КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пропорциональная избир. система. На основе сравнительного анализа раскройте положительные (сильные) и отрицательные (слабые) стороны двухпартийной и многопартийной систем с точки зрения их
На основе сравнительного анализа раскройте положительные (сильные) и отрицательные (слабые) стороны двухпартийной и многопартийной систем с точки зрения их воздействия на функционирование и развитие полит системы и общ-ва в целом. Раскройте основные причины, факторы, условия и формы перехода к демократическому полит. Режиму от тоталитарзма и авторитаризма. Сущность, характерные черты и основные разновидности авторитарного полит режима. Сущность,характерные черты и основные разновидности тоталитарного полит режима. Примеры Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем гос-ва над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека полит. власти и господствующей идеологии. Впервые это понятие введено в Италии в 1925г. Черты: Высокая концентрация власти, гипертрофия аппарата власти, её проникновение во все поры жизни общества. Власть и народ мыслятся как единое целое. Однопартийность. Идеологизация всей жизни общества. В основе идеологии лежит рассмотрение истории как закономерного движения истории к определенной цели, которая оправдывает все средства. Монополия власти на информацию, полный контроль за средствами массовой информации (прославление существующего строя). Монополия гос-ва на использование всех средств ведения вооруженной борьбы. Существование отработанной системы всеобщего контроля за поведением людей, системы насилия. Запрещено все, кроме того, что приказано властью. Разновидности: коммунистический (все охвачено тотальным контролем, включая экономическую сферу, частная собственность ликвидируется), фашизм (Италия, воинственный антидемократизм, расизм и шовинизм, фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя), национал- социализм(Германия с 1933г. вбирает в себя черты двух предыдущих видов тоталитаризма, однако целью было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская).
Авторитарный режим - это государственно- политическое устройство и функционирование общества, основанное на диктатуре одного лица или группы. Отсутствует гос. контроль за экономической, духовной сферами общества, сохраняется личная инициатива и самостоятельность. Черты: Отчуждение народа от власти, её носителями являются один человек - лидер, либо одна группа. Отсутствие официальной идеологии. Опора главы гос-ва на силу для того, чтобы в случае необходимости заставить население повиноваться. Монополизация политики. Вся полит. деятельность является исключительной функцией главы гос-ва и его окружения. Отказ от полного тотального контроля над обществом. Разрешено все, кроме политики. Формирование правящей элиты путем назначения сверху. Разновидности: Военное правление. В Чили военные хунты. Власть захватывают военные. Теократический авторитарный режим. Власть в руках фанатичного религиозного клана (Иран 1979г. после революции). Персонифицированный режим, когда власть принадлежит полит. лидеру без сильных институтов власти. Такие режимы недолговечны. Монархические авторитарные режимы. (Марокко, Саудовская Аравия, Иордания). Неоавторитарные режимы, допускают существование полит. партий (Мексика), оппозиции, выборов. Однако результаты выборов фальсифицируются. Переход к демократии, как показывает опыт, наиболее вероятен в условиях мирных перемен и происходит в трех формах. Первая форма —реформа сверху.Так случается, когда стоящие у власти решают по своей воле воплотить программу демократических перемен. Например, в Бразилии группа генералов, захвативших в (964 г. власть, спустя некоторое время пошла на создание гражданского демократического правительства. Так же было и в Чили. Однако следует отметить, что реформы сверху — нечастое явление.
