Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночный механизм и его элементы




Структура и инфраструктура рыночного хозяйства.

Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру.Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка по экономическому назначению объектов рыночных отношений:

рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок.по географическому положению местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок. по степени ограничения конкуренции: монополистический рынок;олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции.по отраслям: автомобильныйрынок; комп. рынок; текстильный рынок; рынок сельхозпродукции и т.д.по характеру продаж: оптовый рынок; рознич рынок. Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах,товарах и услугах; деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности. Инфраструктура рынка выполняет определенные функции -облегчает участникам реализовывать их интересы-повышение оперативности и эффективности работы рын.субъектов на основе специализации-организационное оформление рын.отношений- облегчение форм юр-го и эк-го контроля, гос-го и общест-го регулирования деловой практики

.

Рынок -- это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, предприятия, государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег -- все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.Выделяют пять видов рынка. 1) Рынок потребительских товаров и услуг: - рынок продовольственных товаров; - рынок непродовольственных товаров; - рынок услуг. 2) Рынок факторов производства: - рынок рабочей силы; - рынок средств производства; - рынок сырья. 3) Финансовый рынок: - фондовый рынок (ценных бумаг); - денежный рынок (депозитов, валюты); 4) Рынок недвижимости: - рынок земли; - рынок недвижимости; 5) Информационный рынок: - рынок духовно-интеллектуального продукта. По пространственному признаку различают: 1) локальный или местный рынок; 2) региональный рынок; 3) межрегиональный рынок; 4) национальный рынок; 5) международный рынок; 6) мировой рынок.По механизму функционирования различают свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия) рынки.В соответствии с действующим законодательством той или иной страны различают легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки.По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки.Инфраструктура рынка составляют: ярмарки, биржи, различные банки, консультационные компании, налоговая система. От того как развивается инфраструктура рынка зависит общее функционирование рынка. Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:Функция регулирующая - самая важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена -- сигнал к расширению производства, падает -- сигнал к сокращению. Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, информацию о количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.Рынок выполняет санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.Рыночный механизм - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка. Рыночный механизм как механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы. 1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т.д.); 2) объекты (различных видов рынка товаров); 3) экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции; 4) наличие информации о принимаемых решениях для установления экономических связей; 5) механизм ценообразования. Рыночный механизм оптимизируется за счет действия конкуренции. Причиной возникновения конкуренции является редкость ресурсов и благ. Можно выделить конкуренцию между продавцами и конкуренцию между покупателями. Продавцы конкурируют за право продать продукцию. Выигрывает тот, кто предлагает наименьшую из цен. Покупатели конкурируют за право купить товары и услуги. Выигрывает тот, кто предложит наибольшую из цен.Рыночный механизм устанавливает четкую зависимость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода. Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограниченной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает функционирование рынка путем создания стабильной обстановки в стране.

 

12.Экономические институты и государство в рыночной экономике.

Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике:

Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.

Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.

Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.

Предоставление общественных товаров и услуг

Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.

Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки.

Участие в хозяйственной деятельности. Каждый участник рыночного обмена преследует собственные интересы и стремится получить выгоду. Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы, необходимой для эффективного функционирования рыночной экономики. Государственные органы обеспечивают равные права всем участникам хозяйственной деятельности, играют важную роль при рассмотрении и урегулировании спорных вопросов, возникающих между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями, обеспечивают защиту прав собственности, контролируют деятельность фирм в целях недопущения незаконных финансовых операций или нарушения прав потребителей, а также применяют власть для наложения соответствующих наказаний. Если права собственности и гарантии их соблюдения не закреплены законодательно, участники рынка не могут свободно осуществлять взаимовыгодный обмен. Собственники опасаются за свое имущество, у них меньше стимулов заботиться о принадлежащих им активах и инвестировать в капитал. Законодательно гарантированные права собственности жизненно необходимы для существования и роста экономики свободного предпринимательства. Только с помощью государства могут быть установлены и соблюдены законы, правила и предписания, регулирующие эффективное функционирование рынка и взаимные обязательства его участников.

Система государственного антимонопольного регулирования существует во всех странах с рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и юридических мер, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки. Антимонопольное регулирование направлено на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке, и включает регулирование уровня концентрации производства, ценовое и налоговое регулирование.

