КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Издержки производства в краткосрочном периоде
Величина издержек производства зависит от величины затрат на экономические ресурсы. Несколько условно все ресурсы, используемые в производстве, можно разделить на две большие группы: ресурсы, величину которых можно изменить очень быстро (например, затраты на сырье, материалы, энергию, найм рабочей силы и т. п.) и ресурсы, изменить объемы использования которых возможно только за достаточно длительный промежуток времени (строительство нового производственного объекта). Исходя из этих обстоятельств, анализ издержек обычно осуществляют в двух временных промежутках: в краткосрочном периоде (когда количество некоторого ресурса остается постоянным, но объемы производства можно изменить за счет применения большего или меньшего количества таких ресурсов, как труд, сырье, материалы и т. п.) и в долгосрочном периоде (когда можно изменить количество любого ресурса, используемого в производстве). Различию между краткосрочным и долгосрочным периодами точно соответствует различие между постоянными и переменными факторами производства. Переменные факторы производства — факторы производства, количество которых может быть изменено в рамках краткосрочного периода (например, количество наемных работников). Постоянные факторы производства — факторы, затраты на которые заданы и не могут быть изменены в рамках краткосрочного периода (например, производственные мощности). Таким образом, в краткосрочном периоде предприниматель использует как постоянные, так и переменные факторы производства. В долгосрочном же периоде все факторы производства носят переменный характер. Анализ издержек производства в краткосрочном периоде предполагает, что количество некоторого ресурса (например, производственных мощностей) изменяться не может, а изменяется только количество некоторого другого отдельного ресурса. Вследствие этого возникает вопрос: как будет меняться количество производимой продукции при неизменности одного ресурса (мощностей) и изменяемости другого (затрат труда), т. е. какова будет динамика объема производства при сочетании постоянного и переменного факторов производства? Ответ на этот вопрос дает закон убывающей предельной отдачи (производительности): начиная с определенного момента времени, последовательные добавления одинаковых единиц переменного ресурса (например, труда) к постоянному (например, производственным мощностям) дает уменьшающуюся отдачу в виде снижения дополнительного или предельного продукта в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.
24. Производство и издержки в долгосрочном периоде. Эффект масштаба.Главной особенностью издержек в долгосрочном периоде является тот факт, что все они носят переменный характер — фирма может увеличить или сократить мощности, а также у нее достаточно времени, чтобы принять решение покинуть данный рынок или вступить на него, прейдя из другой отрасли. Поэтому в долгосрочном периоде не выделяют средних постоянных и средних переменных издержек, а анализируют средние издержки на единицу продукции (LATC), которые по сути своей являются одновременно и средними переменными издержками.Для иллюстрации ситуации с издержками в долгосрочном периоде рассмотрим условный пример. Некоторое предприятие на протяжении достаточно длительного периода времени расширялось, увеличивая объемы своего производства. Процесс расширения масштабов деятельности условно разделим на этапы в рамках анализируемого долгосрочного периода три краткосрочных, каждому из которых соответствуют различные размеры предприятия и объемы выпускаемой продукции. Для каждого из трех краткосрочных периодов можно построить кривые краткосрочных средних издержек применительно к различным размерам предприятия — ATC1, АТС2 и АТС3. Общая же кривая средних издержек дли любого объема производства будет представлять собой линию, состоящую из внешних частей всех трех парабол — графиков краткосрочных средних издержек.
Положительный эффект масштаба производства (эффект массового производства, экономия, обусловленная ростом масштаба производства, возрастающая отдача от масштаба производства) связан со снижением издержек на единицу продукции по мере наращивания объемов выпускаемой продукции. Возрастающая отдача от масштаба производства (положительный эффект масштаба производства) имеет место в ситуации, когда объем производства (Qx) растет быстрее, чем растут издержки, и, следовательно, LATC предприятия падают. Существование положительного эффекта масштаба производства и объясняет нисходящий характер графика LAТС на первом отрезке. Объясняется это расширением масштабов деятельности, которое влечет за собой: 1. Рост специализации труда. Специализация 2. 2. Рост специализации управленческого труда. 3. 3. Эффективное использование капитала (средств производства). 4. 4. Экономию от использования вторичных ресурсов. Положительный эффект масштаба производства в долгосрочном периоде не является беспредельным. Со временем расширение предприятия может привести к отрицательным экономическим последствиям, вызвать отрицательный эффект масштаба производства, когда расширение объемов деятельности фирмы сопряжено с ростом издержек производства на единицу продукции. Отрицательный эффект масштаба имеет место, когда издержки производства растут быстрее его объема и, следовательно, LATC растут по мере увеличения выпуска. Со временем расширяющаяся фирма может столкнуться с негативными экономическими фактами, обусловленными усложнением структуры управления предприятием, — этажи управления, разделяющие административный аппарат и собственно процесс производства, множатся, высшее руководство оказывается существенно отдаленным от производственного процесса на предприятии
25. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде.В краткосрочном периоде фирма обладает определённой производственной мощностью, а все ресурсы могут быть применяемыми и не изменяемыми. Задача фирмы – найти такой объём производства, при котором разница между валовым доходом и совокупными издержками (прибылью) будет максимальной. Краткосрочный период - период, в течении которого фирма не может изменит хотя бы один фактор производства. Для этого пользуются двумя принципами: Первый принцип: сопоставления общего дохода и общих издержек.
