Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные идеи Франкфуртской школы




1. Изображение позднего капитализма и социализма как разновидности единого
современного индустриального общества.

2. Отрицание революционной роли пролетариата.

3. Абсолютизация диалектической категории отрицания (негации)

4. Критика тоталитаризма и авторитарной личности.

Основная тенденция — смешение философских понятий с политэкономическими и социологическими, в результате чего первые утрачивают свою самостоятельность и превращаются в отражение вторых. Основными идейными источниками философии Франкфуртской школы были марксизм, фрейдизм и гегельянство:

• У Ма ркса взяты кат егория отчуждения, классовая борьба (где п ролетариат больше
не активная сила). Все противоречия капиталистического сводилось к категории
отчуждения. Отчуждение ведет не только к классовому антагонизму, но его
содержанием является субстанциональное содержание предметного мира, его
предметно-вещественный характер. История капиталистического общества
понималась как фатально необходимый процесс прогрессирующего сумасшествия
разума. Идея конца истории.

• У Ф рейда взята идея человека: структура личности и бессознатель ное. Через
фрейдизм — исходя из принципа удовольствия — удовлетворяются все инстинкты,
что приводит к контролю над личностью. В борьбе с природой и социальной
средой человек подавляет инстинкты, руководствуясь принципом реальности,
изменяет их. То есть принцип удовольствия подчиняется принципу реальности, что
подчиняет человека обществу.

• У Ге геля взята диалектика. Ей заменяется диалектический матер иализм. Взят закон
отрицания отрицания, подмененный абсолютным отрицанием (негативная
диалектика, как назвал ее Адор но).

• У Лукача взята идея того, что любая идеология есть ложное сознание и должна
быть уничтожена + идея овеществления (о возрастании формальной
рациональности).

• У Вебера взято понятие рациональности, в духе которого интерпретируется
категория отчуждения, к которой сводились противоречия капиталистического
общества.

• У Канта почерпнуты идеи критики традиционного мышления.

 

49. Структурализм: основные идея. Постструктурализм.

Одной из линий философского поиска, сфокусировавшей в себе эти процессы, является структурализм. Структурализм, как совокупность направлений в целом ряде наук (лингвистика, литературоведение, этнография, история, эстетика, искусствоведение, психология, социология, философия), объединяемых общими философско-эпистемологическими представлениями, методологическими установками и спецификой анализа, складывался в период с начала XX века и по 40-е годы включительно. Наибольшее распространение получил в 60-е годы во Франции.

Непосредственными предшественниками структурализма, инициировавшими многие его идеи, были такие мыслители, как В. Гумбольдт (динамическая роль языка в моделировании мира человеческого сознания), Ч. Пирс (основоположник семиотики), Э. Дюркгейм и М. Мосс (учение о взаимодействии социальных и когнитивных структур), Э. Кассирер (роль символических систем - языка, мифологии, искусства - в формировании человеческого поведения и сознания).

В формировании собственно структуралистского направления участвовали Женевская школа лингвистики (Ф. де Соссюр и его ученики), русский формализм, пражский структурализм, американская школа семиотики Ч. Пирса и Я. Морисса, Копенгагенский и Нью-Йоркский лингвистические кружки, структурная антропология К. Леви-Стросса, структурный психоанализ Ж. Лакана, структура познания М. Фуко е1с.

Основная специфика структурализма заключалась прежде всего в том, что его сторонники рассматривали все явления, доступные чувственному восприятию, как "эпифеномены", то есть как внешнее проявление ("манифестацию") внутренних, глубинных и поэтому "неявных" структур, вскрыть которые они и считали своей задачей.

