Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Власть, как социальное явление. Концепции власти




Политическая мысль России (19-20 века)

Мировые политические школы.

США (Алмонд, Верба). Обретая современный облик, американская школа политологии прошла ряд этапов:

1 период (кон. XIX в. до Первой мировой войны) характеризуется организационным оформлением и закреплением новой области американского общественного знания.

2 период (между двумя мировыми войнами) характеризуется противодействием двух основных направлений в американской политологии: сциентического и антисциентического. Первое направление (Мерриам и Манро) базируется на исключении ценностного подхода при исследовании конкретной политической жизни. Второе направление (Бирд) критиковало сциентизм.

3 период: исследование традиций и проблем политической власти, изучение ее конституционных основ и принципов. Большое внимание уделяется рассмотрению деятельности административного аппарата и политических партий, развитию новой теории по политическому управлению, политической модернизации.

Германия. Для немецкой политической школы характерен теоретико-философский характер, сочетающийся с политико-социальными исследованиями. Политико-правовая мысль немецкой политологической школы развивается в трех основных направлениях:

1) Направление философской политики; использование категорий философии, методов психоанализа (Хабермас, Фромм).

2) Направление на изучение и анализ социальной природы тоталитаризма (Арендж, Поппер)

3) Направление на изучение социальных конфликтов в обществе, специфики их проявления (Дарендорф).

Франция во многом определяет развитие политологии на Западе. Политическая наука в этой стране сравнительно молода, она прошла два этапа:

1 Этап - начинается с конца XIX века и завершается Второй мировой войной

2 Этап - Охватывает послевоенный период и продолжается до сих пор.

Главное место занимает исследование политических процессов в рамках конституционного права.

В 60-70 гг. появляется серия работ французских политологов (Прело, Баренса, Бюрдо, Арона, Дюверже и др.) в которых широко обсуждается как предмет политической науки, так и ее проблематика. Акцентирование внимания на:

? Исследование классов и социальных групп.

? Изучение социальной сущности власти.

? Исследование стратегий политических партий и движений.

? Развитие в политике прикладных отраслей политического знания.

 

В политической жизни России легко найти представителей широко распространенных и в других странах политических теорий и ориентации: консерваторов и либералов, анархистов и социалистов, республиканцев и монархистов. Но здесь же возникли политические

идеи, ярко выражавшие своеобразие как российской политической практики, так и политической культуры, и сами оказавшие мощное воздействие на развитие мировой политической мысли. Генезис этих идей связан с именами Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьева и В.И. Ленина.

Н.Г. Чернышевский (1828—1889) оказал мощное влияние на становление идей общинного социализма, доказывающих возможность перехода от феодального общества к социалистическому минуя капиталистическую стадию общественного развития. Основу осуществления социализма он видел в общинном устройстве крестьянской жизни в России, характеризовавшейся совместным землепользованием, традицией коллективного обсуждения и решения общих дел, запрещением купли и продажи земли. Практическая реализация такой возможности связывалась Н.Г. Чернышевским с деятельностью организации революционеров, их активной борьбой за радикальное переустройство общества. Эти идеи повлияли на формирование идеологии и политической практики народничества (его наиболее видными представителями были П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский).

Характерные черты народнической идеологии:

— критическое отношение не только к российскому феодализму, но и к европейскому капитализму;

— идея общинного социализма — переход к обществу без классов, эксплуатации и государства осуществляется минуя капитализм, посредством использования коллективистских традиций, общинной организации крестьянской жизни;

— наличие “критически мыслящей личности” — ведущего начала политической жизни. Именно благодаря ее активности происходит обновление форм социальной организации, она ведет за собой массу;

— политическим инструментом воздействия личности (героя) на массу служит организация революционеров, политическая партия, методы деятельности которой народники, в зависимости от их революционного темперамента, представляли весьма многообразно: от пропаганды до террора.