Таким образом фирме стоит продолжать производство даже если есть убыток, но этот убыток меньше чем постоянные издержки. Второй принцип: сопоставление предельного дохода и предельных издержек.
26. Классификация фирм в условиях краткосрочного равновесия.В условиях краткосрочного равновесия можно выделить четыре типа фирм (см. рис. 6—17). Та фирма, которой удается покрывать лишь средние переменные издержки (AVC = Р), называется предельной фирмой. Такой фирме удается быть "на плаву" лишь недолгое время (краткосрочный период). В случае повышения цен она сможет покрыть не только текущие (средние переменные издержки), но и все издержки (средние общие издержки), т. е. получать нормальную прибыль (как обычная допредельная фирма, где АТС = Р).
В случае снижения цен она перестает быть конкурентоспособной, так как не может покрывать даже текущие издержки и вынуждена будет покинуть отрасль, оказавшись за ее пределами (запредельная фирма, где AVC > Р). Если цена больше средних общих издержек (АТС < Р), то фирма наряду с нормальной прибылью получает сверхприбыль. 27. Краткосрочная кривая предложения конкурентной фирмы.Кривая предложения фирмы показывает, какой объем продукции будет производить фирма при каждой возможной цене. Как мы видели, фирмы будут наращивать выпуск продукции до точки, при которой цена равна предельным издержкам, но свернут производство, если цена будет ниже средних переменных издержек. Следовательно, для ненулевого объема производства кривая предложения фирмы совпадает с той частью кривой предельных издержек, которая лежит выше кривой средних переменных издержек. Так как кривая предельных издержек пересекает кривую средних переменных издержек в точке минимума последней (вспомним рассуждения в гл. 7 о предельных и средних издержках), кривая предложения фирмы совпадает с кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимальных средних переменных издержек. При любом P, большем, чем минимум AVC, максимизирующий прибыль объем производства может быть рассчитан по графику. Например, на рис. 8.6 при цене Pi предложение составит qi, а при цене P 2 — Я2- Если цена P меньше (или равна) минимальных затрат AVC, максимизирующий прибыль объем производства равен нулю. На рис. 8.6 вся кривая предложения представляет собой поперечно заштрихованные участки вертикальной оси и кривой предельных издержек. Краткосрочные кривые предложения для конкурентных фирм возрастают по той же самой причине, что и предельные издержки, — из-за сокращающейся отдачи одного или нескольких факторов производства. В результате увеличение рыночной цены побуждает фирмы, уже находящиеся на рынке, увеличить объем производства. Более высокая цена делает дополнительное производство прибыльным, а также увеличивает валовую прибыль фирмы, так как она распространяется на всю произведенную фирмой продукцию.
РЕАКЦИЯ ФИРМЫ НА ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА Когда меняется цена продукции, фирма выбирает объем производства таким образом, чтобы предельные издержки производства оставались равными цене. Нередко, однако, цена выпускаемой продукции изменяется одновременно с изменениями цен производственных факторов. В данном разделе мы покажем, как изменяется решение фирмы об объеме производства в результате изменения цены одного из производственных факторов Фирмы. 28. Классификация рыночных структур Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма, границы фирмы и отрасли совпадают. Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией. Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией. Фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующей ценовую дискриминацию. Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли функционируют лишь 2 фирмы, то этот частный случай олигополии называется дуополией.
29. Функции рынка. Преимущества и недостатки рынка 30. Чистая монополия: Характерные черты Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия — рынок, на котором действует только одна фирма, в силу этого обстоятельства способная оказывать влияние на рыночное равновесие и рыночную цену. Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Монополия — рыночная структура, отвечающая следующим условиям: 1. Выпуск товара всей отраслью контролируется одним продавцом этого товара, т. е. фирма-монополист является единственным производителем данного блага и олицетворяет собой всю отрасль. 2. Производимый монополистом товар является особым в своем роде (уникальным) и не имеет близких заменителей, в этой связи спрос на продукт монополиста отличается низкой степенью ценовой эластичности, а график спроса на него имеет резко «падающий» характер, 3. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм, поэтому в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба. Среди естественных барьеров можно выделить: 1. Экономические — отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значительного объема продукции (положительный эффект масштаба производства). Это приводит к тому, что только одна или несколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производства в расчете на единицу продукции. Остальные фирмы вытесняются из отрасли, и возникает естественная монополия. Естественные барьеры возникают также тогда, когда внутренний рынок какой-либо страны относительно невелик, а экономически в данной отрасли эффективны только крупные предприятия, поэтому одна фирма охватывает практически всю отрасль. 2. Технологические — связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень техники и технологии делает здесь конкуренцию очень затруднительной или просто невозможной. Например, нет смысла для осуществления конкуренции проводить к каждому дому несколько водопроводов. 3. Финансовые — монополизированные отрасли имеют обычно значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для входа в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подготовить квалифицированные кадры и т. д., что сопряжено со значительными затратами и блокирует вход в отрасль. 4. Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, необходимое в производстве данного материального блага, может препятствовать возникновению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на котором сама обычно выступает как монополист. К искусственно создаваемым барьерам можно отнести: 1. Юридические — гарантирование патентных прав на изобретения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности некоторых отдельных разработок со стороны правительства могут привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной массы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары. 2. Методы недобросовестной конкуренции — такая организация конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: распространение ложных сведений о конкуренте; использование системы демпинговых цен, когда с целью разорить конкурента или вытеснить его с рынка на непродолжительное время устанавливается цена ниже величины средних издержек; криминальные и прочие методы. К сведению. Иногда источником монопольной власти может стать коллективное поведение потребителей, которые проявляют устойчивую лояльность к данной торговой марке, предпочитают продукцию именно этой фирмы, что, в конечном счете, может породить рыночную власть данного производителя. Перечисленные выше барьеры, блокирующие вход на монополизированный рынок, определяются факторами, обеспечивающими рыночную масть того единственного производителя, который действует в данной отрасли. Множественность этих факторов порождает существование нескольких типов монополий: • закрытая монополия. Рыночная власть и монопольное положение на рынке обусловлено юридическими барьерами, исключающими конкуренцию в отрасли. Поскольку возникновение закрытой монополии связано с деятельностью государственных институтов, деятельность таких фирм предполагает пристальное внимание со стороны государства и наличие ряда ограничений относительно уровня цены и получаемых сверхприбылей; • открытая монополия. В случае открытой монополии рыночная власть фирмы-монополиста является результатом новаторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, обеспечивающая ярко выраженное конкурентное преимущество, позволяющее вытеснить конкурентов с рынка, и т. п.). Связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть Скопированы или превзойдены, что объясняет кратковременность существования единоличной рыночной власти фирм — открытых монополий; • естественная монополия. О ней уже говорилось. Рыночная власть таких фирм обусловлена достижением наименьших издержек на единицу выпускаемой продукции при удовлетворении всего отраслевого (рыночного) спроса на нее; • монопсония — особый тип рыночной структуры, когда рыночная власть концентрируется в руках не продавца, а покупателя; • двусторонняя монополия возникает в том случае, если монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя. 31. Экономическая и административная монополия Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать натри основных: естественная, административная и экономическая. Административная монополия возникает вследствие действийгосударственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельнымфирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности.С другой стороны, это организационные структуры для государственныхпредприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам,министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятияодной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект имежду ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союзапринадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там былаименно административная монополия, прежде всего монополия всесильныхминистерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополиягосударства на организацию и управление экономикой, которая основывалась нагосподствующей государственной собственности на средства производства. Экономическая монополия является наиболее распространенной. Еепоявление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основезакономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях,которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут двапути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянномувеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (болеебыстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть надобровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем илииным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов,когда начинает доминировать на рынке. продукта.32. Ценообразование в условиях монополии Введение 33. Ценовая дискриминация: условия, виды. Ценовой дискриминацией называется установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей. Важно подчеркнуть, что различия в ценах не отражают различия в издержках, связанных с оказанием покупателю транспортных или других услуг. Поэтому не всегда различие в ценах можно считать ценовой дискриминацией, а единая цена свидетельствует о ее отсутствии. Так, например, не является ценовой дискриминацией поставка одного и того же товара по разным ценам в разные регионы, в различные периоды времени (сезонность), разного качества и т.д. С другой стороны, поставка для всех разноудаленных покупателей одного и того же товара по единой цене может рассматриваться как ценовая дискриминация.
Как показывает практика, наиболее благоприятные условия для осуществления ценовой дискриминации имеются на рынке услуг или на рынке материальных товаров, при условии, что разные рынки отделены друг от друга большими расстояниями или высокими тарифными барьерами. Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная ценовая дискриминация) имеет место, когда каждая единица товара продается фирмой по цене спроса, т.е. по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель. Иногда такую политику называют ценовой дискриминацией по доходам покупателя. Рассмотрим, как она влияет на прибыли фирмы. Виды ценовой дискриминации. Обычно рассматривают следующие три вида ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация первой степени означает, что монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам, эти цены могут быть различными для разных индивидов. В данном случае цена на товар устанавливается в точном соответствии с резервной ценой каждого покупателя. Этот случай иногда также именуют случаем совершенной ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация второй степени означает, что монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам в зависимости от условий продажи, но при этом каждый индивид, покупающий одинаковое количество единиц товара, платит одну и ту же цену. Этот случай используется в тех случаях, когда сегменты рынка с различной эластичностью спроса не изолированы друг от друга, т.е. не существует объективных барьеров, препятствующих переходу потребителей с одного сегмента рынка на другой. Ценовая дискриминация третьей степени имеет место тогда, когда для разных групп покупателей (сегментов рынка) устанавливаются различные цены. При этом отдельные сегменты рынка изолированы друг от друга. Это наиболее распространенная форма ценовой дискриминации; ее примеры включают скидки пожилым гражданам, студентам и т.д. 34. 1. Монополия: доводы «за» и «против»
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |