Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление биологии как науки. Основные проблемы современной биологии. Человек как часть биосферы и космическое существо




Победа атомно-молекулярного учения.

Следующий важный шаг в развитии научной химии был сделан Дж. Дальтоном, ткачом и школьным учителем из Манчестера. Изучая химический состав газов, он исследовал весовые количества кислорода, приходящиеся на одно и то же весовое количество вещества (например, азота) в различных по количественному составу окислах, и установил кратность этих количеств, например, в пяти окислах азота (N20, N0, N203, N02 и N205) количество кислорода на одно и то же весовое количество азота относится как 1:2:3:4:5. Так был открыт закон кратных отношений.

Развитие атомно-молекулярного учения привело к идее о сложном строении не только молекулы, но и атома. В начале XIX в. эту мысль высказал английский ученый У. Праут, исходя из результатов измерений, показывавших, что атомные веса элементов кратны атомному весу водорода. На основе этого Праут предложил гипотезу, согласно которой атомы всех элементов состоят из атомов водорода. Новый толчок для развития идеи о сложном строении атома дало великое открытие Д. И. Менделеевым (1869) периодической системы элементов, которая наталкивала на мысль о том, что атомы не являются неделимыми, что они обладают структурой и их нельзя считать первичными материальными образованиями.

 

 

Биология - совокупность паук о живой природе. Предмет изучения биологии — все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, их распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой. Задачи биологии состоят в изучении всех биол. закономерностей, раскрытии сущности жизни и её проявлений с целью познания и управления ими. Термин «биология» предложен в 1802 г. независимо друг от друга двумя учёными — французом Ж. Б. Ламарком и немцем Г. Р. Тревиранусом. Иногда термин «биология» употребляют в узком смысле, аналогичном понятиям экология и биономия.

Основные методы биологии:

1.НАБЛЮДЕНИЕ,

2. СРАВНЕНИЕ

3.ЭКСПЕРИМЕНТ, 1ми ОПЫТ,

4. ИСТОРИЧЕСКИЙ метод, позволяющий па основе данных о современном органическом мире и

его прошлом познавать процессы развития живой природы.

СИСТЕМА БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Система биол. наук чрезвычайно многопланова, что обусловлено как многообразием проявлений жизни, так и разнообразием форм, методов и целей исследования живых объектов, изучением живого на разных уровнях его организации. Всё это определяет условность любой системы биол. наук. Одними из первых в Б. сложились науки о животных — зоология и растениях — ботаника, а также анатомия и физиология человека — основа медицины. Другие крупные разделы биологии, выделяемые по объектам исследования, — микробиология — наука о микроорганизмах, гидробиология — наука об организмах, населяющих водную среду, и т. д. Внутри биологии сформировались более узкие дисциплины: в пределах зоологии -- изучающие млекопитающих — териология, птиц — орнитология, пресмыкающихся и земноводных — герпетология, рыб и рыбообразных — ихтиология, насекомых — энтомология, клещей — акарология, моллюсков — малакология, простейших — протозоология; внутри ботаники — изучающие водоросли — альгология, грибы — микология, лишайники — лихенология, мхи — бриология, деревья и кустарники — дендрология и т. д. Подразделение дисциплин иногда идёт ещё глубже. Многообразие организмов и распределение их по группам изучают систематика животныхя систематика растений. Биологию можно подразделить на неонтологию, изучающую современный органический мир, и палеонтологию — науку о вымерших животных (палеозоо­логия) и растениях (палеоботаника).

Другой аспект классификации биологических дисциплин — по исследуемым свойствам и проявлениям живого. Форму и строение организмов изучают морфологические дисциплины; образ жизни животных и растений и их взаимоотношения с условиями внешней среды —- экология; изучение разных функций живых существ — область исследований физиологии животных и фи­зиологии растений; предмет исследований генетики — закономерности наследственности и изменчивости; этологии — закономерности поведения животных; закономерности индивидуального развития изучает эмбриология или в более широком современном понимании — биология развития; закономерности исторического развития — эволюционное учение.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ БИОЛОГИИ

Современная биология изобилует узловыми проблемами, решение которых может оказать революционизирующее влияние на естествознание в целом и прогресс человечества. Это многие, вопросы молекулярной биологии и генетики, физиологии и биохимий мышц, желез, нервной системы и органов чувств (память, возбуждение, торможение и др.); фото- и хемосинтез, энергетика и продуктивность природных сообществ и биосферы в целом; коренные философско-методологические проблемы (форма и содержание, целостность и целесообразность,' прогресс) и ДР-

Строение и функции макромолекул. Важные в биологии отношении макромолекулы обычно имеют полимерную структуру, т. е. состоят из мн. однородных, но не одинаковых мономеров

РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ КЛЕТКИ. Характерные черты процессов, происходящих в живой системе,— их взаимная согласованность и зависимость от регуляторных механизмов, обеспечивающих поддержание относительно стабильности системы даже при меняющихся ус­ловиях среды.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА. У организмов, размножающихся половым путём, жизнь каждой новой особи начинается с одной клетки — оплодотворённого яйца, которое многократно делится и образует множество клеток; в каждой из них находится ядро с полным набором хромосом, т. е. содержатся гены, ответственные за развитие всех признаков и свойств организма. Между тем пути развития клеток различны.

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. Более чем за 100 лет, прошедших со времени появления книги Ч. Дарвина «Происхождение видов...», огромная сумма фактов подтвердила принципиальную правильность построенного им эволюционного учения. Однако многие важные положения его ещё не разработаны. С эволюционно-генетической точки зрения популяция может считаться элементарной единицей эволюционного процесса, а устойчивое изменение её наследств, особенностей — элементарным эволюционным явлением.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ. Одна из методологически важных проблем биологии, которую не снимает ни маловероятное предположение о занесении жизни на Землю из других миров: ни теории о постоянном возникновении жизни на нашей планете во все периоды её истории.

БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Быстрый рост населения земного

шара ставит вопрос о границах биологической производительности биосферы Земли. Через 100—200 лет при сохранении современных способов ведения земного хозяйства и тех же темпов роста численности человечества почти половине людей не хватило бы не только пищи и воды, но, и кислорода для дыхания.

С возникновением человеческой цивилизации появился новый фактор, влияющий на судьбу живой природы и окружающей среды. Он достиг огромной силы в текущем столетии и особенно в последнее время.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.