Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заключается в следующем: Социальным действием (взаимодей­ствием), включенным в общий ряд взаимодействий человека с внеш­ним миром, будет только осознанное человеком действие

Но таким образом мы получаем ответ и на другой вопрос: что же есть общество? Общество (социум) есть единое, направленное на достижение общей цели, осознанное его субъектами взаимо­действие. Общество в более общем виде будет представлять из себя организованное однотипное социальное взаимодействие. Возможный вопрос, который еще не нашел ответа, — вопрос об источнике силы, организующем это взаимодействие. Органи­зующая сила действует в обществе не извне, а изнутри самого общества, его субъекты порождают эту силу. Организация, таким образом, будет принадлежать царству мгновения — осмысленной человеком особенности своего образа действия. Соответственно, общество, согласно нашему определению, может быть первобыт­ным, феодальным, демократическим и т.п. Это определение включает в себя все особенности вышеперечисленных типов со­стояния действий человека.

Более того, цель общества равно зависит как от действия, так и от его организации. Цель в нашем определении будет пред­ставлять собой осмысленную человеком часть своей сущности, реализуемой в действии. Цель в некотором роде есть уже само действие; здесь все, повторим, зависит от сущности действую­щего человека, его такой «случайной» черты, как характер. Цель, как и характер, может быть злой, доброй и т.п., точно такой же, как само общество, но от этого она не перестает быть целью.

Оценка, привнесение субъективного, а затем и объективного момента при сравнении данного случайного образца с образцом царства вечности, sub specie aetemitatis, дает нам наиболее вер­ную картину реальности. И это несмотря на то, что, как говорил Бл. Августин, всякое сравнение хромает.

С чисто формальных позиций человеческое мышление абсо­лютно тавтологично, ибо познает мир через самое себя, т.е. ви­дит себя, свои структуру и содержание в предметах окружающего мира. Но, подчеркиваем здесь, на самом деле мышление уже не представляет собой чистую тавтологию. Мышление в силу своей негативной сущности (оно противостоит миру, отрицает его ча­стности, а порой и уничтожает его, так как оно его изменяет) от­рицает тавтологию как свою основу, доводя ее до противополож­ности. В этом, кстати, заключается еще одна особенность социо­логии, ибо в значительной мере в этой общей науке, как во многих других, по сути дела, человек изучает не мир, а законы сво­его мышления. Именно общее понятие законов социального мышления человека в виде нормы мы и рассмотрим ниже.


Природа нормы коренится в общих правилах человеческого мышления. Отчасти понятие порядка, упорядоченности, с помо­щью которого человек осмысливает действительность, почерпну­то человеком из окружающего мира. Ночь обязательно сменяет день, зима — лето и т.д. В человеческом сознании эта картина отражена с помощью категорий причины и следствия, то есть с помощью силлогизмов обыкновенной формальной логики. От­сюда в принципе один шаг до утверждения о том, что социаль­ная, как, впрочем, и юридическая норма, суть не что иное как обыкновенные логические формулы, несущие в себе содержание о поведении социального субъекта.

И здесь на повестку дня сразу ставится вопрос: насколько индифферентно форма (логическая формула) относится к своему содержанию (социальной информации, отраженной в ней). Обычно при характеристике нормы добавляют, что она есть об­разец должного поведения. В некотором роде так оно и есть, ибо норма — образец для подражания, идеал, к которому следует стремиться. Сразу же возникает вопрос о действительности такой нормы, насколько она реальна вообще и реально ее содержание. Идеал, как известно, в принципе недостижим.

Однако картина предстанет перед нами в совершенно ином свете, если мы отбросим модальность нормы в качестве ее неиз­бежной характеристики и, соответственно, вернемся к условиям чисто логического дискурса (рассуждения). Силлогизмы, как из­вестно, бывают ложными и истинными. Следовательно, норма в основе своего качественного отличия от других фактов норма­тивного характера должна иметь понятие истины. В ней записана нс информация о должном поведении (в некоторых обществах должным считается и считалось вовсе не то, что могло бы быть истинным с объективной точки зрения, например, ст. 1 Консти­туции СССР 1977 года), а сравнение настоящего с истинным. Вернее будет сказать, нормативное мышление — это ограничен­ный поиск соответствия настоящего, данного прежде всего само­му себе, т.е. идее этого настоящего. Так социальная истина пре­вращается в конкретное выражение соответствия предмета сво­ему понятию. Ясно теперь, что слова «долг», «право», «честь», «приличие» и т.п., которые часто употребляются как в социаль­ном, так и в юридическом контексте при характеристике нормы, суть нс что иное, как попытка отражения описанного нами выше процесса.

