Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия науки в эпоху Возрождения




Место и роль науки в средневековой культуре

Патристика 1в д.н.э. и в 4 в. н.э. Ср.века — 5 в. и до конца 12 в.

В этот период происходит встреча 2 различных центров Иудаизма (источник Христианства) с его художественно-образным отражением действительности и классической наукой (Платон и Аристотель), где властвует сухая железная логика, рационализм. Можно было пойти по рациональному пути.

1. путь — обосновать мифологические сюжеты ветхого завета логическими, научными методами, т.е. примирить веру и знания. И фундаментом должна стать наука, так возникло течение гностицизм. Если в основе средневековой онтологии лежит идея творения, то фундаментом гноселологии становится идея откровения. Бог как высшая реальность оказывается недостаточным для рационального познания, однако он открывается себя через тексты библии, их толкование и является основным путем познания. В этом случае приобретает особую актуальность проблема разума и Веры. В последствии гностицизм был объявлен ересью. Тертулиан (2-3 вв) «Верую потому что абсурдно». И он же предлагает 2ой принцип: их противоречие, т.е. вопреки разуму в последствии теология в форме теософии завоевала главенствующее место. Все сферы человеческой духовности превратились в служанок богословия и должны были решать задачи, поставленные теологией. Гл. задача — становление догматики христианства. Для науки был характерен абсолютный телогизм. Он сохранился до поздней схоластики.

С 12 в. в Европе культура и наука стали избавляться от тотального пресса церкви. В Болоний открывается 1 университет (12 в.). В 13 веке — университет в Париже. Наука стала оформляться организованно. Значительную роль играет Фома Аквинский. Здесь имеет значение двойственность истины. По его мнению: истина факта и божественная.

Первая постигается разумом. Вторая откровением. Первая — дело науки. Вторая религии. Он предоставляет свободу светской науке, а не обсуждает богословие. Высшая истина — божественна, которая не противоразумна, а сверхразумна.

 

 

Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек — высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Вся наука, богослужение были на латинском языке. Осознание национального подвинуло Европу к древнему миру. Резко возрастает интерес к человеку. И первым становится гуманизм. В Болоньи начинают преподавать науку о человеке. Возникнув в Италии перемещается во Францию и т.д. в Западную Европу. Центральная идея гуманизма -■— раскрытие возможностей личности и их всестороннего развития. Идея всестороннего развития - физического и духовного не противоречие божественного и природного, а их единство. Идея гармонической развитой личности лежит в основе достоинства человека, прежде всего возвышает его от «дикого», «животного» состояния до человеческого к совершенствованию. В великих прекрасных делах видя проявления божественной сущности, величия ума, подвига, величие духа, гения. Для гуманизма характерна резкая критика священнослужителей, но не религии. В русле гуманизма вызревает эгоцентризм и даже эгоизм. Становится востребована человеческая личность с очень активной жизненной позицией. Такие люди пришли в науку. Это не могло не сказаться на темпе. Начинается дисциплинарная дифференциация. Задачи технических наук — литейное дело, овладение порохом и т.д.

Одно из важных завоеваний — смена представлений об устройстве вселенной.

Благодаря Копернику — гелиоцентрическая. Кеплер — траектория движения планет (движение по эллипсу). Натурфилософия того времени (Дж. Бруно, Н. Кузанский) говорят уже не о сотворении вселенной богом. Самым главным событием стало то, что естественнознание и метафизика разошлись на столько, что формироваться коллективы ученых, которые избрали предметом своей научной деятельности не всю науку, а отдельные области. Это повысило эффективность деятельности В лидеры входят физика (механика). Начинает формироваться классическая наука, теоретический базой которой становится механистическая научная км, которая достигает наивысшей степени в конце 20ого века и получает название классическая механистическая научная км.

В эпоху Возрождения были четко обозначены принципы механистической км: законы механики являются универсальными и реализуются во всех сферах действительности; эти законы динамические в мире присутствует детерминизм, т.е. причинно следственные связи. В последствии получает название железного детерминизма в 19 в..

Леонардо Да Винчи (1452-1519)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.