Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инфляция: сущность и последствия




Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин "инфляция" означает "вздутие", т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен - наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров. Напомним, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары. Причины инфляцииВо-первых, как правило, одним из истоков инфляционных процессов служит деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явно гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии, и особенно военного машиностроения. Во-вторых, неспособность преодолеть инфляцию порождается недостатками хозяйственного механизма. В условиях централизованной экономики практически отсутствовала обратная связь, не было эффективных экономических рычагов, которые были способны регулировать соотношение между денежной и товарной массой; что касается административных ограничителей, то они «работали» недостаточно эффективно. В системе финансового планирования определяющую роль играл Госплан, а не Минфин и не Госбанк, которые «работали» под него, подкрепляя плановые задания финансовыми и денежными ресурсами без каких-либо ограничений. Существует несколько видов инфляции. Прежде всего те, которые выделяют с позиции темпа роста цен Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. Галопирующая инфляция (до 100,150% в год)3.Гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества свыше 100%,в России в 1998г свыше 800%. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт выживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования. Виды инфляции с точки зрения второго критерия -- соотносительности роста цен по различным товарным группам,сбалансированная инфляция;б) несбалансированная инфляция. При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной--цены различных товаров постоянно изменяются по отношению к друг другу, причем в различных пропорциях.

Несбалансированность инфляции -- большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования.С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость инфляции) выделяют: а) ожидаемую; б) неожидаемую. Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности; неожидаемая -- возникает стихийно, спорадически, прогноз невозможен. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ: -- перераспределение доходов и богатства; -- отставание цен государственных предприятий от рыночных; -- скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги; -- ускоренная материализация денежных средств; -- нестабильность экономической информации(т е нельзя прочитать буд стоимость товара,падают бизнес-планы, продавцы и покупатели ошибаются в выборе цен на прод.)-- падение реального процента; -- обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.

24Кредитно-денежная политика, цели и инструментыСовокупность гос мероприятий в обл ден-го обращения и кредита, направл на обеспечение устойчивого эк-го роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и др важнейшие макроэк-е процессы получила назван ден-кред-й политики. Одной из задач ЦБ явл обеспеч стабил функционирования банковской и фин систем.Снижения инфляции до запланированного уровня явл гл целью ден-кред политики ЦБ.Ден-кред политика направлена либо на стимулирование кредита и ден эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения произ-ва и увеличения безработицы центр банки пытаются оживить коньюктуру путем расширения кредита и снижения нормы %. Напротив в условиях эк-го подъема центр банки стремятся ограничить кредит, повысить нормы %.Выбор основ инструментов ден-кредит регулирования:1рефинансирование банков(«Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций» Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя)2нормативы обязательных резервов(Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентаб-ть кред-х учреждений.)3операции на открытом рынке(«Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.) 4. Процентные ставки по операциям Банка России. «Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки».5. Валютные интервенции. «Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег» Валютные операции ЦБ могут осущ-ся с исп-ем любых видов валютных сделок.6. Установление ориентиров роста ден массы. «Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей дене массы, исходя из осн-х направлений единой гос-й ден-кредит политики»7. Прямые колич-е ограничения. «Под прямыми кол-ми ограничениями Банка Рос понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных орг-й и проведение кредитными орг-ми отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые колич-е ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой гос ден-кредит политики только после консультаций с Правительством РФ»8. Эмиссия облигаций от своего имени. «Банк России в целях реализации ден-кредит политики может от своего им осущ эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных орг-й. Предельный размер общей номинальной стоим облигаций Банка Рос всех выпусков, устанав-ся как разница между максим возможной суммой обязательных резервов кредит-х орг-й и суммой обязательных резервов кредитных организаций, опред-й исходя из дейст-го норматива обязательных резервов». Основополагающей целью ден-кредит политики явл помощь эк-ке в достижении общего уровня произ-ва, характер-ся полной занятостью и стабильностью цен.Ден-кредит политика сост в изменении ден-го предложения с целью стабилизации совокупного объема произ-ва (стабильный рост),занятости и уровня цен.Гл задача кредитно-ден политики ЦБ -поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства. Денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (админ-ми) методами воздействия.Различие между ними сост в том, что ЦБ либо оказывает косв воздействие через ликвидность кред-х учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении колич-х и кач-х параметров деят-ти банков.