Вторая форма трансформации тоталитарных и авторитарных режимов связана со стремительным их крушением и отказом от существующих режимов в пользу демократии. В 1982 г. аргентинские генералы захватили Мальвинские (англичане называют их Фолклендскими) острова. Известно, что через короткое время английские ВВС полностью разгромили аргентинские силы. Это настолько дискредитировало аргентинских генералов, что они вынуждены были уйти в отставку и передать власть гражданскому правительству. Можно привести и другого рода примеры отказа от существующих тоталитарных и авторитарных режимов в пользу демократии. Так было в связи с реформами, начатыми в СССР, Чехословакии, ГДР и других государствах Восточной Европы. Третья форма трансформации — постепенное проведение реформ, основанное на согласовании действий сил, стоящих у власти, и оппозиции. Примером может быть трансформация политического режима в Испании после смерти Франко. Здесь совместные усилия правительства и короля Хуана Карлоса положили начало длительному пути прогрессивных преобразований в стране. Переход от тоталитарных и авторитарных режимов к демократии связан с большими трудностями, прежде всего экономическими. Переход к демократическому режиму существенно облегчается в случаях, когда экономика находится в хорошем состоянии, и затрудняется в условиях ее кризиса. Состояние экономики — это первая проблема, с которой сталкиваются страны при переходе к демократии. Вторая проблема — радикализация оппозиции, что существенно дестабилизирует экономическую и политическую обстановку. Современная Россия в этом смысле дает показательный пример. Пока не было демократии, оппозиция ставила цели, которые достигались сравнительно легко: право свободно выражать свое мнение, освобождение политзаключенных, право свободного передвижения. Однако с началом процесса демократизации радикальная оппозиция выдвигает все более труднорешаемые и дестабилизирующие ситуацию требования, вплоть до отставки правительства и президента. Такая ситуация чревата прекращением демократических преобразований и возвратом к прошлым временам.
Третья большая проблема на пути к демократии связана с многонациональным характером многих государств. Проблемы демократизации существенно усложняются, в частности движениями за установление суверенных национальных единиц. И вновь примеры такого рода мы найдем в нашей стране. Четвертая проблема, заключающая в себе опасность для демократии, состоит в том, что в каждом государстве есть люди (и немало!), которые, находясь в оппозиции к прошлому (тоталитарному) режиму, вместе с тем не являются сторонниками демократии. Их идеал — авторитаризм. Таким образом, процесс перехода от тоталитарного и авторитарного режимов к демократии сложный, но вполне реальный. 34. Дайте определение понятия «гражданское общество». Раскройте характерные черты гражданского общества. Почему демократия есть тот политический режим, в котором формируется гражданское общество? Гражданское общество — это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная 1) сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и 2) совокупностью негосударственных отношений — экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других. Конкретизируя данное определение, отметим следующее: 1 эта "сеть" может быть очень плотной, включающей в некоторых странах сотни тысяч разного рода объединений граждан или предприятий (признак высокоразвитого демократического общества), и "рыхлой", насчитывающей скромное число такого рода организаций (признак государств, делающих первые шаги в демократическом развитии); 2 объединения, составляющие гражданское общество, отражают широчайшую палитру хозяйственных, семейных, правовых, культурных и многих других интересов граждан (предприятий) и создаются в целях удовлетворения этих интересов;
3 специфика всех организаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государством, а самими гражданами, предприятиями, существуют автономно от государства, но, разумеется, в рамках действующих законов; 4 составляющие гражданское общество объединения возникают, как правило, спонтанно (в связи с появлением у группы граждан или предприятий конкретного интереса и потребности в его реализации). Затем какая-то часть этих объединений может прекратить свое существование. Однако подавляющая их часть становится долгожителями, постоянно действующими, набирающими со временем силу и авторитет; Гражданское общество в целом является выразителем общественного мнения, что служит своеобразной формой проявления его влияния на политическую власть. В условиях недемократических режимов (например, при тоталитаризме) гражданского общества нет и быть не может. В демократических же странах выбирать, быть или не быть гражданскому обществу, не приходится, ибо оно становится НЕОБХОДИМЫМ. Гражданское общество есть важнейшая составляющая демократического государства. Степень развития гражданского общества отражает уровень развития демократии. Важно подчеркнуть, что именно в демократическом обществе только и возможен широчайший спектр человеческих интересов. И связано это с теми свободами, которые данное общество предоставляет своему народу. 35.Взаимодействие гражданского общества и государства….. Гражданское общество и государство постоянно идут навстречу друг другу. Гражданское общество обращается к государству со своими инициативами, требующими государственной поддержки (прежде всего материальной), интересами, требованиями, просьбами и т.