Государство имеет возможность вносить определенный вклад в предотвращение резких спадов и подъемов производства, сокращение уровня безработицы, Тем не менее, полная занятость (т.е. поддержание безработицы на естественном уровне), стабильные цены и экономический рост признаются важнейшими целями государственного регулирования

Понятие «экономические институты» введено в научный оборот институционально-социологическим направлением экономической теории. Представителей институционализма интересуют две основные проблемы: экономической власти и контроля над экономикой, в связи с чем они используют концепцию «институты».

Под экономическими институтами обычно понимаются правила игры в обществе или более формально созданные людьми ограничения, формирующие взаимодействие людей.

Институты создают структуру стимулов обмена, общественного, политического или экономического. Институты являются как формальными законами (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения). Институты создавались людьми с целью обеспечения порядка и устранения неопределенности в обмене. Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, определяли набор альтернатив и таким образом определяли издержки производства и обращения и соответственно прибыльность и вероятность привлечения к экономической деятельности. Джек Найт считает, что институты — набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знанием которых должны обладать все члены данного сообщества.

Формальные институты часто создаются, чтобы служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в рыночной экономике. Погоня за собственными интересами одних может иметь негативный эффект у других.

Общественные институты, реализующие идеологические и духовные потребности, часто влияют на общественные организации и экономическое поведение. Попытки государства манипулировать общественными институтами, допустим, нормами, в своих целях часто оказывались безуспешными. Примером может служить воспитание советских людей в духе морального кодекса строителя коммунизма.

Институты можно рассматривать как общественный капитал, который может меняться через обесценение и новые инвестиции. Формальные законы могут меняться быстро, но принуждение и неформальные правила меняются медленно. И здесь примером может служить Россия, приспосабливающая для рыночной модели подходящие экономические институты капитализма. Неформальные правила, нормы, обычаи не создаются властями, часто они развиваются стихийно.

Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки, поэтому институты, бывшие эффективными, становятся неэффективными и остаются таковыми продолжительное время, так как трудно повернуть общество с исторического пути, установленного много времени назад.

Возрастающая специализация и разделение труда вызывают необходимость развития институциональных структур, которые позволяют людям предпринимать действия, построенные на сложных отношениях с другими людьми — сложные как с точки зрения индивидуальных знаний, так и с точки зрения временной протяженности. Развитие сложной сети социальных взаимосвязей было бы невозможным, если бы подобные институциональные структуры не снижали неопределенность, связанную с такими ситуациями. Институциональная надежность имеет принципиальное значение, поскольку она означает, что, несмотря на постоянное расширение сети взаимозависимости, обусловленное ростом специализации, мы можем быть уверены в результатах, которые неизбежно становятся все более и более удаленными от круга наших индивидуальных знаний.

13)Положит и отриц черты рыночной эк-ки. Преимуще и недостатки рын эк-ки В условиях товарного хозяйства рынок явл регулятором общест-го произв-ва. Через рынок происходит стихийное приспособление структуры произв-ва товаров к объему и структуре общ-х потреб, распред факторов произв-ва между различными отраслями, т.е. решается вопрос, что и в каком кол-ве производить. Рынок устанавливает, какие условия произв-ва явл общест необход-ми, стимулирует снижение издержек и рост произв-ти труда и технич уровня произв-ва, определяя, как будут производиться товары, с помощью каких ресурсов и какой технологии. И, рынок решает проблему, для кого производятся товары, каким образом должен распределяться национа доход между различными слоями населения, обладающими разными доходами, разной квалификацией и т.д.В связи с этим необход подчеркнуть, что в центре рынка стоит потребитель. Основ задача любого товаропроизв-ля -- найти на рынке потребителя своей проду, продать ему товар. Именно потребитель, используя находящиеся в его распоряж деньги, оказывает в конеч итоге определяющее влияние на то, что производится и куда идут произв-е товары. Положит: 1)Эффект распред ресурсов(мгновенные реакции летом-вода,зимой-валенки) 2)Возможность успешного функционир при мин информации.3)Гибкость и высокая адаптивность. 4)Оптимальное испол-е рез-в научно-техн прогресса. 5) Способность к удовлет-ю различных потреб-й людей повышенного кач-ва товара и расшир эк блага. Недостатки: 1) Угасание конкуренции(выбор становится меньше) 2)Расточительное и неэф-ное произ-во 3)Воспроизведение соц неравенства и несправ распред доходов. 4)Воспроизведение безработици 5) Неустойчивое развитие и нестабильн цен 6)Нет механизма защиты окруж среды 7) Рынок плохо создает общ-е отношения и не способен обеспечить фундаментальные научные исследования 8)Рынок не способен минимизировать трансакционные издержки(издержки в товарообмене).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.