Следующая задача, которую нам необходимо решить, с тем чтобы дать более точное определение понятия нормы, — это су­зить полученное нами выше понятие, т.к. совершенно очевидно,


что пока понятие нормы практически ничем не отличается от понятия истины вообще. Никто не станет ведь называть нормой факты следующего рода: «Волга впадает в Каспийское море» или «Луна вращается вокруг Земли».

Очевидно, норма как понятие порядка в мышлении и нахож­дения истины должна быть снабжена критерием проверки пра­вильности как своего содержания, так и способа его определе­ния. По этому признаку мы сразу же сможем отличить норму от принципа, хотя всегда обнаруживается довольно сильное стрем­ление смешивать эти две, безусловно, разные вещи.

Итак, норма содержит в своей структуре элемент, позволяю­щий ей самой удостовериться в истинности своего содержания. Это может быть не обязательно санкция, как могут сразу поду­мать. Норма может, к примеру, содержать в себе фикцию об ис­тинности своего содержания, а может включать отсылку к более общей норме. Социальная норма тогда будет отличаться от юри­дической прежде всего областью своего применения и содержа­нием.

Мы отдаем себе отчет в том, что подобное различие довольно условно. И эта условность объяснима тем, что понятие социаль­ной нормы есть понятие более широкого класса, чем понятие юридической нормы. Класс юридических норм полностью вклю­чается в класс социальных норм, тогда как класс социальных норм неизмеримо шире класса юридических норм. Юридическая норма — это обязательно социальная норма, а социальная норма вовсе не обязательно есть норма юридическая.

Далее можно предложить и следующий критерий определения юридического характера нормы. Критерий этот был выработан в начале нашего столетия русским юристом Л.И.Петражицким. Суть его заключается в следующем. Юридически значимое пове­дение человека отличается от прочих форм поведения благодаря особым психическим переживаниям, которые руководят его дей­ствиями. Этого рода переживания в языке Петражицкого полу­чили наименование «императивно-дистрибутивных эмоций». Суть их заключается в том, что юридическая эмоция и, соответ­ственно, осознание юридической нормы носят обязательно дву­сторонний характер. Право, таким образом, железно связано с обязанностью. Юридическим действием поэтому будет только такое, которое в качестве обратного отражения своего первого акта должно получить равное (или приблизительно равное) про­тиводействие. Например, при договоре купли-продажи покупа­тель имеет право получить вещь, но заплатив за нее деньги; про­давец, соответственно, имеет право получить деньги, но обязан отдать вещь. Подобного рода двусторонние действия обнаружи­ваются во всех сферах человеческой жизни, регулируемых пра-


вом. По сути дела, юридическая норма — это демократизация определенного вида социального взаимодействия, предписание, как, каким образом его правильно совершать!

Следующий, и последний, критерий, чисто формальный, яв­ляющийся своего рода панацеей, — это определение нормы как юридической, сделанное законодателем. Проще говоря, юриди­ческой нормой, как уверяют нас, например, менее грубые пози­тивистские школы (ex facto oritur ius), будет только та, которая была сформулирована определенным порядком или та, которая была издана законодателем и закреплена в особой форме — ис­точнике права, в тексте закона, подзаконного акта и т.п. Это уже точка зрения голого позитивизма, не способного отличить право от произвола. Все остальные нормы будут нормы социальные, а не юридические.

Итак, по сути дела, как видим, норма в некотором роде напо­минает само общество; она его отражает, как монада Лейбница, причем стремится делать это правильно. Норма — это представ­ление об истинном характере и истинной картине общества, час­ти его отношений, элементов и т.п. Таким образом, норма — это даже своего рода микрообщество, которое тяготеет к макроуров­ню, т.е. стремится выйти за свои пределы, становясь уже общест­вом в более привычном для нас смысле. Необходимо четко усво­ить, что, обладая таким свойством (отражать в себе истинную картину общества), норма стремится установить формальный пе­реход, своеобразный «мостик» от субъекта к отношению, прину­ждая субъект вступить в это отношение, т.е. заставить субъект совершить действие. Норма поэтому имеет самое непосредствен­ное значение для установления общества и его элементов — субъектов, которые в соединении с нормой дают нового рода субъект — институт, социальный институт, в рамках которого протекает большинство социальных действий.

