Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды фискальной политики




Предприятия в условиях олигополии. Признаки, определяющие данную форму конкуренции. Степень контроля над ценой. Кривая спроса для олигополиста. Предельная выручка в условиях олигополии. Лидерство в ценах.

Олигополия - наличие на рынке определенного товара нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Каждая такая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними.

Для олигополии характерны три признака:
– в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной;
– кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции;
– в отрасли функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция.

При олигополии цены меняются не столь часто, обычно через какие-то промежутки времени и на значительную величину. Такая «неподвижность» цен обычно встречается, когда фирмы сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Подобные колебания спроса заранее учитываются фирмами-олигополистами, и последние стараются не изменять цену товара, а реагировать на изменения спроса увеличением или уменьшением объема выпускаемых товаров. Обычно фирме выгодно в случае колебаний спроса менять объем производства, а не цену. Изменение цены, как правило, связано со значительными издержками – нужно менять и печатать новые прейскуранты, тратить деньги на оповещение покупателей, не говоря уже о потере доверия клиентов. Удержание цен на одном уровне эффективно только в краткосрочном периоде, для долгосрочного периода оно неприменимо

Ломаная кривая спроса - кривая спроса, желательная для олигополиста, не участвующего в сговоре. Такая кривая основана на допущении, что соперничающие фирмы присоединятся к решению о снижении цен, но не присоединятся к решению о повышении цен.

 

MR – доход, D- спрос, MC - издержки,

Р – цена, Q – кол-во произведенной продукции

за определенный период.

 

 

Лидерство в ценах устраивает компания, у которой больше рынок по сравнению с другими.

Предельная выручка находится в зоне разрыва кривой MR.Начало формы

Конец формы

25. Макроэкономическое равновесие: совокупный спрос – совокупное предложение. Классическая теория макроэкономического равновесия. Кейсианская модель макроэкономичсекого равновесия. Эффект разрыв безработицы и разрыв инфляции. Стабилизационная политика гос- ва. Метод изъятий и инекций. Потребление и сбережения. Средние и предельные склонности к потреблению и сбережению.

Модель Совокупный спрос -- Совокупное предложение - макроэкономическая модель, в которой показатели совокупного спроса и совокупного предложения используются для определения уровня цен и реального внутреннего продукта.

Конец формы

Классическая теория макроэкономического равновесия. В основе лежит «закон рынков»: предложение товаров создает свой собственный спрос, или, другими словами, произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, рав­ный стоимости всех созданных товаров, а следовательно, достаточен для ее полной реализации. Это означает что:

во-первых, получаемый доход расходуется целиком; во-вторых, расходуются только собственные денежные средства. Т.к часть полученного дохода не будет израсходована и приобретет форму сбере­жений. Такое предположение сразу же ста­вит под удар справедливость закона Сэя, так как изъятие части средств из потока «доходы — расходы» неминуемо приведет к недопотреблению, а, следовательно, к наруше­нию существующего равновесия между совокупным пред­ложением и создаваемым им совокупным спросом.

Теория обще­экономического равновесия, автоматически обеспечиваю­щего равенство доходов и расходов при полной занятости, которая не вступает в противоречие с действием закона Сэя:

- про­цент уравновешивает спрос и предложение инвестицион­ных средств;

- гибкая заработная плата уравнове­шивает спрос и предложение на рынке труда, так что сколько-нибудь продолжительное существование вы­нужденной безработицы просто невозможно;

- гибкие цены обеспечивают «очищение» рынка от продукции, так что длительное перепроизводство также оказывается невоз­можным;

- увеличение денежной массы в обращении ничего не меняет в реальном потоке товаров и услуг, оказывая лишь влияние на номинальные стоимостные величины.

Кейнсианская модель макроэкономического равновесия: уравновешивание спроса и предложения происходит не за счет повышения или понижения цен, а за счет того, что объемы продаж и изменение величины запасов дают предприятиям информацию о том, что хотят иметь покупатели. Дж.М.Кейнс предложил модель «национальный доход – совокупные расходы», исходящую из принципа эффективного спроса, который гласит, что в закрытой экономике, т.е. когда чистый экспорт равен нулю, весь объем произведенной продукции используется на потребление и инвестиции. На рис. 20.1 по оси абсцисс отражается национальный доход, совпадающий по величине с чистым национальным продуктом. По оси ординат – объем совокупного спроса, который равен совокупным расходам на потребление (РП) и инвестиции (И). Однако с увеличением доходов часть из прироста начинает вкладываться в сбережения, поэтому кривая совокупного спроса не может расти слишком круто.