25Производительность труда и факторы, ее определяющие. Производительность труда – основной показатель экономической эффективности производства отрасли и каждого предприятия. Выявление резервов и путей повышения производительности труда должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия. Анализ производительности трудапозволяет определить эффективность использования предприятием трудовых ресурсов и рабочего времени.Рост производительности труда означает: экономию овеществленного и живого труда и является одним из важнейших факторов повышения эффективност производства. факторы и условия влияющие на уровень производительности труда в обществе, можно объединить в четыре группы: природно-климатические; технико-организационные; социально-экономические; социально-политические.Природно-климатические факторы и условия создают предпосылки для определенного исходного уровня производительности труда в данном месте. Особенно значительно их влияние на уровень производительности труда в сельском хозяйстве и добывающей промышленности.Технико-организационные факторы связаны с развитием производительных сил общества: средств производства и рабочей силы, а также совершенствованием их комбинации. Ведущим технико-экономическим фактором роста производительности труда выступает научно-технический прогресс, который представляет собой взаимосвязанное совершенствование науки и техники, составляющее потенциальную основу для повышения производительности труда. Научно-технический прогресс приводит к изменениям в применяемых средствах и предметах труда, в технологии производства, к замене ручного труда машинным. Важнейшим фактором роста производительности труда является совершенствование технологии производства. Она включает в себя технические приемы изготовления продукции, производственные методы, способы применения технических средств, приборов и агрегатов. Технология охватывает весь процесс материального производства — от разведки и добычи природного сырья до переработки материалов и получения готовой продукции.Существенное влияние на рост общественной производительности труда оказывает повышение качества продукции, которое дает возможность удовлетворять общественные потребности с меньшими затратами труда и средств: изделия лучшего качества заменяют большее количество изделий более низкого качества. Улучшение качества во многих отраслях выражается в увеличении срока службы изделий. Повышение же долговечности тех или иных средств труда равнозначно дополнительному увеличению выпуска этих изделий. Однако повышение качества этих видов продукции будет эффективно лишь в том случае, если их физический и моральный износ будут примерно совпадать.Улучшение качества продукции одной отрасли способствует росту производительности труда другой, потребляющей эту продукцию. Поэтому экономический эффект от повышения качества продукции исключительно велик.В условиях рыночной экономики значительно возрастает роль социально-экономических факторов, воздействующих на рост производительности труда. К важнейшим из них относятся:повышение культурно-технического уровня трудящихся,качество подготовки специалистов с высшим и средним образованием,повышение деловой квалификации кадров,рост уровня жизни населения,творческое отношение к труду и др.Люди с более высокой общеобразовательной подготовкой быстрее осваивают профессии и становятся квалифицированными специалистами; они быстрее осознают общественную значимость своего труда, у них, как правило, более высокая организованность и дисциплина труда, больше творческой инициативы и изобретательности в работе. Несомненно, все это сказывается на производительности труда и качестве выпускаемой продукции.Важным фактором повышения эффективности производства являются духовный рост людей, социальная активность как отдельных участников общественного производства, так и целых коллективов на основе развития демократии.Факторы роста производительности труда по сфере своего действия подразделяются на внутрипроизводственные и отраслевые.К внутрипроизводственным относятся факторы, действующие на предприятиях всех отраслей народного хозяйства. Все их многообразие сводится к следующим укрупненным группам: повышению технического уровня производства, совершенствованию управления, организации производства и труда, изменению объема и структуры производства.Большое влияние на рост производительности труда оказывают экономические факторы.Социально-экономические условия представляют собой всю систему производственных отношений общества, опосредствующих собой технико-организационное взаимодействие средств производства и рабочей силы.Наконец, социально-политические условия – это условия, лежащие на уровне надстройки и влияющие на производительность труда через сознание работника (например, культура, мораль, идеология, религия и т.п.) или путем взаимодействия с производством в целом (например, наука, политическая система, государство, право и др.).

