Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение Платона о политике и государстве




древнегреческий учёный Платон (427-347 гг до н.э.) Он автор более 30 сочинений, часть из которых специально посвящена политическим проблемам. Общественно-политическим вопросам и посвящены два наиболее крупных и обстоятельных произведения – «Государство» и «Законы».

В диалоге «Государство» Платон создаёт модель идеального и справедливого государства. Вместе с тем здесь он решает ряд важных теоретических проблем.

В данной работе Платон стремится доказать, что государство – есть система связей между людьми, и возникает оно из потребностей, которые люди могут удовлетворить совместно, сотрудничая друг с другом на основе разделения труда.

Сущность государства Платон видит в прочном социальном объединении и организации взаимодействия, во взаимопомощи граждан. Цель государства, по Платону заключается в обеспечении справедливого общежития, в котором каждый должен делать своё дело, выполнять свою функцию в общественном организме.

Государство, по мнению Платона, должно, прежде всего, выражать интересы всего общества, а не какой-либо общественной группы.

Философ ратует за единство государства, в котором видит его силу. Единство Платон понимает трояко: во-первых, отсутствие разногласий среди правящей элиты; во-вторых, господство закона над всеми гражданами; в-третьих, отсутствие поляризации в обществе, деления его на бедных и богатых.

Человеческой душе, полагал Платон, свойственны три начала: разумное, яростное и вожделенное, которым в государстве соответствуют совещательное, защитительное и деловое начала. Они воплощаются в трёх основных сословиях: философы правят, воины охраняют, а ремесленники, торговцы и землевладельцы содержат два сословия и самих себя.

Однако учёный рассматривает не только проект идеального государства, но и те, которые, по его мнению, представляют отклонения от идеала. Их четыре, это – тимократия, олигархия, демократия, тирания. Каждый последующий представляет всё большее искажение от идеала.

В конце своей жизни Платон пишет ещё одно крупное произведение по политическим вопросам – «Законы». Здесь Платон изображает второе по совершенству государство, более всего подходящее к греческим полисам.

В чём же различия этих двух проектов переустройства государства? В сравнении с «Государством», где Платон полагается, прежде всего, на мудрость правителей-философов, в «Законах» большая роль отводится установленному законом порядку в осуществлении власти.

Форму второго по совершенству государства Платон характеризует как смешение принципов монархии и демократии. Во главе его 37 правителей, избираемых путём многоступенчатых выборов. В выборах участвуют только те граждане, кто носит оружие или уже принимает участие в войне. Для занятия должности правителя установлен 50-летний возраст. Срок, на который избираются стражи законов, – двадцатилетний. Предлагается выборный орган – совет. Все должностные лица в государстве избираются, причём кандидаты проходят проверку. Большую роль в платоновском проекте отводится особому органу – ночному собранию из 10 самых мудрых и престарелых стражей, которым, по словам, Платона, вручается государство.

Афинский мыслитель один из первых в истории обращается к рассмотрению политики как социального явления, вводит в оборот это понятие и даёт ему всесторонне теоретическое обоснование. Этому посвящена его работа «Политика».

Древнегреческий философ указывает, что политика возникает тогда, когда в обществе появляется необходимость регулирования взаимоотношений между людьми. С одной стороны, политика есть единое знание о том, как нужно управлять обществом, с другой – это искусство управления всеми людьми.

В «Политике» Платон излагает несколько иначе классификацию форм правления, нежели в «Государстве» и «Законах». Здесь он устанавливает шесть форм: 1) монархия – власть одного лучшего, как воплощение разума; 2) аристократия; 3) демократия – правление народа, подчинённое законам; 4) демократия, не подчинённая законам (охлократия); 5) олигархия и 6) тирания.

Платон различает правильные и неправильные законы. Правильные лишь те законы, которые установлены ради общего блага и всего государства в целом, а не какой-то узкой властвующей группы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.