 
 

 
 

 


«Кейнсианский крест»- (т. Е), где спрос и предложение равны.

Когда величина национального дохода равна НД*, национальный продукт в точности равен совокупному спросу на потребление и инвестиции. Таким образом, НД* является точкой (уровнем) равновесия национального дохода

Эффекты «разрыв безработицы» и «разрыв инфляции» В кейнсианском анализе уровень об­щего макроэкономического равновесия определяется склонностью людей к потреблению, сбережению и инвестированию. При этом ни­чего не говорится о том, что равновесие должно соответствовать такому уровню национального дохода, который позволяет обеспечить полную занятость. Следовательно, весьма вероятно, что уровень производства, при котором полностью используются все ресурсы, труд и капитал, может лежать вы­ше уровня равновесия, и линия F (линия полной занятости) будет проходить справа от точки Е (рис. 20.4).

 
 
 
 

 


Но это означает, что рыноч­ная экономика, свободная от вмешательства государ­ственной власти, стабилизируется при таком уровне национального дохода и производства, который слишком низок, что­бы дать работу всем трудящимся. Возникает «разрыв безработицы» в экономике, который означает, что часть людей становятся безработными, и существующий производствен­ный капитал полностью не используется. Часто этот эффект называют также «дефляционным разрывом». Уровень полной занятости может также находить­ся ниже уровня равновесия (рис. 20.5). В этом случае экономика будет стремиться к недостижимому рубежу уровня: ведь производство не может превысить тот уровень, который дает полная занятость людей и машин. При таком положе­нии в экономике будет постоянный избыток спроса, сопровождающийся часто возникающими «дефицита­ми» - нехваткой сырья и рабочей силы. В этой ситуации, даже в упрощенной кейнсианской модели, цены начнут расти. Возникает «разрыв инфляции».

Стабилизационная политика государства. Так в случае наличия «разрыва безработицы» государство должно переместить уровень равновесия таким образом, чтобы он совпал с уровнем полной занятости. Это может быть сделано путем повышения совокупного спроса в обществе. На рис. 20.6 показано смещение кривой спроса вверх и соответственно - точки пересечения обеих кривых.

Как же должно поступать государство, чтобы по­высить совокупный спрос в экономике? Это можно сделать, проводя так называемую экспан­сионистскую политику расширения, т. е. увеличивая государственные расходы или снижая налоги. Рост государственных расходов - путем расширения го­сударственного сектора или за счет увеличения дотаций частным потребителям (пенсий, пособий на де­тей и стипендий на обучение) - повышает покупа­тельную способность в экономике, а следовательно, и общий объем спроса. Возросшая покупательная способность в свою очередь приводит к тому, что предприятия могут больше продавать, поэтому им тре­буется принимать на работу больше людей - после чего покупательная способность еще больше растет. Возросшая покупательная способность является источ­ником дополнительного потребления и инвестиций, которые порождают еще большую покупательную способность и так далее.Поэтому в конечном итоге определенное стиму­лирование спроса вызывает больший рост производ­ства, чем тот, который непосредственно повлек за собой первоначальный толчок. Этот эффект называют обычно «эффектом мультипликатора», поскольку пер­воначальный стимул «умножает сам себя».

26. Фискальная политика гос-ва. Понятие и функции налогов. Принципы налогообложения. Налоговая система государства. Основные элементы налогообложения. Кривая Лаффера. Сущность и механизмы фискальной политики государства. Виды фискальной политики и её ограниченность.

Налог (Т) - это часть денежных доходов физических и юридиче­ских лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством. Во-первых, они выполняют функцию перераспределения финансовых ресурсов и формируют доходы государства. Во-вторых, налоги выполняют регулирующую функцию. В-третьих, через налоги происходит перераспределение ресурсов общества. Изменяя доходы экономических субъектов, налоги от­ражаются на спросе и предложении, на рыночном равновесии и ценах, что опосредованно влияет на объемы производства и занятость, а сле­довательно, и на распределение ресурсов. Наконец, налоги выполняют контрольную функцию (необходимость декларирования доходов создает для го­сударства возможность проверки законности, эффективности деятель­ности субъектов налогообложения).

