Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, функции и структура рынка




Стоимость товаров и услуг.

Сто́имость — основа количественных соотношений при эквивалентном обмене. Разные экономические школы природу стоимости объясняют по-разному: затратами рабочего времени, балансом спроса и предложения, издержками производства, предельной полезностью и др.

Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом). Товар должен иметь не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, когда он призван удовлетворять потребности не самого производителя, а других членов общества, к которым поступает в процессе обмена. Значение потребительной стоимости заключается в том, что она составляет вещественное содержание богатства любого общества. С потребительной стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение которых возрастает в современных условиях.

Не всякая общественная потребительная стоимость является товаром, поскольку товар должен обладать еще одним свойством – свойством обмениваться на другой товар. Это свойство товаров называется меновой стоимостью. Меновая стоимость – это свойство товара обмениваться в определенных пропорциях на другие товары. То, что товары обмениваются в определенной пропорции, означает, что в них, независимо от их конкретной формы, имеется нечто общее. Общим объективным свойством товаров является то, что на их производство затрачен общественный труд: как потребительные стоимости товары различны, но как воплощение общественного труда они однородны. Общественный труд, воплощенный в товаре, составляет стоимость товара. Таким образом, меновая стоимость является внешним проявлением стоимости и лежит в основе обмена товаров.

Стоимостью может обладать только вещь, представляющая собой потребительную стоимость, однако не всякая полезная вещь, не каждая потребительная стоимость обладает стоимостью (предметы, к которым не был приложен труд человека, стоимости не имеют). С другой стороны, сами по себе затраты труда еще не делают продукт стоимостью (продукты труда, произведенные для собственного потребления, свойство стоимости не приобретают).

Первоначально рынок рассматривался как базар – место рыночной торговли. По мере углубления общ. разделения труда и развития торгового производства понятие рынка приобретает другое толкование. Под рынком подр. площадь, определенный район, где отношения м/у покупателями и продавцами свободны, и цены быстро уравниваются. С появлением денег возникает новое понимание рынка как формы товарно-денежного обмена, совокупность покупателей и продавцов. Рынок сегодня рассматривается как тип хоз. связей м/у субъектами хозяйства. Сущ-ет 2 типа хоз-ых связей: натуральный – безвозмездные в соответствие с объемом и структурой потребности. товарные – осуществление посредством рынка. Его хар. чертами являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Т.о. рынок – сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хоз. связей включая контакты с участником посредника. К важнейшим функциям рынка относится: Функция саморегулирования производства предполагается согласование производства и потребления, а также поддержание сбалансированности спроса и предложения. Стимулирующая функция состоящая в побуждении производителя к созданию новой продукции с наименьшими издержками и максимальной прибылью. Регулирующая ф-я предполагающая обеспечение определенной пропорции при производстве и обмене м/у регионами и сферами национального хоз-ва. Ф-я экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления в соразмерности спроса с величиной затрат. Эквивалентная ф-я рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда отдельного производителя с общ. эталоном соизмеримы затраты и результаты, а также выявляя ценность товара. Ф-я демократизации хоз. деятельности, состоящая в освобождении общ. производства от нежизнеспособных его элементов, что в последствии ведет к дифференциации товаропроизводителей. Основные типы рынка и их основные признаки. Неразвитый рынок характеризует тем, что рыночные отношения носят случайный характер. Свободный рынок характер-ся: а) неограниченным числом участников рыночных отношений и свободная конкуренция м/у ними; б) абсолютно свободный доступ любой хоз. деятельности; в) абсолютная мобильность факторов производства; г) абсолютная информированность о рынке; д) абсолютная однородность одноименных товаров; е) ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать непоср. влияние на решение другого не-эк. методами; ж) цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции; з) отсутствует монополизм и гос. регулирование. Недостатки этого типа: Рынок приводит к дифференциации уровня жизни; Механизм своб. конкуренции не обесп. экономику нужным кол-вом денежной массы для развития производства; Рынок не в состоянии обесп. общество услугами в которых нуждается любой человек и от кот. никто не получает прибыль; Рынок не реализует научно-технические достижения для фундам-ых исследований НиТ, кот..необх. для развития общ.. Регулируемый рынок подчиненный особому порядку, когда гос-во стремится смягчить удары рынка по интер. отд. членов общ., но не на столько чтобы свести на нет мотивацию к творческому неинициативному труду и риску хоз. деят.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.