Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и инструменты государственного регулирования рынка




Государственное регулирование осуществляется через:

1. правовые регуляторы;

2. административные:

3. экономические.

Правовое регулирование устанавливает правила функционирования рынка, экономических отношений, обеспечивает защиту деятельности субъектов общества в целом и отдельных его членов. Оно охватывает все сферы рыночного пространства (товарную, финансовую, рабочей силы), а также те отношения, которые складываются в этом пространстве.

Основной причиной осуществления правового регулирования экономики в новых условиях является такой недостаток рыночной системы, как стремление получить прибыль без учета возможных негативных последствий. Целью правового регулирования является обеспечение цивилизованных рыночных отношений, соблюдение интересов их участников.

Правовое регулирование осуществляется путем разработки и введения в действие законодательных и нормативных актов. Первичные правовые основы для всей экономической системы закреплены в Конституции РФ.
Административное регулирование (управление). Оно базируется непосредственно на силе государственной власти и включает меры запрета, разрешения, принуждения. В отличие от экономических методов, административные существенно ограничивают свободу выбора в принятии решения для субъектов рыночных отношений. В то же время административные регуляторы носят экономический характер, т.к. их применение сказывается на поведении хозяйствующих субъектов и в конечном счете на состоянии экономической системы.
Административное регулирование в мировой практике в условиях рыночной экономики признается необходимым в тех областях, где полная экономическая свобода одних субъектов рыночных отношений оборачивается тяжелыми последствиями для других или общества в целом.
К административным методам относятся: контроль за соблюдением стандартов на производимую продукцию; установление квот, таможенных пошлин на импорт или экспорт продукции в целях защиты отечественных товаропроизводителей; определение приоритетных направлений дотаций и инвестиций; развитие функций местного самоуправления др.

Мировая и отечественная практика свидетельствует об опасности жесткого администрирования, которое ведет к деформациям социально-экономической системы. Однако ограниченное, экономически и социально оправданное применение административных мер признается эффективным в сфере развития рынка и в процессе его формирования.

Экономическое регулирование основывается на воздействии на экономические интересы отечественных товаропроизводителей и материальном стимулировании развития определенных видов деятельности согласно потребностям общества. Экономическое государственное регулирование представляет собой сложное сочетание многочисленных элементов. Оно включает в себя:

1. меры прямого воздействия на экономику, куда относятся целевое финансирование, в т.ч. региональные и целевые программы; а также система государственных закупок;

2. косвенные регуляторы, к которым можно отнести бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, амортизационную, валютную, таможенную политики.

Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения путем сглаживания колебаний экономики.

Основными целями стабилизационной политики являются:

1. достижение необходимого уровня занятости;

2. стабильность экономического роста;

3. сдерживание инфляции и др.

Правительство должно стимулировать экономику в период спада и сдерживать в периоды подъема.
Стабилизационная политика осуществляется через фискальную (налогово-бюджетную) и кредитно-денежную политику при условии согласованности их действия.

Стабилизационная политика влияет на ожидания хозяйственных субъектов, поэтому она должна носить предсказуемый характер. Хозяйствующие субъекты в свою очередь тоже влияют на проводимую стабилизационную политику.

43. Инфляция. Её формы и измерение.

Инфляция - означает обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности. Кейнсианцы под инфляцией понимают избыточный спрос причины, которого лежат как на стороне предложения, так и на стороне спроса.

Монетаристы под инфляцией понимали устойчивый и непрерывный рост цен, вызванный избытком денег в обращении по отношению к выпуску продукции. Инфляция денежной массы может быть раскрыта с помощью ур-ия Фишера МV=PQ М-количество денег в обращении;V-скорость в обращении денег; P-абсолютный уровень цен; Q-реальный объем производства.

Причины инфляции: - денежная эмиссия, не покрытая товарной массой и высокая скорость обращения денег; - бумажно-денежные знаки, не обеспечены с золотом; - милитаризация отвлекает из сферы производства потребительских благ значительную часть материальных трудовых и финансовых ресурсов; - нарушения равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Инфляция, порожденная избытком совокупного спроса, называется инфляцией спроса, за которым не успевает производство. Инфляция издержек вызвана ростом издержек производства. Рост издержек => сокращение предложения товара => рост цен. Др. причины: монополизм, государственное ценообразование, дефицит гос. бюджета, инфляционные ожидания.

Для измерения инфляции используют индекс Пааше

t+1-индекс цен в году ­t+1

pit+1, pit- цены на товары i в годах t, t+1

qit+1, qit- объем продаж в годах t, t+1

Индекс Пааше, 1) включает абсолютно все проданные и купленные товары в течение года; 2) этот индекс улавливает любое повышение цен и совсем не реагирует на скрытое повышение цен, вызванное структурными изменениями в ассортименте товаров. 3) индекс не в состоянии разграничить действие различных эффектов.

Различают открытую и подавленную инфляцию. Открытая инфляция присуща странам с рыночной экономикой. Подавленная инфляция присуща экономике, в которой имеет место жесткий контроль над ценами и доходами, что мешает проявится инфляции открыто в росте цен. Внешне цены не меняются, но количество денег в обращении увеличилось. Подавленная инфляция характеризуется установлением жесткого контроля над ценами и доходами, => товарный дефицит. Подавленная инфляция может быть приостановлена только при максимально допустимой свободе цен. В зависимости от среднегодовых темпов роста цен различают инфляции: умеренная (<10%), галопирующая (до 100%), гиперинфляция (100-2000%).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.