Принципы налогообложения - справедливость и равенство налогообложения;

- эффективность налогообложения;

- простота и доступность для исчисления

Равенство в налогообложении - соблюдение горизонтальной ( в равном положении (получающие одинаковый доход) должны трактоваться налоговыми законами одинаково ) и вер­тикальной справедливости ( находящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) должны трактоваться законом неодина­ково ). Эффективность -касается потерь, которые порождают налоги (оказывают оказывать негативное воздействие на стимулы к труду и занятость, экономический рост и инвестирование, приводить к нарушению рыночного равнове­сия и неоптимальному распределению ресурсовè необходимо стремиться к их минимизации). Простота и доступность для исчисления –налоговая система не должна быть запутанной, а содержание контролирующих органов слишком дорогим.

Налоговая система государства – это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов. Принципы построения налоговой системы:

- всеобщность - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно-правовой формы;

- стабильность - устойчивость видов налогов и налоговых ста­вок во времени;

- равнонапряженность - взимание соответствующего налога по одинаковым для всех налогоплательщиков ставкам;

- обязательность - принудительность налога, неизбежность его выплаты;

- самостоятельность субъекта в исчислении и yплате налога;

- социальная справедливость - установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

Различные виды налогов: прямые налоги - взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и; косвенные налоги - устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Различают общегосударственные и местные налоги: федеральные налоги, которые определяются Законом РФ и взи­маются на всей территории России по одинаковым правилам; налоги, взимаемые субъектами Федерации - вводяться органами власти соответствующих уровней (республик, краев, областей) на своей территории. Местные налоги - устанавливаемые и взимаемые местными ор­ганами власти: налог на имущество физических лиц, земельный налог, сбор за право торговли, налог на рекламу ит.п.

Субъект налога (или налогоплательщик) - физическое или юри­дическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог. Объект налога - это то, что подлежит налогообложению.

Источник налога - доход, из которого уплачивается налог

Налоговая ставка (t) - величина налога на единицу обложения: твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения и не зависит от величины фактического дохода) или долевая (устанавливается в % к объекту об­ложения). Различают среднюю ( характеризует долю налога в доходе) и предельную ( прирост налога по отношению к приросту дохода ) налоговую ставку. В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, различают: пропорциональное налогообложение, используется одна и та же ставка безотносительно к величине дохода, подлежащего налогообложению; прогрессивное налогообложение - налогообложение, при котором ставка обложения возрастает по мере увеличения дохода; регрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка уменьшается по мере возрастания дохода. Зависимость между получаемыми государством налоговыми поступлениями и ставками налогов описывается кривой Лаффера (Согласно этой кривой максимальные поступления налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога (t опт). Превышение этого уровня (до t 1) ведет к утрате стимулов к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, уменьшает поступления в бюджет (Q1<Qmax). Наоборот, переход к более низкой ставке обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, совокупных доходов и в результате – увеличение поступлений в бюджет.

Маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику называется фискальной (от лат. «фискалис» - казенный), или бюджетно-налоговой политикой. Если правительство использует меры фискальной политики, пытаясь приблизить объем выпуска валового национального продукта к его потенциальному уровню и поддержать стабильность цен, это называется политикой стабилизации. В кейнсианской модели экономического развития стабилизирующая роль фискальной политики связана с ее воздействием на равновесный объем производства через изменение совокупных расходов, т.е. через совокупный спрос.

- изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки. Изменяя налоговую ставку, правительство может удержать доходы от сокращения в период спада или, наоборот, увеличить располагаемый доход в период бума. Изменение налоговой ставки может быть использовано также в целях воздействия на инфляцию;- осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение безработных работой;- реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.п. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы и обостряется нужда. В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может быть или стимулирующей (экспансионистской) или сдерживающей (рестриктивной).

