти высту­пают коллективными субъектами финансового права, осуществляя государственный финансовый контроль через свои комиссии и комитеты. На федераль­ном уровне в ведении Государственной Думы Федерального Соб­рания РФ, находится Контрольно-бюджетный комитет, наделен­ный этой, функцией. Государственный финансовый контроль проводится и через Комитет по бюджету, налогам, бан­кам и финансам. Во всех остальных случаях осуществления фи­нансовой деятельности государства (рассмотрение, утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении и т.д.) представительные органы государственной власти выступают не как коллективные субъекты финансового права, а от лица государства как субъекта финансового права. Исполнительные органы государственной власти общей ком­петенции выступают в качестве коллективных субъектов фи­нансового права в отношении права составления проектов бюд­жетов и их исполнения. Проект фе­дерального бюджета составляется Правительством РФ, а проект бюджета субъекта РФ — соответствующим органом исполнитель­ной власти субъекта РФ. К коллективным субъектам финансового права относятся органы судебной власти. Согласно ст. 25НК РФ они выступают в качестве сборщиков налогов и сбо­ров, т.е. лиц,принимающих от плательщиков налоги и сборы и перечисляющих их в бюджет.

13. Финансовая правосубъектность физических лиц.Финансовая правосубъектность физического лица определя­ется его правоспособностью и дееспособностью (деликтоспособностъю). Финансовая правоспособность физических лиц, как и их право­способность в других отраслях права, возникает с момента рож­дения и является общей, абстрактной предпосылкой правообладания. Если сущность правоспособности физического лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо правоспособным в оп­ределённых границах. Финансовая правоспособность физического лица характери­зуется через его юридические обязанности. Это объ­ясняется особенностями финансово-правового регулирования. Государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязываний. Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается и через его права, закрепленные в законодательстве. Как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер. Финансовая правоспособность физического лица осуществля­ется с помощью дееспособности, которая представляет собой способность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности. Финансовая дееспособность физичес­кого лица выполняет две основные функции: юридическую и со­циальную. Юридическая функция -финансовая дееспособ­ность физического лица является средством реализации его фи­нансовой правоспособности. Социальная функция финансовой дееспособности проявляется в обеспечении для личности возмож­ности осуществлять свои налоговые обязанности перед государст­вом и нести ответственность за неправомерное поведение. дееспособности. Но в ряде случаев воз­можно их несовпадение. В связи с тем, что несовершеннолетние в возрасте, до 14 лет (малолетние)являются субъектами граждан­ского права, они могут быть собственниками имущества и доходов, являющихся объектом налогов, сборов и т.д. Однако они не яв­ляются дееспособными, т.е. сделки от их имени (за исключением мелких бытовых и приравненных к ним сделок) по приобретению этого имущества и доходов могут совершать только их родители, усыновители или опекуны. Отсюда вполне правомерно предпола­гать, что приобретать и осуществлять налоговые обязанности и права от имени малолетних также должны их родители, усыно­вители или опекуны. Налоговая правосубъектность малолетних, возникающая из реализации их гражданской правосубъектности, характеризуется тем, что малолетние обладают налоговой правоспособностью, ко­торую осуществляют от их имени другие лица. Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспо­собность, одного лица дополняется дееспособностью другого лица. Элементы налоговой правосубъектности распреде­ляются между малолетним как субъектом налогового права и его родителями, усыновителями или опекуном. Режим налоговой правосубъектности малолетних граждан не закреплен в законодательстве. Помимо физических лиц к числу индивидуальных субъектов финансового права относятся некоторые категории должност­ных лиц. Прежде всего — это сборщики налогов и (или)сборов. В соответствии со ст. 25 НК РФ должностные лица, выступающие в качестве сборщиков налогов (сборов), осуществляют «прием от налогоплательщиков и (или)плательщиков сборов средств в уп­лату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет». К их числу следует относить: нотариусов государственных нотариальных контор; должност­ных лиц органов исполнительной власти и консульских учреж­дений,уполномоченных совершать определенные нотариальные действия, а именно: взимать госпошлину.

 

14.Принципы финансового права. Финансово-правовые принципы устанавливают основополагающие, конструирующие ориентиры в развитии институтов финансового права, определяют направления развития финансового законодательства. Принципы финансовой деятельности. Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности Российского государства и закрепленными Конституцией РФ. Основными из них являются: Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности. Принцип федерализма проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Процесс дальнейшего расширения прав субъектов РФ в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие полномочия РФ — центра в управлении финансами. Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-правовых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.