Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие культуры : этимология, основные подходы к определению культуры




Специалисты утверждают, что история развития смысловой сущности понятия культуры насчитывает несколько тысячелетий. Своими корнями она уходит в эпоху римской цивилизации, где это слово появилось в обращении. Первоначально оно использовалось в сугубо функциональном значении и предполагало деятельность, направленную на обработку земли и уход за нею. Однако впоследствии смысловое содержание данной категории существенно расширилось, что позволило превратить

его в один из ключевых атрибутов человеческой деятельности.

Толчком к началу процесса преобразования, по мнению В. Давидовича, послужила работа римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона «Тускуланские диспуты», вышедшая в свет в 45 год до н.э. В ней автор впервые использовал указанное слово в переносном смысле – применительно к воздействию на человеческий ум. В новом своем значении понятие культуры означало уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека. В 1684 г. С.Пуффендорф, немецкий просветитель-философ и юрист отходит от цицероновского словоупотребления и впервые характеризует культуру как нечто единое, противоположное «естественному состоянию». Согласно его логике, культура есть то, что содеяно человеком за минусом природного.

Последующие шаги в развитии термина «культура» в сторону обретения им понятийного смысла в его современном значении связаны с именем И. Гердера. Этот выдающийся философ предпринял грандиозную по тем временам попытку охарактеризовать путь, пройденный человечеством, и обосновать идею прогресса на конкретном материале истории культуры. Он утверждал, что рост культуры обнаруживает себя как закон истории, доказывал существование единой во времени цепи событий, выраженной в

виде преемственности элементов культуры,

к которым он относил язык, семейные отношения, искусство, науку, ремесла, государственное

управление, религию. Гердер рассматривал культуру как то, что сплачивает людей

воедино, выступает и как результат, и как стимул общественного развития. Его

идеи положили начало сравнительно-историческому изучению культур, анализу традиций,

обычаев и нравов.

Уже в XYIII веке формируется критический подход к культуре, имеют место попытки

ее противопоставления чистоте нравов «естественного» человека. Позднее, критическое

отношение переросло в противопоставление культуры и жизни. В новом свете культура

начинает рассматриваться как притворство (Шопенгауэр) или как средство подавления

творческих жизненных инстинктов человека (Ницше). На этой основе возникают идеи

культурной самобытности (Данилевский, Шпенглер), авторы которых отрицали единый

исторический процесс культурной

преемственности.

С конца XIX века культура становится объектом внимания социологов, антропологов,

этнографов, что дает толчок разработке новых культуроведческих направлений (Э.

Тайлор, А. Кребер, В. Малиновский и др.). От понимания культуры, как совокупности

традиций, обычаев того или иного народа исследователи переходят к пониманию ее

как совокупности образцов, парадигм деятельности, скрытых в жизни народа. Формулируется

проблема обнаружения этих неявных подходов, делящих социальное целое на множество

частей, которые позволяют

отнести людей к определенному типу культуры. Актуальной становится задача выявления

всех форм осознания элементов культуры членами этноса, а также проникновения

в дух определенной культуры, часто не имеющей письменности. Особое внимание в

культурной антропологии уделяется коммуникативному аспекту культуры (Э. Сепир

и др.), методам передачи культурного наследия и внутрикультурным контактам. В

концепции коммуникативной природы культуры основным предметом анализа становится

ее знаковая система.

Направлению изучения культуры, которое связано с анализом взаимоотношений личности

и культуры положил начало З. Фрейд. В его трудах и работах его последователей,

культура рассматривается как продукт сублимации бессознательных психических процессов,

выраженных в знаковой форме. Коммуникативная природа культуры проявляется в усвоении

личностью (посредством знаковых элементов) общезначимых культурных образцов,

преобразующихся в индивидуальные поведенческие навыки.

В рамках философского течения неокантианства, его представитель Э. Кассиер пытается

рассматривать культуру как совокупность несводимых друг к другу символических

форм, представляющих высшие человеческие ценности. По мнению автора, они включают

язык, историю, религию, искусство, науку и т.д.

Важным направлением современной социологии, сложившимся уже в новейшей истории,

становятся проблемы культурной динамики, а также вопросы определения роли и места

культуры в социальной деятельности людей (М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.).

По мнению разработчиков данной концепции, всякая социальная система является,

прежде всего, системой действия, т.е. мотивированного целенаправленного поведения

людей, а не системой культурных стандартов. Последние, однако, всегда вовлекаются

в процесс выполнения индивидами

социальных действий. И лишь при их осуществлении «культурные объекты – эти символически

организованные элементы культурной традиции, идеи или верования, экспрессивные

символы или ценностные образцы» приводятся в активное состояние и только тогда

«обнаруживают себя, приобретают способность изменяться, влиять на индивидов и

использоваться ими».

Все эти перечисленные направления, течения и позиции позволили достичь некоторой

определенности и упорядоченности по ключевым вопросам культурологи – уложить

все бесчисленное множество идей в три базовых подхода: суммативный, аксиологический

и функциональный. Была признана ограниченность широко распространенных в то время

суммативных определений, согласно которым культура есть лишь сумма, итог, совокупность

всех творений человека. Достигнуто согласие и в том, что аксиологические концепции,

в соответствии с

которыми культура рассматривается как набор ценностей, являются односторонними,

ограниченными, замыкающими культурные явления в относительно узкие рамки. Установлено,

что при их последовательном применении внимание аналитиков сосредоточивается

по преимуществу на количественных параметрах культуры, а общие качественные характеристики

остаются в тени. Все сказанное, конечно, не означает абсолютного отрицания аксиологической

формы определений. Например, на уровне культуры организации этот разрез анализа

явлений

культуры может выявить свою результативность и безапелляционное отбрасывание

ценностного подхода оказывается столь же неправомерно, как и его чрезмерное раздувание.

