Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет №7. Дидактика (Д)(др.-греч.— поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения




    1. Понятийная система, закономерности и принципы дидактики высшей школы.

Дидактика (Д)(др.-греч.— поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содерж. образования. Ввел нем педагог Ратке, 17 в. Я. А. Коменский в «Великая дидактика». Д. идеи Коменского получили дальнейшее развитие в трудах прогрессивных педагогов 18 и 19 вв. Песталоцци, Дистервега и др., строивших свою теорию обучения на основе принципа природосообразности, учёта психологического развития учащихся. В 19 в. в России цельную дидактическую систему создал Ушинский -показал вред односторонности формального (направленного лишь на развитие способностей, мышления, воображения, памяти учащихся) и материал образования.

В совр. Понимании Д - важнейшая отрасль науч знания, кот изучает проблемы образования. Объект Д. -реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях м/у его сторонами, раскрывают сущностные хар-ки структурных и содержательных элементов процесса обучения. Предмет Д. – двухсторон. процесс взаимодействия м/у преподаванием и обучением

базовые понятия Д.:

Обучение - целенаправленное, заранее запроектирован общение, в ходе кот осущ образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества.

Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, для формир у них ЗУНКОВ

Знания –отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.

Умение –готовность сознательно и самостоят выполнять практич и теоретич действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки –компоненты практич деят-ти, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Образование — процесс и результат усвоения знаний и развития ум­ственных способностей. Образование обращено к интеллекту и дает чело­веку возможность сформировать систему знаний о мире.

Д. высшей школы - наука о ВО и обучении в ВШк

Педагогич процесс —способ организации вос­питательных отношений, заключающийся в целенаправлен­ном отборе и использовании внешних факторов развития участников.

Д. ВО призвана решить проблемы:

1. Обоснование специфич целей ВО. 2. Обоснование соц. функций ВО.и содержания образования.

4. Научное обоснование способов конструирования пед процесса в высшей школе и осущ-я учеб. Деят-ти.

5. Опр-е оптимальных путей, выбор содержания, методов, форм, технологий обучения и др.

Одна из задач Д.- установление закономерностей обучения =› процесс обучения более осознанный, управляемы, эффективный. Д. закономерности обучения - объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи м/у составными частями, компонентами процесса обучения.

Внеш закономерности процесса обучения характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: соц-эк, полит ситуации, уровня культуры, потребностей общества в опр типе личности и уровне образования.

Внутренние закономерности ВО- связи м/у его компонентами: целями, содержанием, методами, средствами, формами, т.е. это зависимость между преподаванием, учением, и изучаемым материалом. Например: Обучающая деятельность преподавателя носит воспитывающий характер. Зависимость между взаимодействием преподавателя и студента и результатами обучения. Прочность усвоения учебного материала зависит от систематич. повторения изученного. Развитие умственных умений и навыков студентов зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств.

Концепция построения ВО на Д. уровне:

- Содержание программ. материала должно отражать науч истину, совр состояние науки, связи с жизнью,

- Систематически создавать проблем. ситуации, соблюдать логику познават процесса.

сочетание слова и наглядности, использование совр. технич. средств обучения, развитие воображения, технич мышления как основы творч деят.

- сочетание обучения с воспитанием,

- формир познавательных потребностей и творч активности.

- учитывать индивид. и возрастные особенности студентов при проектировании каждого занятия.

- Последовательность в обучении,

- Систематич учет и контроль знаний, их качества и применения на практике.

- Перегрузки студентов учебными занятиями недопустимы

В совр. Д. принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие пед. деят. и учеб. процесс, как способы достижения пед. целей

общедидактические принципы обучения ВШк:

- Сознательность и творческая активность студентов при руководящей роли преподавателя.

- ориентированность высшего образования на развитие лич­ности будущего специалиста;

- соответствие содержания вузовского образования совре­менным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);

- оптимал сочетание общих, групповых и индивиду­альных форм организации учебного процесса в вузе;

- рациональное применение совр методов и средств обуч на различ этапах подготовки специалистов;

- соответствие результатов подготовки специалистов требо­ваниям, которые предъявляются конкретной сферой их проф деятельности; обеспечение их конку­рентоспособности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.