Ограниченность фискальной политики. Оценивая действенность, эффективность фискальной политики, надо отметить ограниченность ее возможностей, обусловленную следующими обстоятельствами. Направление изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимых для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, может приходить в противоречие с другими целями расходования государственных средств, например такими, как укрепление обороноспособности страны, охрана окружающей среды, финансирование научных исследований и т.п. Требование поддерживать твердый обменный курс и долгосрочный внешнеторговый баланс также не позволяет проводить в полной мере такую фискальную политику, которая необходима, исходя из существующих объемов производства уровня занятости и цен. Снижение налогов как стимул для роста объема производства, доходов и снижения безработицы также эффективно только в краткосрочном периоде (когда цены постоянны). Со временем, когда безработица достигает своего естественного уровня, рост совокупного спроса в результате снижения налогов приводит к повышению цен. Наконец, еще один отрицательный момент связанный с проведением фискальной политики – это так называемый « эффект запаздывания ». Требуется определенное время прежде чем фискальная политика окажет ожидаемое воздействие на экономику.

27. Денежно-кредитная политика. Происхождение,сущность и ф-ции денег. Понятие и типы денежных систем. Денежные агрегаты. Банковская система и её уровни. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки и их операции. Предложение денег банковской системой. Банковский и денежный мультипликатор. Кейсианская теория спроса на деньги. Равновесие на денежном рынке. Монетарная политика гос-ва.

Монета - слиток металла определенной формы, вес и проба которого официально подтверждены поставленным на нем штемпелем государства.. Продавец придает значение не тому, имеют ли деньги собственную стоимость, а тому, в какой степени они пользуются общественным признанием. Поэтому со временем возникла возможность замены денег из благородных металлов условными знаками – бумажными деньгами. Бумажные продуктов для обмена и служащий всеобщим эквивалентом. Функции денег. Единодушно деньги – это денежные знаки, выпускаемые государством и наделенные принудительным номиналом. Деньги – это особый товар, выделившийся из остального мира в результате исторического процесса развития производства экономистами принимаются три функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство накопления. Помимо этого называют также такие функции денег, как средство платежа и мировые деньги.

Денежная система — это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Ввыделяют два типа денежных систем: 1) системы обращения металлических денег, (обра­щении находятся полноценные золотые и (или) сереб­ряные монеты) 2) системы обращения кредитных и бумажных денег, не могут быть обменены на золото(вытеснено)

Центральный банк и его функции Центральный банк выполняет четыре основные функции:

- монопольно осуществляет эмиссию банкнот (наличных де­нег); - является банком банков.;- выступает в качестве банкира правительства.;- регулирует безналичную эмиссию, осуществляемую коммерче­скими банками. Воздействуя на масштабы и характер операций ком­мерческих банков, осуществляя надзор за их деятельностью

Коммерческие банки и их операции выполняют следующие основные функции:

- мобилизация временно свободных денежных средств и сбережений и превращение их в капитал. Аккумулируя денежные средства и сбережения в виде вкладов (депозитов), банки превращают их в ссудный капитал и используют для предоставления кредита. Таким образом, с помощью банков сбережения превращаются в капитал (приносят доход);

- предоставление ссуд физическим и юридическим лицам. Непосредственное предоставление в ссуду временно свободных денежных средств их собственником заемщику в практической хозяйственной жизни затруднено. Банки, получая денежные средства у конечных кредиторов и давая их в долг конечным заемщикам, выполняют функцию посредника;- создание кредитных денег - выдавая ссуду, банки осуществляют безналичную депозитно-кредитную эмиссию.

Денежный мультипликатор - это коэффициент, характеризующий степень возрастания денежной массы в результате прироста избыточных резервов. Денежный мультипликатор (т) равен единице, деленной на норматив резервных требований (r):

т = — * 100%.

R

Денежный мультипликатор - числовой коэффициент, показывающий во сколько раз возрастет либо сократится денежное предложение в результате увеличения либо сокращения вкладов в кредитно-денежную систему на одну денежную единицу.

Кейнсианская экономическая теория - совокупность макроэкономических концепций, в соответствии с которыми современная рыночная экономика сама по себе не обеспечивает полное использование своих ресурсов, и для достижения их полной занятости следует применять фискальную и кредитно-денежную политику.

Монетарная политика - инструмент, при помощи которого правительства стараются воздействовать на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежную массу.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.