 

 

26Бюджетно-налоговая политика, цели и инструменты.Бюджетно-налоговая политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов.Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Поэтому правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается1.2. Инструменты бюджетно-налоговой политики.Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений. Фискальная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и встроенных стабилизаторов.Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально. Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами. Причины возникновения бюджетного дефицита: спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций. Способы покрытия бюджетного дефицита: государственные займы, ужесточение налогообложения, производство денег – сеньораж. В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

 

27Понятие предприятия: классификация,внешняя и внутренняя среда

Предпре - это самостоят хозяйст-й субъект, созданный для произв-ва проду, выпол-я работ и оказания услуг с целью удовл-я общ-х потреб-й и получ прибыли.В силу обособленности предпр-я самостоятельны:в производ-й деят-ти (что и сколько производить, как производить);в коммерч деят-си (что и сколько продавать, покупать, распределять);в распределении производ-го продукта (что идет на собственные нужды, а сколько на обмен и накопление.).Предпр-е имеет собственное название, фирм знак, самостоятельный баланс, р/сч в банке. Оно несет имущ-ю ответст-ть по своим обязательствам, т.е. является юр лицом.Предприятия можно классифицировать по различным колич-м и кач-м параметрам. Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала.В соответствии с критерием численности занятых выделяют:малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек);крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).Среди качественных параметров классификации предприятий молено назвать следующие: тип собственности (частные или госуд);Внеш среда - это совокупность активных хозяйст-х субъектов, эк-х, общес-х и природных условий, нацио-х и межгосударственных институционных структур и др внеш условий и факторов, дейст-х в окружении предп-я и влияющих на различные сферы его деят-ти.Внеш среду подразд-т на: микросреду - среду прямого влияния на предп-е, кот создают поставщики матер-техн ресурсов, потребители прод (услуг) предпр-я, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, гос органы, фин-кредит учреждения, страх компании и др. контактные аудитории;макросреду, влияющую на предпр-е и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду. Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспеч-е предпр-е матер-технич и энергетическими ресурсами, необход для произв-а конкретных товаров или услуг.Основными клиентами предпр явл потребители продукции (услуг).Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специал по организации товародвижения, агентства по оказанию маркети услуг и кредитно-фин учреждения. Конкуренты - соперники предпр-я в борьбе за более выгодные условия произ-ва и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.Предприятиям для произ-ва конкурентосп-й прод необход постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать опред рыноч стратегию и тактику.Контактные аудитории - это орг-и, проявляющие реальный или потенциальный интерес к пред-ю или оказыв-е влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации). Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Демографические факторы. Для демографической среды характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих. Научно-технические факторы;. Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса рубля относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.Политические факторы. На произв-й и соц-й деят-ти предп-я определенно сказываются события, происх-е в полит-й среде.. Междунар-е факторы, к кот можно отнести интернационализацию мир-й эк-ки, изменение стои-ти доллара и евро на мир-м рынке, рост эк-й мощи отдельных гос-в.Основные цели, кот ставит перед собой фирма, сводятся к1 обобщенной харак-ке – прибыли. При этом, должны учитываться и внут среда фирмы, и внеш.Все многообразие внутр среды предпр-я можно свести к след укрупненным сферам:произ-во,маркетинг,НИОКР, фин управ-е, общее упр-е.Внеш среда предпр-я предст собою единую рыночную систему с частными рынками:- потребления;- науч-технй, эк-й, полит-й информации- капитала- раб силы;- сырья, материалов и комплектации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.