* * *

В основе субъекта, как мы смогли установить выше, лежит действующая, сжимающая его сила, которая уплотняет субъект в большей степени, чем уплотнена окружающая этот субъект среда. Сжимающая субъект сила — это не что иное, как идея данного субъекта, выраженная в форме нормы, т.е. порядка, приводящего к единству разрозненных устремлений агентов социальной мас­сы. В результате получается коллективная персональность, лицо, иными словами, учреждение или, если употреблять слово латин­ского происхождения, институт. Институт с внешней стороны является субъектом, т.е. противопоставляет себя другим как це­лое, а с внутренней стороны — суммой отношений, связующих


составляющие этого института в одно целое. Таково наиболее общее определение института.

Здесь необходимо всегда точно различать ту среду, те обстоя­тельства, в которых мы употребляем общее определение институ­та. В праве, например, институт всегда будет иметь точно опре­деленное значение как юридического лица, как группы норм, регулирующих положение этого юридического лица и виды пра­воотношений, в которые вступают вообще все субъекты права в зависимости от объекта их регулирования. Объект будет в таком случае указывать на вид института отношений — и только.

В политическом или общесоциальном процессе институт мо­жет также быть понят двояко: как коллектив индивидов и как сумма отношений, в которые этот коллектив вступает. Основное отличие правовой среды от социальной, таким образом, будет за­ключаться в большей формальной организованности участвую­щих в юридическом общении лиц. Юридический институт в сравнении с социальным или политическим институтом всегда имеет четкую границу как внутри, так и вне себя. Эрик Аллардт, например, весьма удачно поясняет указанную нами двойствен­ность понятия института на материале немецкой терминологии. «Gemeinschaft (общность, сообщность) основывается на [определенной] близости, на том, что люди росли вместе, на ос­новании личного опыта или на основании однообразия условий повседневной жизни. Geselschaft (общество) поэтому есть кол­лектив, учрежденный на основании письменных правил, универ­сализма или на основании выбора людьми своего круга общения, наконец, на основании того нового, что они могут получить в процессе общения друг с другом»!4. Понятно, что термин «gesel-schaft» применим к обозначению более юридического, нежели социального института, последний есть уже «gemeinschaft».

Социальное значение института раскрывается на самом деле в понятии действующего субъекта. Субъект, совершающий опреде­ленное действие, имеет определенное, родственное этому дейст­вию состояние; и то и другое составляет особенность его дейст­вия как субъекта. Это — содержание, и — одновременно с этим — форма социального института15. Однако определяющим для него, в отличие от юридического, будет то, что понятие цели и целе-полагания у социальных феноменов выражено всегда более чет-

14 Allardt E. Sociology symbolmiljo, samhallsstryktur och institutionar. Stockholm, 1985. S. 70.

15 См. блестящий анализ этого положения у уже упоминавшегося нами Э.Аллардта на примере диалектики понятий «роли» и «положения». Указ. соч. С. 53. В конце концов получается, что социальный институт — это субъект, играющий роль, соответствующую положению субъекта в обществе.


ко. Главная цель социального института — обслуживание внут­ренних целей своих элементов. Цели предполагаются, таким об­разом, как главное в институте. Порядок в качестве цели не так важен в случае с юридическим установлением, главное — это достижение цели и правильное, т.е. истинное соответствие ей. Политический институт, таким образом, предстанет перед нами в виде организации, обслуживающей политический процесс изнут­ри самого этого процесса. Институт играет как роль средства достижения блага субъектами, так и роль цели, некоего места, среды, в которой социальный субъект чувствует себя социализи­рованным, т.е. членом общества. В последнем случае политологи рассматривают институт как одну из промежуточных форм са­мого общества.