В русской религиозной философии, представленной именами B.C. Соловьева (1853—1900), В.В. Розанова (1856—1919), С.Н. Булгакова (1871—1944), Н.А. Бердяева (1874—1948), была разработана идея соборности как принципа устройства жизни социальной общности, противоположного индивидуализму, материализму и анархизму.

Политические аспекты идеи соборности:

— провозглашение антииндивидуализма и антиутилитаризма в качестве единственно возможных и естественных оснований общественной жизни и ее политической организации;

— государство рассматривается как посредник между церковью и материальным обществом, оно охраняет нравственный мир человека, но не вмешивается в него;

— нераздельность нравственности и политики, своеобразный “антимакиавеллизм и антилиберализм”, т.е. невозможность сведения сферы мотивации политической деятельности только к интересам и потребностям.

Крупнейший последователь К. Маркса, под руководством которого политическая теория научного коммунизма стала реальностью, В.И. Ленин (1870—1924) обосновал идею о том, что политическая партия является важнейшим инструментом завоевания политической власти рабочим классом.

Он подчеркивал значение просвещения рабочего класса интеллигентами и профессиональными революционерами для его превращения в решающую силу политической борьбы.

Ленин рассматривал социальную революцию не как хаотичный взрыв, а как процесс, которым можно управлять политическими методами, однако явно преувеличивал роль и возможности насилия в общественной жизни (“все великие вопросы в жизни народов решаются только силой”).

 

 

Власть – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность и пове-дение людей с помощью каких-либо средств (воля, авторитет, право, насилие и т.д.).

Мотивы подчинения людей:

1. Заинтересованность в достижении цели;

2. Убежденность в необходимости выполнения задачи;

3. Авторитет властвующего;

4. Чувство страха.

Морис Дюверже: три исторических формы власти:

1.Анонимная власть – распыленная среди членов примитивного общества (догосударственная власть)

2.Индивидуализированная власть – возникла с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельность.

3. Институализированная власть – современная.

Современные политологи выделяют четвертую форму власти:

4. Надгосударственная власть – представлена законодательными. (Европарламент) и исполнительными (Комиссия Европейских Сообществ) институтами.

Основные подходы к решению вопроса о политической власти.

1) Телеологическая концепция – одна из наиболее ранних. Она исходит из божественного объясне-ния природы власти. Согласно ей всякая власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, - это наместники Бога на Земле, исполняющие его волю.

2) Психоаналитические концепции власти. Существует много психоаналитических концепций. Уче-ние Фрейда: власть, как сублимация подавленных сексуальных влечений. Сублимация – термин психоана-лиза, обозначает переход низших форм энергии в высшие. Адлер исходил из того, что человек не приспо-соблен, он уступает другим животным. Он есть существо неполноценное. И если бы у него не было бы стремления к власти он бы не выжил. Власть – компенсаторный механизм, с помощью которого человек компенсирует свою неполноценность. Власть – врожденное свойство человека.

3) Неофрейдизская - наличие двух психологических типов (управляющие и управляемые). Власть - особого рода отношения между управляющими и управляемыми. Индивид подчиняется силам, находя-щимся вне его сознания.

4) Бихевиоризм – возник на основе синтеза идей Ницше и Фрейда. Представители данного методоло-гического направления рассматривают власть как особый тип поведения, основанный на возможности из-менения поведения других людей. Человек рассматривается как «властолюбивое животное». Политиче-ский процесс в соответствии таким подходом рассматривается как столкновение индивидуальных стрем-лений к власти, в котором побеждает сильнейший.

5) Системный подход - власть выступает как безличное свойство, неотъемлемый атрибут политиче-ской системы, как социальные отношения, а не биологические свойства индивида. Власть – свойство ста-тусов, которые наделяются ресурсами, что бы руководить деятельностью людей. Основное назначение власти видится в авторитарном распределении ценностей и принятии решений. Способность субъекта действовать, ставить условия.

