Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пропорц. избират. система




Мажоритарная избирательная система и ее разновидности.

Избирательная система – сов-ть норм, правил и приемов, определяющих пути формирования выборных органов. Принято разделять три типа избират. систем – мажоритарная, пропорц. и смешанная.

В основе мажорит. сис-мы лежит пр-ип большинства (фр. majorite – большинство). Избранным счит. кандидат, получив. установл. больш-тво голосов избир-лей. Сущ. две ее разновидности: абсолют. и относит. большинства. В первом случае (Франция Австралия) избранным счит. кандидат, собрав. абсолют. большинство голосов (50%+1 голос). Т.к не всегда кандидату удается собрать более половины голосов в 1-м туре, то проводится 2-ой. При этом избранным счит. кандидат, набравший на 1 голос больше, чем его конкурент. Эти выборы способствуют формированию стабильных партийных блоков.

На выборах по мажоритарной системе относит. большинства побеждает кандидат, набрав. больше голосов, чем любой из его конкур-в (США, Канада, Великобритания). Полит. следствием ее применения явл. наличие в стране двух круп-х, постоянно чередующихся у власти полит. партий. Победившей партии предоставл. полное управ-е, а проиграв. партия автоматически становится оппозицией.

Пропорц.сис-ма предоставл. избирателям право выбора партийных списков и основыв. на принципе пропорциональности м/у полученными голосами и завоеванными мандатами, кот. распределяются м/у партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избир-го округа избирается не один, а несколько депутатов.

Существует три разновидности партийных списков. Часть стран (Испания, Греция, Португалия, Израиль) придерживается правил закрытых или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. В ряде стран (Бельгия, Италия) применяется – система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразив свое предпочтение (преференцию). В некоторых странах (Швейцария, Люксембург) существует форма списка, называемая панаширование (смешивание) - избиратель имеет право голосовать за определенное число кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам.

Для определения результатов голосования устанавливается квота, то есть минимум голосов, необходимый для избрания одного депутата. Для этого общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.

Пропорциональная избирательная система позволяет учитывать симпатии населения, стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.

Вместе с тем имеются и недостатки. В условиях многопартийности затруднено формирование стабильного правительства. Пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию. Кроме того, мелкие партии, в обмен за поддержку крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе. Это создает условия для коррупции, перерождения партий и т.д.

41.Сущность и виды референдумов: их достоинства и недостатки.

Термин «референдум» происходит от лат. referendum – «то, что должно быть сообщено». Означ. он голосов-е избир-лей, посредством кот. принимается гос. или самоуправленч. решение. В некот. странах (н-р, в Югославии) референдумом наз. любое голосование избирателей независимо от его последствий, однако такое понимание ныне – скорее исключение из правила.

Классиф-ция референдумов, как и мн. др. констит.-прав-х инст-в, весьма условна.

По предмету референдумы делятся на констит., законодат., международно-прав. и административно-правовые. Констит-ным наз. референдум, на кот. решаются вопросы, связанные с принятием новой конституции либо с внесением поправок в действующую. Цели законодательного, международно-правового и административно-правового референдумов определены их названием.

По своей обязательности референдумы делятся на обязательные и факультативные.

Обязательный референдум имеет место в случаях, когда иным образом решение по определенному вопросу не может быть принято.

Факультативный референдум – это такой, который можно проводить, а можно и не проводить. Назначение его зависит от усмотрения органа, компетентного назначать референдум, либо от наличия установленной конституцией или законом иной инициативы. Предметом факультат. референдума может стать любой вопрос или проект гос.(самоуправленческого) решения, за исключением вопросов или проектов, вынесение которых на референдум запрещено конституцией или законом.

Факультат. референдум может проводиться по решению парламента, части парламента, главы гос-ва и правительства, части избират. корпуса, иных органов гос-ва.

По времени проведения референдумы могут быть дозаконодат. и послезаконодательные, т.е проводиться до рассмотрения законопроекта парламентом или после такого рассмотрения. Вопрос о времени проведения голосования связан с правов. последствиями референдума.

Дозаконодательные референдумы обычно явл. консультатив., а послезаконодательные – ратифицирующими, утверждающими.

По правовым последствиям референдумы могут быть либо консультативными, либо постановляющими. Мнение, поддержанное избирателями на консульт. референдуме не явл. обязательным ни для парламента, ни для правительства. Консультат.референдум проводится по законопроекту или какому-либо акту, подготовл-му гос. органом, а не в результате народной инициативы. Вместе с тем результат голосования на таком референдуме оказывает сильное моральное воздействие и на парламент, и на правительство, поскольку им трудно противиться воле большинства избирателей. По месту проведения референдумы могут быть нац., региональными и местными




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.