Получается, что структурно институт представляет собой пер­вейшую сложную форму социального действия, из которого со­стоит все общество. Институт является поэтому первой стадией обобщения политического (социального) процесса. Единственно, о чем никогда нельзя забывать, так это о насущной потребности придерживаться методологической осторожности при оценке ро­ли и места института в обществе. Как совершенно верно заметил Д.Истон, говоря о роли обобщений в науке, всегда необходимо помнить, что как только обобщение становится действительной частью обобщаемого, само обобщение теряет свою ценность, т.е. истинность. Поэтому процесс политического общения предпо­лагает в качестве необходимого элемента определение первичных устойчивых целей как самого общения, так и того, как это обще­ние осуществляется. Проще говоря, моделей политического про­цесса, определение которых является последним необходимым шагом на пути сведения всего, что мы уже успели сказать об об­ществе, к последнему организационному единству.

* * *

Модель — это устойчивый тип политического общения, как самого по себе, так и по цели, ради которой это общение осуще­ствляется. Характерной чертой модели при этом является ее ус­ловность, вернее, чистота тех социальных ситуаций, в которых ее применяют в качестве инструмента. Известно, например, что по­ведение участников рынка, описанное таким его адептом, как Адам Смит, является классической рациональной моделью пове­дения субъектов рыночных отношений. На этом теоретическом допущении строится вся последующая политическая экономия рынка и рыночных обществ. Однако уже давно, задолго до Мар­кса, было замечено, что «невидимая рука» — это нс более чем неудачная фикция, попытка внешне упорядочить стихию рыноч-

2 - 1995 33


ных сил, которые такой упорядоченности в принципе не подда­ются.

Существует известное противоречие, от которого страдают все модели социальных процессов и источником которого является сама форма модели. Выше мы уже отметили, что это устойчивый и чистый тип. Чистый — значит умозрительный. Настоящая сфе­ра жизни модели — сфера мысли, откуда она приходит и куда уходит, сначала в виде социальных надежд, позже — в виде горь­ких разочарований. Поэтому для действующего политика и уча­стников политического процесса, homo politicus, в общем виде всегда является чрезвычайно важным установить вовремя ту грань, за которой «чистый устойчивый тип» политического об­щения входит в противоречие с самим собой, становится образ­цом поведения, диктуемого не мыслью, а текущими обстоятель­ствами.

В этом противоречии корень тех отношений и представлений, которые Маркс называл фетишизмом. Черты человека, прежде всего такие, как разумность, начинают приписывать явлениям хоть и социальной, но не живой природы. Рынок объявляют вме­стилищем разумных форм экономического общения, демократию (западного либерального типа) — самой разумной формой поли­тического общения и т.п. Однако сказанное нами выше вовсе не означает, что понятие модели является бесполезным. Определен­ная степень ясности и управляемости социального (политическо­го в том числе) процесса вполне достижима с ее помощью.

Модель, таким образом, будет представлять из себя с учетом высказанных поправок подобие расширенного института, вклю­чающего в свои рамки господствующий тип субъектов и отноше­ний, в которые те вступают. Упорядоченность взаимоотношений субъектов достигается через господствующий тип норм, в кото­рых заключена преднамеренная оценка, т.е. сравнение реально существующих отношений с отношениями, закрепленными в со­держании нормы. Модель тогда предстанет перед нами в виде усредненного — по отношению к общему типу — социального действия, направленного на достижение блага, которое считается главным (приоритетным) для данного общества в данном месте и данном отрезке времени. Поэтому такие выражения, как «скандинавская модель экономики», «скандинавская модель со­циального обеспечения», «скандинавская модель демократии» и т.п. имеют место быть не только в научной литературе, но и на практике. Получается, что в действительности модель — это за­ранее известная цель, набор средств и те субъекты, которые предполагаются для осуществления данной задачи. Субъекты взаимодействуют ради цели, достигая которую, они получают ус­тойчивый тип общения друг с другом, т.е. модель.


Общество, иными словами, представляет из себя модель взаимо­действия субъектов, закрепленную в норме, которой руководствуют­ся субъекты. Модель — это та общая форма, через которую нам становится известной форма общества, характерная для него в данный отрезок времени. Модель — это форма единства (неважно, умозрительного или нет), в которой воплощены характерные для данного отрезка времени и типа взаимодействия субъектов особен­ности.

§ 3. Общее понятие политической системы

Стремление к единству заложено во всех основных элементах общества. Поэтому, чтобы преодолеть трудности, возникающие при описании процесса сведения общества к единству, полито­логам традиционно пользуется понятием системы как выражени­ем единства форм общества и форм процессов, протекающих в его рамках. Тогда получается, что система — это одна из наибо­лее распространенных форм моделей общества. Посмотрим на нее внимательнее.