6) Марксистский подход - власть, как социальный феномен, а не биологический. Власть в обществе связана с монополией на определенные диффицитные ресурсы. Власть - это способность оказывать влия-ние на людей с помощью авторитета, это право распоряжаться кем-либо и чем-либо.

7) Инструменталистский подход – сторонники этого подхода исследуют власть как возможность использования определенных средств, в частности насилия и принуждения.8) Реляционистские концепции (представитель – Ронг) - власть анализируется как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду или группе изменять поведение другого индивида или группы.

9) Конфликтологические теории - рассматривают власть как возможность принятия решений, ре-гулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях.

Наиболее общее определение - определение М.Вебера, который определял власть, как возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществлять свою волю, не-смотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана.

8. Функции власти и принципы ее осуществления. Типология власти и ее легитимность.Функции политической власти:

1) Согласование интересов различных социальных слоев для достижения общего согласия.2) Принуждение к выполнению определенных социальных норм. 3) Нормативная (создание единого нормативного пространства). 4) Арбитражная (урегулирование социальных конфликтов).5) Функция защиты по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Основой механизма осуществления государственной власти является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть государства.Основными видами являются политическая власть, экономическая власть, социальная власть, духовная власть. Главным видом является политическая власть, которая подразделяется на две основные формы: государственную и общественно-политическую. Государственная власть, появившаяся вместе с институтом государства, имеет императивный характер. Ее предписания обязательны к исполнению всеми без исключения гражданами (подданными). Она обладает монопольным правом на применение принудительных и репрессивных методов и санкций, а также на использование всего комплекса властных ресурсов. В свою очередь, государственная власть подразделяется на такие разновидности, как законодательная, исполнительная, судебная, военная, которые отличаются функциональным содержанием и конкретными властными полномочиями.

В отличие от государственной общественно-политическая власть не имеет императивного характера и, как следствие, не может располагать ресурсным потенциалом государства. Ее предписания имеют рекомендательный характер и распространяются не на всех граждан, а только на членов той или иной общественно-политической организации. Так, партийная власть руководит членами политических партий, профсоюзная власть распространяет свое влияние на членов профессиональных союзов и так далее.Общими признаками политической власти являются верховенство над другими видами власти, легальность, публичный характер Любая власть для осуществления своих функций нуждается в стабильности. К основным условиям стабильности политической власти относятся: господство и легитимность Существует два элемента политической власти: принуждение и убеждение (при отсутствии убеждения - появляется господство)

Политическое господство представляет собой форму организации власти в обществе. Это, по определению М.Вебера, высокая вероятность того, что приказы будут, безусловно, исполняться большинством управляемых. Без господства власть не может долго продержаться и выполнять свои функции в обществе.

Политическое господство предполагает наличие трех условий:

1) появление у власти устойчивых институтов, которые одним дают право принимать решения, отдавать приказы, запрещать или разрешать, а других обязывают повиноваться.

2) структуризация власти, четкое распределение полномочий и компетенций между различными институтами власти;

3) консолидация власти, отсутствие между институтами власти серьезных противоречий и конфликтов.

Власть может быть и без насилия, т.е. добровольное подчинение. Это и получило название легитимности власти (убеждение населения в правомочности и законности власти).В науку понятие “легитимность власти” впервые было введено Максом Вебером. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три типа легитимности:1) Традиционная - возникла благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издавна существующих порядков (вера в божественность власти).

2) Харизматическая - основана на вере в выдающиеся способности политического лидера 9не системе). 3) Рационально – легальная – основывается на убеждении населения в законности избрания власти, опирается на рациональные, признаваемые им законы (для демократических государств).

В реальности существуют смешанные типы легитимности.

Признаки падения легитимности власти:

1) Рост принуждения со стороны власти

2) Запрет на политическую оппозицию и оппозиционную прессу.

3) Ограничение прав и свобод

4) Рост коррумпированности власти

5) Низкая экономическая эффективность

6) Революции, восстания




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.