д. Государство идет навстречу гражданскому обществу в разных формах: это изучение гражданских инициатив (их поддержка или неодобрение), выделение материальных средств для развития активности многих общественных объединений, организаций, фондов. Практически во всех современных демократических странах в системе властных структур организованы и функционируют специальные органы для связи с организациями гражданского общества. Направления и формы их деятельности чрезвычайно многообразны: регистрация данных организаций, оказание им помощи (консультации, финансирование), создание благоприятных условий для их функционирования. Другая форма контактов государства с гражданским обществом - присутствие представителей организаций гражданского общества в различных советах и комиссиях, работающих при парламентах и правительствах. Среди такого рода комитетов и советов при парламентах и правительствах ряда западноевропейских стран следует отметить социально-экономические советы, имеющие консультативный характер. Такие советы существуют во Франции, Австрии, Швеции, Финляндии, Италии, Бельгии, Испании и других странах. Кроме того во многих странах существует служба парламентского уполномоченного, контролирующая соблюдение прав и свобод граждан. Возглавляет эту службу независимое должностное лицо высокого ранга, ответственное перед законодательной властью. Полит режимы делятся на демократические и недемократические. В условиях недемократических режимов гражданского общ-ва нет. В демократических же странах гражданское общ-во становится необходимым. Оно есть важнейшее составляющее демократ государства. Степень развития гражданского общ-ва отражает уровень развития демократии. 36.Дайте определение понятия «политическая партия». Раскройте существенные признаки политических партий, укажите на их отличия от групп интересов, лоббистских групп, общественно-политических движений. Политическая партия – это специализированная общественная организация, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей и направленная на борьбу за завоевание и использование полит власти. Признаки: 1.Стремление использовать власть в соответствии со своим видением решения полит и др проблем 2. Идейно-политич ориентация 3. Добровольные начала 4. Наличие партийного аппарата, сети местных орг-ий, массы сторонников и членов 5. Наличие программы партии 6. Работа по привлечению и расширению численного состава партии и ее сторонников. Отличия: 1. Партии стремятся овладеть властью или участвовать в ее реализации, они могут ставить вопрос и об изменении полит власти в стране. 2. Партии стремятся к обеспечению широкой поддержки населения во время избир кампаний. 3. Полит партии рассчитаны на длительный срок деят-ти, 37.Основные функции политических партий. В чем проявляется положительная и отрицательная роль партий в обществе? Политические партии выполняют ряд функций, которые можно объединить в три группы: политические функции, идеологические, социальные. Политические функции: борьба за власть, рекрутирование политических лидеров и правящей элиты. Идеологические функции: создание партийной идеологии и политических доктрин, партийная пропаганда Социальные функции: социальное представительство и социализация. +: связь гос. Структур и населения., преодоление политической апатии граждан, помогают избегать общественных потярсений, распределяя власть. 38. Понятие «партийная система». Какие характеристики лежат в основе классификации партийных систем? В зависимости от положения полит партий в полит системе, взаимодействия между ними, типа самих полит партий складывается партийная система (ПС), под кот понимается совокупность всех полит партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Для хар-ки ПС-м используются различные качественные (н/р полит режим, в рамках кот функционирует ПС; в соответствии с этим ПС-мы: демократические, авторитарные, тоталитарные) и количественные хар-ки. Наиболее распространенная классификация ПС-м в соответствии с количественным критерием: - система с одной партией. Данная партия монополизирует полит деятельность, превращается в руководящую силу гос-ва. Другие партии запрещены. - система с партией, осуществляющей гегемонию. Формально функционирует несколько ПП-ий, однако лишь одна находится у власти. Другие ПП-ии поддерживают её, не допуская никакой оппозиции (В Китае: компартия + 4 ПП-ии). - система с доминирующей партией. Возможности всех партий одинаковы, однако фактически достаточно длительное время у власти остается одна партия (До недавнего времени Либерально-демократическая партия Японии и Индийский национальный конгресс). - двухпартийная система. Независимо от кол-ва партий в стране лишь две имеют решающее значение и способны сменять друг друга у власти (В США: Республиканская и Демократическая партия). Двухпартийная система – результат длительного отбора и консолидации полит сил. - система ограниченного плюрализма. Один из видов многопартийных систем, главный признак – ориентированность всех составляющих ей партий на участие в правительстве (Бельгия). Различия в части идеологической направленности невелики. - система крайнего плюрализма. В неё входят партии, выступающие против существующего в