Известны в общем и целом две формы системы, которые яв­ляются зеркальным отражением двух общих форм социального действия, порождающих две общие формы человеческого обще­ства. Условно мы их можем назвать жесткой и гибкой.

Жесткая система — это система действия, построенная на ие­рархическом принципе пирамиды, где набор социально значи­мых действий жестко опосредован рядом иерархически установ­ленных целей. Субъект движется в такой системе по бесконечной лестнице социальных предпочтений только в одном направлении. Система же, в свою очередь, довольно проста и предполагает знание только одного критерия, по которому определяется, какая из целей главная.

Выше мы уже подчеркивали, что подобная система отражает отношения начальника и подчиненного в чистом их виде, т.е. на самом деле подобная система отношений никогда не существова­ла, хотя в науке до сих пор встречаются утверждения оценочного характера, пытающиеся придать тому или иному историческому типу общества именно такой характер.

Невозможность существования такой системы доказывается тем простым фактом, что в мире нет чистых явлений, не замут­ненных посторонним влиянием. Понятие «чистоты» в данном контексте предполагает наличие такого набора социальных фак­тов, стремящихся к единству, которые прежде всего никоим об­разом не зависели бы от влияния окружающей среды, т.е. такая система (в виде набора фактов) предполагала бы свою полную

у 35


оторванность от окружающего мира. Кроме того, единственно возможное описание универсальной цели, которая опосредовала бы иерархию других целей, выстраивающих социальные факты взаимодействия в виде чистой системы, имеет место только при создании гипотетических моделей устройства общества, т.е. уто­пий, которые научными могут быть только по названию, а не по сути. Тут же стоит лишний раз напомнить, что непременным ус­ловием существования утопий все авторы называли именно ав­таркический их характер, т.е. изолированность от окружающего мира.

Тем не менее аналитический характер понятия системы в по­добных типах общества вполне научен, т.к. любая система волей-неволей в качестве именно системы, т.е. упорядоченного взаимо­действия одного рода фактов или факторов, опосредованных од­ной целью, выделяет их из окружающей среды. Факты в такой системе рассматриваются всегда дискретно, т.е. в отрыве от род­ственных явлений, которые вполне могут быть причиной сущест­вования фактов первого рода, но, не будучи подчинены единству цели, не входят в систему. Выход, следовательно, в изменении трактовки аналитических связей внутри самой системы. Очевид­но, что системы первого рода существуют только ради осуществ­ления цели, достигая которую, система вместе с набором своих фактов умирает; поэтому наше понятие системы должно оттал­киваться прежде всего от ее эгоистических устремлений.

Помимо достижения цели, ради которой существует система, необходимым условием является также и само существование ее элементов: фактов и факторов самих по себе. Они, в свою оче­редь, должны иметь собственную цель, которая состояла бы в возможно более длительном существовании самих фактов и — через них — системы. Поэтому система в последнем случае будет существовать, отражая саму себя в своих же элементах.

Замкнутость подобного рода отношений в политическом про­цессе достигается при помощи построения кибернетической сис­темы социального взаимодействия. Понятно, что такая система должна быть: (1) динамичной; (2) саморазвивающейся; (3) при­спосабливающейся; (4) саморегулирующейся, т.е. полагать саму себя в качестве цели. Ясно, что основой данной системы должно быть действие второго типа, которое мы упоминали выше. Это действие, полагающее в качестве своего непременного условия существование противодействия и становящееся тем самым взаимодействием.

Описание такой системы тогда возможно в следующих терми­нах. Необходимо по крайней мере два взаимодействующих субъ­екта, начало действия между которыми западная политология передает при помощи терминов «input» или «inntak», если гово-


рить о скандинавах. Это понятие «ввода», которое может обозна­чать любое социально значимое действие. Провзаимодействовав с противоположным субъектом, действие, началом которого была стадия «ввода», теперь уже выходит за его пределы в виде ин­формации о том, что в результате получилось, обозначаемой по­нятием «вывода» — «output» или «uttak». Следовательно, задача теперь в том, чтобы превратить вывод в обратное ему действие — противодействие, которое в силу того, что мы сразу же услови­лись о наличии у нас только двух субъектов, может быть направ­лено только в противоположенную сторону. Это действие пере­дается термином «обратная связь» — «feedback» или «tilbakekop-ling», «tilbagekobling» (норвежский и датский термины), или «atereforing» (шведский термин).