Отмечена перспективность и недостаточная изученность функционального анализа

культурологических проблем.

 

24. Законы развития культуры:

1. Закон единства и многообразия культуры.

2. Закон о ведущей роли материальной культуры по отношению к духовной.

3. Закон влияния духовной культуры на материальную.

4. Закон преемственности в развитии культуры.

5. Закон интенсивности развития культуры в развитии культуры в зоне контакта с другими культурами.

6. Закон ускорения темпов развития культуры в ходе истории человечества.

7. Закон взаимодействия и сотрудничества культура.

 

26. Культурологические концепции: А.Тойнби, К.Ясперс. Циклическая теория социокультурного развития- опирается на закон повторяемости, цикличности, существующей в мире природы и жизни человека. С этих позиций теория стремится объяснить развитие культурных процессов.

Арнольд Тойнби-(1889-1975) Английский историк и культуролог, исследовал глубинные истоки генезиса, роста и распада цивилизации. Основной труд Тойнби, двенадцати томное «ПОСТИЖЕНИЕ ИСТОРИИ». Основные положения концепции Тойнби:

1. Исторический процесс-это круговорот локальных цивилизаций.

2. Цивилизация зарождается благодаря энергетическому импульсу, дающему ответ на вызов истории благодаря чему, начинает развитие торговли, промышленности, ремесел, искусства и т.д.

3. «Вызов-ответ» - Это всеобщий закон существования цивилизации.

4. Решающую роль в развитии цивилизации играет творческая личность. Это создает духовную пропасть между меньшинством и большинством.

5. Постепенно возникает надлом и распад, что постепенно ведет к гибели цивилизации.

 

Волновая модель:

Обосновывает периодичность изменений - спадов и подъемов - в экономической, политической и социальной жизни общества.(Питирим Сорокин)

Николай Дмитриевич Кондратьев - разработал теорию длинных экономических волн, обосновал периодичность кризисов в хоз. жизни, в экономике…

 

Миф, как феномен культуры.

Особенности мифологического знания.

Мифология-это первый тип мировоззрения. Первая картина мира первая попытка человека объяснить мир, откуда взялся он и все окружающее.

 

Миф-это продукт коллективного бессознательного, непреднамеренная кристаллизация универсального опыта человечества.

 

Синкритичность-слитность, нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления.

 

Мифологическое сознание- особая форма человеческого мышления, конкретно-чувственного, эмоционального восприятия мира. Оно целостно, в нем нет разделения на естественное и сверхъестественное, фантазия отождествляется с реальностью.

 

Миф-это вымысел, принимаемый за правду. Это представление, которое разделяет большинство, люди которые разделяют и безоговорочно верят. Спецификой мифа является то, что его нельзя разрушить фактами. Его может заменить только другой миф.

 

Мифилогическому сознанию свойственен анимизм. Анимизм-вера в существование души у животных и растений, стихий и обычных вещей.

 

Антропоморфизм- уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами явлений природы, небесных тел, мифологических существ, богов. Тотемизм-вера в происхождение от общего первопредка животного и поклонения ему.

 

Фетишизм-вера в сверхъестественные свойства предметов, поклонение вещам.

 

Магия- вера в возможность контакта с потусторонними силами через обряды и заклинания.

 

Классификация мифов.

1. Миф о происхождении животных

2. Солярные, лунарные, астральные мифы.

3. Космогонические мифы.

4. Антропологические мифы.

5. Теогонические мифы.

6. Эсхатологические мифы.

7. Мифы о происхождении культурных благ.

8. Мифы о героях.

Функции мифа.

1. Объясняет мир. Происхождение мира, природы, человека, общества.

2. Регулирует отношения, дает модель поведения, выдвигает этические нормы.

3. Обосновывает общественное устройство.

4. Придает авторитет традициям.

5. Является каналом, передающим накопленный опыт, знания, ценности.

 

Греческое имя Римское имя Бог покровитель
Крон Сатурн Время
Зевс Юпитер Царь богов, грома и молнии
Аид Плутон Подземного царства
Посейдон Нептун Морей, подводного мира
Гера Юнона Царица богов, покровительница брака, жена Зевса
Арес Марс Войны
Аполлон Аполлон Солнца, искусства(Феб, Мусагет-солнечный)
Артемида Диана Луны, охоты
Гермес Меркурий Вестник богов, торговли
Гефест Вулкан Подземного огня, кузнечного искусства
Афина Минерва Мудрости, воительница
Афродита Венера Любви, красоты
Дионис Вакх Виноградарства, виноделия

 

Каллиопа-муза древних сказаний.

Полигимния-муза священных гимнов.

Мельпамена-муза тетра, драмы.

Эфтерба-покровительница музыки.

Терпсихора-покровительница танца.

Талия-муза комедии.

Эрато-муза любовной поэзии.

Клио-истории.

Урания-астрономии.

 

Религия как форма духовной культуры.

Религия- феномен духовной культуры, представляющий собой систему сакральных смыслов смыслов, связанную с поиском духовных ориентиров в сознание верующих.

Религия основана на вере в существование сверхъестественного Абсолюта и стремлении к вступлению в непосредственную связь с ним.

Функции религии:

Компенсаторная

«Душеспасительная»-гордыня, измена, ложь, жадность, похоть, гнав, чревоугодие, зависть. Благоразумие, храбрость, справедливость, умеренность во всем.

Мировоззренческая

Регулятивная

Аккумулятивная

Коммуникативная

Воспитательная

Интегративная

 

Этапы становления религиозных представлений:

Первобытные верования

Древнейшие религии

Мировые религии

Политеизм

Монотеизм

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.