Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие политического лидерства




Психология политического лидерства. Типология политического лидерства.

Как полагали с древних времен, лидером может стать кто-то особенный, наделенный своего рода божественным даром вести за собой, руководить. С легкой руки Макса Вебера этот дар стали называть как харизмой, то есть особой способностью внушать людям веру, сродни религиозной. Если объяснить это явление обыденным языком, то речь идет о своего рода обожании, которое лидер может вызвать у толпы или массы. Приземленные политологи предпочитают говорить о доверии и симпатии со стороны электората к тому или иному политику, измеряя при этом уровень их влияния и рейтинги в массовом сознании. Но смысл все тот же: лидер — это избранник (не суть важно — избран он Богом, гражданами или унаследовал легитимность от родителей-монархов).

Комплексный подход М.Вебера. В основе кажд.типа лежит свой тип легитимации.осн.типы лидер-ва: 1.традицион.(монархи), 2.бюррократич.(президент), 3.харизматич.(вождь, вожак массы). В совр.культуре домин-т бюррократич.

Психопатологич.типология. Лассуэл. 1.агитаторы, Основная функция «агитаторов» — распространение своих взглядов и общение с гражданами. Они высоко ценят риторику, вербальные формулы, жесты и их частое, ритуализированное повторение. Такие люди живут ради того, чтобы быть замеченными, чтобы провоцировать и унижать оппонентов, а чисто администраторские функции обычно вызывают у них фрустрацию.

2.администраторы, Они стремятся к манипуляции определенной группой, демонстрируя беспристрастный и безличностный интерес к задачам организации. Им чужды абстракции, так как они не нуждались в них ранее при разрешении своих эмоциональных проблем. 3.теоретики. (экспертов и идеологов) обычно привлекают отдаленные и высоко рационализированные цели. В отличие от «агитатора», избирающего для атаки близкие цели, «теоретики» стремятся к абстракции и грандиозности. Рассмотрение различных идей часто является для «теоретиков» самоцелью, что несколько отдаляет их от ведомых. Абстракции необходимы «теоретику» для разрешения собственных эмоциональных проблем. В отличие от «администраторов», теоретики очень страдают при отсутствии аффектов, так как пережили много фрустраций в процессе своего развития. Поэтому повышенная интеллектуализация — это своеобразный ответ теоретиков на нерешенные когда-то собственные эмоциональные проблемы.

Типология политических лидеров Д. Рисмана.

Д. Рисман различал три типа обществ и, соответственно, три типа социальных характеров. По его мнению, характер определяется обществом. Трем социальным характерам соответствуют три типа политических личностей.

«Безразличный». Традиционному обществу соответствует «безразличный тип». Это человек, у которого либо нет никакого отношения к политике, либо же его низкая мобильность, отсутствие внятных ориентации или что-то еще заставляет остерегаться политики как таковой. Типичный взгляд «безразличных»: политикой должен заниматься кто-то другой. Они не стремятся к власти, не чувствуют личной ответственности за политику и редко переживают ощущение вины или фрустрации из-за политики. Эти люди сохранили особый иммунитет, своего рода девственность в политике.

«Морализатор». По Д. Рисману, его основа — «вовнутрь направленный характер». Это лидер, нарушающий общепринятые правила подавления эмоций. Его поведение характеризуется сильными аффектами и низкой компетенцией. Это либо идеалист со склонностью к самосовершенствованию, стремящийся к совершенству и людей, и институтов, или же пессимист, нацеленный не на достижение лучшего, а на предотвращение худшего. Д. Рисман различал два типа «морализаторов»: «негодующих» и «энтузиастов». В обоих случаях, политические эмоции «морализаторов» перевешивают политический ум, однако эмоции «негодующего» намного мрачнее «энтузиаста». Чрезмерный энтузиазм «морализатора» препятствует эффективной работе, а слишком сильные эмоции — правильному восприятию ситуации. Это приводит к зашоренному («тоннельному») видению мира.

«Внутренний наблюдатель» (inside-dopester, «направленный на других»). Это либо совершенно неэмоциональный, либо контролирующий свои эмоции человек, использующий политику для развлечения и выгоды. Его не интересуют определенные вопросы и конкретные цели. Он больше занят манипулированием других. Типичная для него точка зрения: «если я ничего не могу сделать для изменения политики, мне остается только понимать ее». Это реалист, который стремится быть «внутри политики», и если он не может изменить политиков, то стремится манипулировать ими. При этом он старается быть похожим на них, так как не хочет, чтобы его принимали за плохо информированного политического изгоя.