Подобная система предстанет окончательно в виде замкнутого круга, по линии которого обеспечивается постоянное движение форм социального взаимодействия. Последняя проблема теперь заключается в более точном определении собственно политиче­ской системы, поскольку полученная нами выше картина являет­ся общей абстрактной картиной динамичной системы вообще16. Пример тому дает один из разработчиков приведенного ранее понятия системы Д. Истон, который в виде двух взаимодейст­вующих субъектов системы приводит собственно политическую систему и окружающую эту систему среду (total environment)17.

Поскольку речь в нашей работе идет о политической системе Севера Европы, то нам кажется весьма полезным обратиться к мнению самих скандинавских политологов по этому поводу, тем более что мы в общем и целом согласны с их выводами.

Так как мы определили выше, что политический процесс, по­литическое действие отличаются от остальных типов социального действия генетической связью с институционализированной вла­стью в лице государства, то, следуя за выводами, например Э. Расмуссена, О.Берга или Е.Ольсена18 и др., мы могли бы пред­положить, что одним из субъектов общего политического про-

16 Например, правовой системы (здесь мы можем сослаться на блестя­щее описание феноменов права с помощью приведенной нами выше сис­темы, принадлежащее двум норвежским юристам: Eckhoff Т., Sundby N.K. Rettssystemer. Systemteoretisk wmfming i rettsfilosofien. Oslo, 1976) или общей социальной системы, описанной упоминавшимся нами ранее шведским социологом: Segerstedt Т. Socialt system ocli samfardsel // Acta Universitatis Upsaliensis, Uppsala, 1970, № 6.

17 Easton D. A framework for political analysis. Englewood Cliffs, 1965. P. 101.

18 Например: Rasmussen E. Komparativ politik. Bd. 1. Kiabenhavn, 1968. S. 18—20; Bei-g 0. Stat og samfunn. En innf0ring i studiet av politikk. Oslo, 1975. S. 1; Berg 0. Hvor demokratisk? Et essay om det norske politiske system. Oslo, 1978. S. 15; Olsen J.P., red. Politisk organisering. Bergen, 1978. S. 24.


цесса является государство в лице своих органов. Что же касается второго или первого субъекта (в динамичной системе это не так важно), то мы могли бы обозначить их как все общество в целом, словом, то, что не входит в юридическое понятие государствен­ной власти. Наше определение отличия юридической нормы от социальной было бы здесь весьма кстати.

Взаимодействуя друг с другом по поводу использования вла­сти, субъекты общества так или иначе взаимодействуют с госу­дарством, таким образом, сутью политической системы стран Северной Европы является процесс общения между ними, на­правленный на использование власти для достижения устойчи­вого существования системы. Устойчивое существование дости­гается при помощи динамичной системы связей между ними.

§ 4. Элементы политической системы стран Северной Европы

В данном случае мы ограничимся только сущностными опре­делениями основных элементов политической системы, которые участвуют в политическом процессе.

Главным и основным элементом является, конечно, человек. Scandinaviae homo politicus является главным действующим ли­цом и целью политических процессов. Именно он согласно сво­им предпочтениям является критерием государствоведов Скан­динавии в их анализе политического процесса. Это не кажется странным, ибо тезис «все для блага, все во имя человека» в соци­альной и политической действительности этого региона очень важен. Нельзя сказать, что он полностью воплощен, но несо­мненно движение именно в этом направлении. Однако понятие «человек» употребляется на Севере Европы именно как абстракт­ная категория, с помощью которой возможно управление самим процессом. В этой связи на основе социальной модели экономи­ки государствоведы данного региона вырабатывают общую шкалу предпочтений человека и того вероятного набора действий в по­литике, которые он будет предпринимать19.

Заранее зная основное направление большой массы действий индивидов в политическом процессе, всегда можно не только прогнозировать ситуацию, но и управлять ею. Например, скан­динавы предлагают целенаправленно формировать эту шкалу

19 Как это, например, делает Vanebo J.0. Administrasjon i teori og praksis. Oslo, 1983. S. 38. Или: Lundahl M. Utvecklingspolitik och ekonomiska systonforslag till ett angrepssatt // Ideologi, ekonomi och politik. Stockholm, 1985.S. 90.