Центральным базовым понятием структурализма является понятие структуры. Структура представляет собой совокупность отношений инвариантных при различных внутренних и внешних преобразованиях или в терминологии структуралистов это синхроническая фиксация любой диахронически развивающейся системы. Любая структура, которую в структурализме очень часто определяют как модель, должна отвечать трем необходимым условиям: (а) целостности - подчинение элементов целому и независимость последнего; (б) трансформации - упорядоченный переход одной подструктуры (или уровня организации составляющих данную структуру элементов) в другую на основе правил порождения; (в) саморегулированию - внутреннее функционирование правил в пределах данной системы. Таким образом, структура выступает не просто в виде устойчивого "скелета" объекта, а как совокупность правил, следуя которым, можно из одного объекта получить второй, третий е!с.

Следует отметить, что ключевые понятия, используемые структуралистами, разрабатывались в рамках тех специальных предметов, где они и использовались в исследовательских целях. Поэтому целесообразно основные категории и идее структурализма рассмотреть в связи с главными фигурами этого направления.

Постструктуализм - направление, в которое в 1970-е гг. трансформировался структурализм. Настоящую верность структурализму сохранил только К. Леви-Строс. В 1980-е гг. П. сомкнулся с постмодернизмом, что существенно усложнило идентификацию.

 

В отличие от структурализма П. принадлежит эпохе постмодерна, что в значительной степени предопределяет многие существенные его характеристики. Он выражает разочарование в классическом зап. рационализме, отвергает прежнюю веру в разум, наук и прогресс, выражает глубокое сомнение в возможности осуществления великих идеалов гуманизма. В нем нет модернистского футуризма, хотя и постмодернистский пассеизм не слишком бросается в глаза.

Главное отличие П. от структурализма заключается в его отказе от понятий структуры и системы, от структуралистского универсализма, теорецизма и сциентизма. Он также ослабляет антисубъектную направленность структурализма, несколько реабилитирует историю и человека — если не как субъекта, то как индивида.

Глубокая связь между П. и структурализмом состоит в том, что П. сохранил языково-знаковый взгляд на мир, а также практически осуществил намерение структурализма объединить научно-философский подход с искусством, рациональное с чувственным и иррациональным, ученого с художником.

 

Посмодернизм – понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения харатерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, содержательно-аксиологически дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традиций и конституирующего себя как пост-современная, т.е. постнеклассическая философия. Ведущие представители: Р.Барт, Блашно, Бодрийяр, Делез, Деррида...

 

Термин «Посмодернизм» впервые употреблен в книге Р. Ранвица «Кризис европейской культуры» - 1917; в 1934 использован у Ф.де Ониза для обозначения авангардистских поэтических опытов начала 20 века.

 

В ностоящее время история трансформации содержания понятия «П.» становится специальным предметом постмодернистской философской рефлексии (Х.Бертенс, М.А.Роуз и др.)

 

Сравнительно целостная концепция постмодернизма появляется в конце 70-х годов. В основе её было непринятие социальных утопий, иллюзий массового сознания, нашедшее свое отражение в социальных движениях конца 60-х годов. С другой стороны, обнаруженный искусством факт существования множественности, существования жизненных миров, плюрализма, форм культуры, никак не вписывался ни в концепцию равития классической рефлексии, ни в проблематику направления современной философии (марксизм, экзистенциализм, неофрейдизм, структурализм, и так далее), каждое из которых притязало на универсальность.

 

Второе условие возрождения идеи истины, которое противоположно истине как соответствию. Речб идет о перестройке мышления, приписывающего миру статус быть иррациональным. Постмодернизм отказывается от логицизма, ведущего к абсолютной истине, таким путем теория релятивизируется.

 

Представление постмодернизма о смысли и знании культуры как идеологизирование тотальность текстов и лингвитических конструкций является важным условием для существования и развития новой философии. Поясним: рождаясь, человек осваивает мир непосредственно сам, не деятельностно – это невозможно, - но с помощью языка, слов, текстов, которые достались ему по наследству. Мышление, не наученное мыслить самостоятельно, пользуется словом, текстами, ограничивая спектр значений заданными транслируемыми смыслами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.