Германн. Типы лидеров: 1. «дудочник в пестром костюме» (Гитлер), 2. «торговец» (прагматизм, власть использует в утилитарных целях), 3. «марионетка» (Короля делает свита. Лидер может быть лидером, если очень четко реагирует на потреб-ти массы, все зависит от степени завис-ти), 4. «пожарник» (тот, кто в хаосе зял бы функции лидера, кто искал бы компромисс, кто все бы упорядочил; Ельцин-политик для экстремальн.сит., когда нужна решимость, целеустремлен-ть).

8. Политическое сознание: структура, основные формы.

ПС– вся сов-ть психич. отраж-я политики как ее суб-ный компонент, проявл-щий себя на разных ур-нях и в разл. сит-циях. Х-ки: многомерность, неоднородность, внутр. противоречивость. Это многоур-невое образ-е, кот. в обобщенной форме отражает ст-нь знакомства суб-та с политикой и рацион. к ней отн-ие. ПС тесно связ. с полит. сис., предст. собой ее суб-ный фундамент (чел-ую основу). Стр-ра: 1.Массовое. Отражает полит. составляющую об-ной реал-ти. Стр-ра масс. созн-я: статичные компоненты (цен-ти, общие ориентации), динамичные (масс. настроение). Масс. созн-е опр-ся 3 группами факторов: 1)соц-полит. цен-ти больших общностей, кот. лежат в основе идеологич. выбора (равенство, справед-ть, демократия, стабильность, порядок), 2)быстро меняющиеся мнения и настроения, связ. с оценками текущего полож-я правит-ва, лидеров, конкрет. полит. акций…, 3)ур-нь ожиданий людей, оценка ими своих возм-тей влиять на полит. сис. Масс. полит созн-е опр-ет тип и ур-нь полит. культуры общ-ва. Обусловливает наиб. типичный вар-т полит. повед-я и, в конеч. счете, х-р и тип полит. системы общ-ва. 2.Групповое –обобщенное созн-е более орг-ных, чем массы соц. групп (классы, страты), так и малых соц. групп (полит. бюро правлений партии). Эти сов-ть мнений и представлений, кот. опр-ют осн. сод-е, направленность и интенсивность полит. акт-ти. В стр-ре гр. полит. созн. особое знач-е имеют полит. позиции, идеологич. предпочтения группы. 3.Инд-ное – особое св-во и кач-во отдельной л-ти, сп-бное воспринимать политику, более/менее точно ее оценивать, относит-но целеустремленно дей-ть. Особое знач-е имеет изуч-е проц. формир-я инд.полит. созн-я в проц. ролит. соц-ции л-ти. Формы полит. созн-я: 1. мотивац. (полит. потр-ти, цен-ти, установки, чув-ва, эмоции). 2. познават. (знания, мнения, суждения, интерес к политике, убеждения). Мотивац. комп-ты обесп-ют выполнение след. задач: 1)побуждение полит. повед-я, 2)отраж-е окр. полит. действит-ти и рационализация окр. дей-ти (рац-операц. функция полит.созн-я). Осн. мех-м полит. созн., его функц-ния- активн. отраж-е окр. дей-ти. Отраж-е полит. реал-ти формир-ет повед-е инд-да и т.о. влияет на полит. сис. своим повед-ем. Осн. фунциональн. формы ПС: 1)знания –когнит. продукт ПС, усвоенное суб-том из вне, реже самост. выраб-ое полит.инф. 2)оценка- рез-т соотнес-я текущей полит. инф. с предшествующими ре-тами разв-я ПС, обогощенные эмоц. отн-ем в связи со значим-тью получаемой инф. для суб. Любая полит. инф. имеет разное полит. знач-е для разн. соц. групп, стран. 3)убеждения –стойкая упорядоченная сис. взглядов, выступающая в кач-ве мировоззрения суб., выраб-ся на основе личного опыта чел-а. ПС разв-ся в проц. общения и д-ти людей, огромную роль играют СМИ. Индив. опыт людей- осн. источник формир-я ПС. Макроформы ПС: 1.общ. мнение носит более стабильные и рацион. сужд-я, опир-ся на соотв-щие знания и убеждения (изучает социология). 2.масс. настроения (изуч. полит. психологи). Выд-ют также:1)Обыденное ПС (отличается содержат. диффузностью, размытостью, «смутностью», спутанностью и противореч-тью, отрывочностью, несист-тью, повыш. эмоц-тью, стихийностью становления и разв-я под влиянием бытовых представлений и суждений о политике в рам­ках т.н. «житейского здравого смысла». Х-ся устойчивостью и особого рода инерционностью влияния на полит. повед-е. Даже вступая в противоречие с параметра­ми теоретич-идеологизиро. ПС, обыденное ПС может продолжать опр-ть такое повед-е. 2)Теоретико-идеологизированное ПС (строится на строгих и строй­ных научных или наукообразных представлениях, объясняют окр. чел. полит. действит-ть на основе идеологич. концепции).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.