Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание и самосознание личности и ее жизнедеятельность




Билет №13

Сознание - это единство всех психических действий, состояний и параметров человека как личности; оно представляет собой очень сложный процесс отражения объективной реальности. Другими словами, давая определение сознанию, мы можем выделить, что это высший уровень психического отражения человеком реальности, её представление в виде обобщенных образов и понятий.

Один из основополагающих принципов отечественной психологии, принцип единства сознания и деятельности, заключается в утверждении их взаимосвязи и взаимообусловленности: деятельность человека описывает формирование его сознания, а последнее, осуществляя регуляцию деятельности человека, улучшает его приспособленность к внешнему миру. Сознание сформировывает внутренний план деятельности, её программу. Конкретно в сознании синтезируются динамические модели реальности, при помощи которых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде.

В настоящее время выделяют в качестве главных следующие характеристики сознания: построение отношений, познание и переживание.

Венцом развития высших психических функций является формирование самосознания, которое дозволяет человеку не лишь отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Самосознание - самый высокоорганизованный психический процесс. Оно формируется при содействии с другими людьми, основным образом с теми, с кем появляются особо важные контакты. Но самосознание связано не лишь с действием этих контактов, но и с самооценками, которые зависят от соотношения фурроров и притязаний, то есть от удачливости деятельности человека.

Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе.

Основная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может, или заняться самоусовершенствованием, или, включив защитные механизмы, вытеснить эти противные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта. Лишь благодаря осознанию собственной особенности, возникает особая функция самосознания, защитная, рвение защитить свою особенность от опасности её нивелирования. На данной базе и развивается ряд защитных устройств.

Деятельность - можно найти как специфичный вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия собственного существования.

В общеисторическом плане главным видом деятельности, определяющим развитие сознания человечества, является труд. Поэтому при исследовании сознания отдельной личности нужно учесть особенности её трудовой деятельности.

К главным видам деятельности человека относятся труд, учение, игра.

В процессе физического и умственного труда люди воздействуют на природу и создают все, что нужно для ублажения их материальных и духовных потребностей. В этом сущность трудовой деятельности. Поэтому труд является решающим условием формирования личности и её сознания.

2. Семинарские и практические занятия в высшей школе: виды, функции и методика проведения.

Практические занятия (ПЗ) играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. ПЗ призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

План ПЗ отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Методика ПЗ может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами достигалась общая дидактическая цель.

Доцент, профессор должен сам вести ПЗ, хотя бы в одной группе, посещать занятия ассистентов для координации теоретической и практической частей курса. Между лекцией и ПЗ планируется самостоятельная работа студентов, предполагающая изучение конспекта лекций и подготовку к практическим занятиям.

Структура ПЗ в основном одинакова:• вступление преподавателя;• ответы на вопросы студентов по неясному материалу;• практическая часть как плановая;• заключительное слово преподавателя.

Разнообразие занятий вытекает из собственно практической части. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты.

ПЗ не должно быть топтанием на месте. Если студенты поймут, что все его обучающие возможности исчерпаны, то резко упадет уровень мотивации. Следует организовывать ПЗ так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студентов.

Семинарские занятие представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А. М. Матюшкину): • развитие творческого профессионального мышления;• познавательная мотивация;• профессиональное использование знаний в учебных условиях: а) овладение языком соответствующей науки; б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями; в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.

Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как: • повторение и закрепление знаний; • контроль; • педагогическое общение.

В современной ВШ наиболее распространены семинарские занятия трех типов:

1. Просеминар. 2. Собственно семинар. 3. Спецсеминар.

Форма семинарских занятий: а) развернутая беседа по заранее известному плану; б) небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара. Эти формы нет нужды противопоставлять, они перетекают друг в друга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.