Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели воспитания в современном мире




Критерии уровня воспитанности личности.

Под воспитанностью понимается комплексное свойство личности, определяющее сформированность ее качеств.

Диагностика воспитанности – это процесс выявления уровня воспитанности личности, особенностей проявления ее качеств.

Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований.

Критерии воспитанности условно можно подразделить:

на «жесткие» – важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи;

«мягкие» – для характеристики школьного воспитания, помогают получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь.

Можно выделить две группы критериев воспитанности:

содержательные – связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей;

оценочные – с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.

Можно выделить:

общие критерии для диагностики конечных результатов достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива;

частные критерии – для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой

 

Среди множества подходов к определению воспитанности можно выделить следующие:

1) показателем воспитанности является направленность (первый подход – это направленность «на объект», «на других людей», «на себя»; второй – выделение положительной - на добро, созидание - и отрицательной - на зло, разрушение - направленности);

2) показателем воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.

3) показателями, определяемые на основе структуры личности: мотивы поведения воспитанника; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения; сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника; в целом, поведение воспитанников.

 

Традиционная модель - предпринимает передачу молодому поколению культуры прошлого в виде знаний, изменений навыков.

Модель развивающего образования - где цель не педагогика культуры, а развитие личности. Развитие - качество и количество изменений. ЗАР - Зона Актуального Развития. ЗБР - Зона Ближайшего Развития. Развивает только ЗБР.

Рационалистическая модель образования - тип американской школы - направление на передачу только тех культурных ценностей, которые помогают безболезненно существовать в обществе

Модели воспитания - стабильные отношения между старшими и младшими, где активная воспитывающая роль принадлежит старшим. Наиболее распространенные модели воспитания детей - "Педагогическая шизофрения", "Железные рукавицы", "Поле свободы" и "Просторный дом".

Модель «Железные рукавицы». Большое количество запретов, все нельзя - и за нарушения сразу наказания.

Из сильного ребенка в такой модели воспитывают воинов - строгих к себе и дисциплинированных. Чаще воспитывается страх и бездеятельность. Нужно учесть, что запреты может быть не явными, а скрытыми, а наказание через формирование чувства вины. Смотри модель «Пожалуйста, не серди маму»

 

Модель «Педагогическая шизофрения» - это большое количество как будто строгих запретов, но запретов таких, которые на самом деле можно нарушать. Когда за это будешь наказан - неизвестно.

Мама кричит: "Здесь нельзя бегать, не бегай!", но ребенок после этого продолжает бегать, а мама только вздыхает.

Образно - ребенок в тумане, где его со всех сторон окружают стесняющие веши и стены, но через которые можно прорываться. Они кажутся, что есть, они пугают - но если протянуть руку или пройти сквозь них - их нет.

Активные и сообразительные дети используют это как поле для маневров и учатся активно хитрить. У менее сообразительных детей - полная дезориентация, что можно и что нельзя, формируется низкая самооценка и воспитывается неуважение к запретам.

В модели воспитания «Просторный дом» запретов мало, но они четко обозначается и соблюдаются жестко. Нельзя - значит нельзя всегда. При этом не обязательно сразу идет жесткое наказание за нарушение - могут быть и предупреждения, и разъяснения, и добрые разговоры. Что-то может быть и прощено, но направление воспитательной политики определенно: то, что нельзя, то нельзя действительно. Как стены в доме. Стена не пускает не потому что она злая, а просто потому что она тут стоит. Такой порядок. При этом пространство свободы - большое, стены запретов не душат, есть возможности играть, пробовать, баловаться.

Одна из самых удачных воспитательных моделей. Плюсы: хорошая возможность для самореализации позитивного потенциала ребенка. При этом есть минусы - в игре, все все весело и свободно, воспитывается отношение, на равных, а там, где старшие проявляют свою власть - власть проявляется негативно. В результате формируется установка: «Всякое принуждение - зло». «Воспитание - всегда нечто противное». У детей с негативизмом часто возникает видение «Жизнь прекрасна, но родители мешают» и негативизм к родителям.

«Поле свободы». Чем меньше запретов, тем лучше

Свободное воспитание живет следующими идеями:

· Дети рождаются свободными существами, и главная задача взрослых - воспитывая ребенка без принуждения, помочь ему сохранить его свободу.

· Дети сами тянутся к лучшему, если им создать благоприятные условия.

· Ребенок не должен чувствовать унижения, заставления и принуждения.

· Освободите ребенка от того, что ему не нужно.

· Выбор своего жизненного пути - естественное право самого воспитанника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.