предпочтений, заранее заготавливая социальные ресурсы, ис­пользование которых обеспечит вероятно большее осуществление таких социальных ожиданий. Человек поэтому рассматривается именно как абстрактный набор чаще всего встречающихся пред­почтений (проще — целей) и каналов управления как самими предпочтениями, так и процессами удовлетворения этих пред­почтений.

Получается, что если скандинавский политический человек есть стандартный набор таких формализованных предпочтений, то, поскольку северные общества представляют из себя массовые формы демократий («numerisk demokrati» — термин С. Роккана), самым первым политическим действием политического человека в этом регионе будет попытка усилить свое предпочтение за счет солидарности с предпочтениями других. Произойдет сначала не­формальное (в лице различных юношеских политических и ре­лигиозных организаций), а затем уже и формальное (в лице при­знанных традиционными субъектов политического процесса, та­ких как корпорации и политические партии) слияние политиче­ских людей в политическую группу, организованную в институт. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы верно сосредоточить усилия уже действующих субъектов политического процесса на рекрутировании в свои ряды молодого пополнения.

Формы уплотнения групп политических людей, таким обра­зом, определяются нами двояко; в этом мы следуем за определе­ниями скандинавской науки государствоведения. В более широ­ком смысле скандинавы называют такие формы институциональ­ного уплотнения и организаций корпорациями. Общество стано­вится похожим на сумму организаций, что находит свое выраже­ние в таком термине, как «organisasjonssamfunn». Корпорация — это общественная организация, отстаивающая перед лицом дру­гих субъектов политического процесса предпочтения-интересы своих членов. Как показала послевоенная практика, корпорати­визм с успехом справился со своей задачей и на сегодняшний день является главной составляющей частью политической сис­темы Севера Европы. Правда, данная картина не является осо­бенностью только северных стран, сходные явления наблюдаем, например, в США, Великобритании, Франции и др. так назы­ваемых развитых странах Запада.

Политические партии являются по своей сути теми же корпо­рациями, но отличаются от них формальностью своей внутрен­ней организации и только им присущими формами политиче­ского действия на политической арене.

Действительно, если мы посмотрим на определения, которые даются партии в скандинавской литературе, то сможем увидеть следующее: в основном попытки определения идут по линии


обозначения функциональной разницы между партиями и кор­порациями. Так, Стейн Роккан определяет их как место перего­воров общества с государством20, Оле Берг находит различие ме­жду ними в том, что корпорация защищает, как правило, один определенный интерес, тогда как партия — множество2!, а Эрик Расмуссен видит в политической партии просто организованную группу избирателей, в связи с чем дает следующее определение:

«Партия может быть лучше всего определена как организация, стремящаяся захватить и удержать власть, которую она использу­ет для влияния на распределение благ в обществе»22 и т.д. Одна­ко понятно, что всем вышеприведенным характеристикам соот­ветствует и корпорация, поэтому четкого функционального опре­деления мы не найдем в политической литературе, следователь­но, единственный выход — ограничиться формальными рамками, которые мы указали выше.

Еще более крупные субъекты политического процесса, аван­гардом которых совсем недавно считались политические партии, т.е. классы или социальные страты, в Скандинавии определяются не по классическому ленинскому определению, а при помощи более тонкого инструмента, которым является идеология. Гос­подствующая в данный момент в обществе идея, выраженная в сопутствующих ей «ключевых словах» («stikkord», как говорят скандинавы), является определяющим критерием для отнесения того или иного индивида к той или иной социальной страте. По­лучается парадоксальная вещь, когда клерикальные, политиче­ские, культурные и т.п. идеи влекут за собой появление особых социальных групп, поведение которых отличается от поведения остальных. Можно даже смело утверждать, что у каждой крупной политической партии или корпорации любой из стран Северной Европы имеется свой собственный класс.

Классы в Скандинавии — это группы людей, отличающиеся друг от друга различным типом поведения (разумеется, они тем не менее объединены в рамках общенационального типа поведе­ния), обусловленным отношением этих групп к власти. Анархи­сты-бомжи в Скандинавии — это тоже класс, существование ко­торого легализовано в этих «малых демократиях», как они сами себя любят называть, жестким типом государственного регулиро­вания экономики.

Последнее выражено в присутствии в политической системе такого элемента, как общественный сектор — «offentlig sektor». Общественный сектор — это набор средств, организованных в

20 Rokkan S. Stat, nasjon. Masse. Oslo, 1987. S. 66.

2! Berg 0. Stat og samfunn. S. 92.

22 Rasmussen E. Komparativ politik. Bd. 1. S. 181.


особые общественные институты как государственного, так и корпоративного свойства, с помощью которых государственное вмешательство осуществляется в интересах всего общества. Не государства как такового, а именно всего общества.

Наконец, особая группа элементов политической системы — это государство и прямо связанный с ней слой национальной бюрократической элиты страны. Отчасти роль бюрократов в по­литическом процессе есть нечто само собой разумеющееся, так как государство как явление дано нам только в их лице. Действи­тельно, государство — это нс пограничный столб, не присутст­венные места, паспорта и т.д. Государство — это состояние на­шего ума, имеющее форму мысли, иными словами, государство — это идеальное состояние, но судить о нем мы можем только при посредстве тех людей, которые являются носителями государст­венного знания и, следовательно, выступают в политическом процессе от его, государства, имени.

Само государство в таком случае будет представлять собой ин­ститут власти, организованный так, чтобы власть проявляла себя вовне своих организационных рамок. Политическое понятие го­сударства неотделимо от понимания именно властной сущности этого явления. В таком случае государство в политической сис­теме выполняет двойную роль: (1) является участником полити­ческого процесса и наравне с другими субъектами управляет об­ществом и политической системой, (2) является местом действия субъектов политического процесса, устанавливая для них правила игры, тем самым предоставляя им поле деятельности. Политика, таким образом, осуществима только в рамках государства, огосу-дарствленного общества, если брать крайние формы развития го­сударства как идеи.

Бюрократы, государственные чиновники («embetsmenn») или служащие («tjenestemeim») в широком смысле этого слова пред­ставляют собой особый слой людей, цель жизни которых состоит в управлении организационными формами власти. Не самой вла­стью, а именно ее организационными формами — государствен­ным аппаратом, как их называют юристы.

В странах Северной Европы бюрократию традиционно выде­ляют в особый социальный слой, но не по функциональному признаку, а именно по формальному. Связано это не в послед­нюю очередь с тем, что функционально бюрократ не представля­ет собой устойчивого социального субъекта — он живет только тогда, когда сидит за столом. Человеческий тип бюрократа здесь крайне редок, чего нельзя, например, сказать о России. В поли­тическом смысле и в целях настоящего анализа мы рассматрива­ем бюрократа именно в момент его работы.


Кроме того, исторически сложилось так, что в Скандинавии бюрократия всегда противопоставлялась остальному населению. В Исландии, Норвегии и Финляндии это было связано с тем, что национальная бюрократия была представлена чужим народом. В Исландии и Норвегии это были датчане, в Финляндии — шведы. В Дании и Швеции бюрократия имела своим основанием со­словное устройство общества — в основном это были дворяне, дворяне мантии, чтобы быть точными. Сословно-национальное происхождение скандинавской бюрократии отразилось в культу­ре, прежде всего в языке. Здесь наиболее яркий пример — Нор­вегия, где до сих пор господствующим языком канцелярии явля­ется riksmal, несколько отличающийся от основного литератур­ного языка нации. В этом причины резкого противопоставления бюрократа остальному, преимущественно крестьянскому (land-maend) по происхождению населению. Не стоит также забывать, что петровская «Табель о рангах» была списана именно со швед­ского образца.

Блестящий анализ национальной бюрократии, который дает нам известный норвежский историк Я.Э.Сейп, позволяет опреде­лить ее как особый слой (класс, если угодно) населения, обслу­живающий государство, но в политике участвующий только не­формально. Формальное же участие запрещено законом.

В то же время устойчивого идеологического типа бюрокра­тизма, как, например, в Германии, мы здесь не встретим. По по­воду известной немецкой пословицы: «Кому Бог дает должность, тому Он дает и разум» — любой скандинав с презрением скажет, что это католическая пословица. Поэтому идеология бюрократа здесь имеет расплывчатые черты, которые позволяют рассматри­вать его в качестве слуги не государства — таково традиционное определение, — а всего общества. Роль бюрократа здесь чересчур социальна, что обусловлено жестким типом интервенционист­ского государства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поведение | Холод и жар
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.