стране общественно-политического строя; оппозиционные партиирасполагаются с двух сторон от правительства (критикуют правительство справа и слева, а также друг друга). В такой системе одна или группа партий занимают позицию «центра». - атомизированная партийная система (Малайзия, Боливия). Данная семиступенчатая система введена в научный оборот итальянским политологом Жд. Сартори. Перечисленные ПС-мы сводятся к трем типам: однопартийные, двухпартийные и многопартийные. Двухпартийная система (ДП) характеризуется тем, что независимо от кол-ва партий в стране лишь две имеют решающее значение и способны сменять друг друга. Опыт ряда стран свидетельствует о несомненных преимуществах ДС, кот дает обществу стабильность, правительству – смену курса, а гражданам – возмлжность выбора. Но данная модель снижает возможностьи полноправного участия в партийной системе «третьих партий». Недостаток – концентрация внимания на критике протвника, а не на своих достоинствах. В результате избиратели голосуют не за кондидата, а против его противников. 40.Понятие «общественно-политическое движение»… Общественно-политические движения – это солидарная политическая активность большой группы граждан, направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. Особенности: 1. отсутствие власти 2. отсутствие сильных центров 3. широкое распространение коллективного членства (в партиях этого не допускается) 4. широкая идейно-политическая ориентация, по сравнению с партиями. Поставленная цель конкретнее партийной Существует масса примеров: Движения за запрещение ядерного оружия, за охрану окружающей среды, за гос. независимость отдельных стран и другие. Большую роль в 1990-91 гг. сыграло ОПД «Демократическая Россия», объединившее всех, кто не поддерживал КПСС. 41.Понятие «избирательная система». Раскройте содержание принципов (существенных черт, критериев) избирательной системы, которые закреплены в законодательстве демократических государств. Приведите конкретные примеры. Избирательная система (ИС) – совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление гос-ых представительных органов полит-ой власти. В законодательстве дем гос-в отражены положения о порядке выдвижения кандидатов (в Италии для выдвижения кандидата от ПП-ии необходимо собрать >350 голосов), требования к кандидатам (в США старше 25 лет, гражданин страны более 7 лет, житель округа, от кот избирается), процедура голосования и подсчета голосов (в Великобритании: до начала голосования опечатываются пустые урны; подсчет голосов в Центр избир участке под контролем агентов по подсчету голосов), возможности пользования услугами средств массовой информации, источниками финансирования. 42.Содержание и принципы мажоритарной избирательной системы, ее разновидности, достоинства и недостатки. Приведите примеры стран, в которых она используется? Характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат, набравший определенное (предусмотренное законом) большинство голосов. Существуют системы, требующие абсолютного большинства (50% + 1 голос) – например, в Австралии. Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает тот, кто набрал больше каждого из своих соперников. Мажоритарную систему называют «системой первого, пришедшего к финишу». Сейчас такая система существует в 4х странах – США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии. Иногда сочетаются обе разновидности – например, Франция. Мажоритарная система создает и укрепляет 2,3- партийных систем. «+» системы: § Возникают и упрочиваются непосредственные связи между кандидатом и избирателями. § Побеждают самые сильные => мощная организация в стране(эффективное правительство), создание однопартийных правительств. «-» системы: § Голоса, отданные другим кандидатам не учитываются. Значительная часть населения (иногда до 50%) остается не представленной в органах власти. § Заинтересованные силы могут, учитывая «географию выборов» сильно повлиять на исход голосования, при формировании избирательных округов. Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов; более распространена в соврем. мире; две разновидности: n пропорц изб сист на общегос-ном уровне. Избиратели голосуют за партии в масштабах всей страны. n пропорц изб сист, основанная на многомандатных округах. Депутатские мандаты распределяются на основе влияния п партий в изб округах. Страны с пропорц сист: страны Лат. Америки, Италия, Венгрия, Болгария, Турция, Дания, Испания, Португалия, Бельгия, Нидерланды, Австрия и т.д. Преимущества пропорц. систем: * представлена реальная расстановка п сил в об-ве; * способствует развитию многопартийности; Недостатки пропорциональных систем: * сложности при формировании правительства; * п силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны попадают в органы представительной власти; * слабая связь между депутатами и избирателями (голосуют за партии); * зависимость депутатов от партий. Все пропорц с-мы можно разделить на 3 типа (в соотв со степенью реализации пропорц представ-ва): 1)С-мы полного пропорц-ма 2)с недостаточным проп-мом 3)проп-ные с-мы с «барьерами» (5%) Во многих странах существуют изб барьеры. Существует пропорц сист с преференциальным голосованием, где подаются партийные списки с кандидатурами. Она наиболее демократична, но чрезмерно сложна.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |