Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления российской внешней политики




Концепция внешней политики Российской Федерации представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России.

Правовую базу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, другие нормативные правовые акты РФ, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.

Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI века, потребовала переосмысления общей ситуации вокруг Российской Федерации, приоритетов российской внешней политики и возможностей ее ресурсного обеспечения. Наряду с определенным укреплением международных позиций Российской Федерации проявились и негативные тенденции. Не оправдались некоторые расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений России с окружающим миром, как это предполагалось в Основных положениях концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденных распоряжением Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 284-рп, и в других документах.

Высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства.

В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

• обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности;
• обеспечение прочных и авторитетных позиций страны в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;
• воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами;
• создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;
• формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;
• поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия;

• всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;
• содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.

 

40. Проблемы безопасности России в современной геополитической конфигурации.

 

Геополитическая тематика рассматривалась с различных позиций: история геополитических воззрений в отечественной науке, место и роль России в современном геополитическом противоборстве, проблемы обеспечения геополитической безопасности России (в военном, экономическом, правовом, экологическом и социокультурном аспектах), разработка математического аппарата для составления динамических моделей геополитического процесса и др. Это показатель того, что в настоящее время реализуется потенциал геополитической мысли, накопленный в отечественной науке за последние два столетия и отнюдь не уступающий по своей теоретической значимости западной геополитической науке. Вместе с тем налицо востребованность в геополитическом знании со стороны широких кругов общественности. Геополитические законы объективны по своей природе, поэтому их не в силах отменить какие-либо политические силы; последние могут затормозить либо ускорить их действие, придать им иную форму реализации. Это положение должна учитывать, в первую очередь, российская политическая элита, определяющая пути развития нашего Отечества и достижения им достойного места на геополитической карте мира. Жизнь настоятельно требует организации системных исследований и конкретных рекомендаций по созданию доктрины геополитической безопасности как необходимого раздела национальной безопасности России на суше, в Мировом океане и в воздушно-космическом пространстве.

 

В контексте философии глобализма ключевое положение занимает социокультурный подход, органически сочетающий цивилизационный и формационный подходы в осмыслении процессов и явлений глобальной геополитики. Аналитика ориентирована на их анализ в пределах отдельных геоцивилизаций, общественных формаций или стадий экономического роста. Теория и метод, сколь бы не были они беспристрастными, влекут исследователя к представлению предмета исследования в оценочных категориях аксиологии.

Судьба России, ее евразийская природа и мессианская роль в мире - вот, пожалуй, в каких координатах следует осмысливать глобальную геополитику, воплотившуюся в истории и нынешнем состоянии нашего Отечества.

В контексте глобальной геополитики следует рассматривать основные подходы к формированию концепции геополитической безопасности России.

Во-первых, необходимо выявить основные направления геополитической стратегии России, исходя из анализа реального положения ее в мировой экономике и определения ее геополитического статуса. Надежду на более быстрое укрепление роли России в мировой экономике могло бы дать восстановление государственного союза с бывшими союзными республиками, в первую очередь, с Украиной, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и странами Закавказья. События на постсоветском пространстве, в Югославии и других точках земного шара и характеризующие сепаратизм как своеобразное средство геополитической инженерии неизбежно приводят нас к тому выводу, что человечество пока еще не придумало ничего лучшего для сохранения социальной структуры общества, обеспечения общественного порядка и процветания людей, чем государство. Определяющее значение при этом имеет внутриполитическое развитие России и характер политического режима, наиболее оптимальным видится левоцентристский вариант политического правления.

Выбор центристского, левоцентристского, правого или левого режима во внутриполитической жизни России определили бы и соответствующий вектор геополитического развития страны.

Общая тенденция геополитического развития в современном мире представляется следующей: по мере движения от правых к левым режимам внешняя политика перестает подчиняться Западу, становится все более самостоятельной и наступательной с ориентацией на укрепление внешнего влияния России и восстановление ее как сверхдержавы. В том же направлении возрастает стремление к большей интеграции в рамках СНГ.

Подчинение России Западу будет сохраняться при правых режимах немилитаристского толка, что усиливается стагнацией отечественной экономики.

Поэтому однополярная модель мира во главе с США будет сохраняться, если тому не воспрепятствуют страны Европейского содружества, Япония и Китай. Геополитическая конфигурация мира в ближайшее десятилетие может измениться радикальным образом в связи с выходом на мировую арену Китая, Индии, стран арабского мира и Латинской Америки. При такой конфигурации США будет противостоять не только России, но и другим полюсам силы. В свою очередь, в ближайшее десятилетие России придется ориентироваться на развитие союзнических отношений с Европейским сообществом, Японией и Китаем, но при этом вести достойную внешнюю политику с США. Улучшение геополитического положения России неразрывно связано с сохранением целостности государства, выбором левоцентристского политического режима и, как следствие, подъемом отечественной экономики на основе интенсивного развития высоких технологий.

Анализ геополитических перспектив России в контексте экономической глобализации предполагает выявление модификаций ее экономического пространства. При этом следует выделять четыре аспекта долговременной эволюции экономического пространства России, макрорегионы которого имеют контакты с крупнейшими экономическими группировками мира:

- воздействие глобализации на экономическое пространство;

- сохранение целостности государства, экономики и народа;

- стратегия развития макрорегионов;

- трансконтинентальные коммуникации в экономическом пространстве России.

Так, европейская часть и Урал в большей степени ориентированы на объединенную Европу. Главное пространство экономического сотрудничества для Дальнего Востока и Восточной Сибири - это Азиатско-Тихоокеанский регион. Регионы, примыкающие к южным границам от Северного Кавказа до Восточной Сибири, ориентированы на экономическое сотрудничество со странами СНГ, мусульманского мира и с континентальным Китаем.

При решении вопроса о возможности разрыва единого экономического пространства России необходимо учитывать

А. Усиливается обособление и противостояние главных мировых экономических группировок.

В этом случае западная и восточная части России будут притянуты к этим группировкам, а срединная Россия окажется либо мировой экономической периферией, либо зоной борьбы за экономический передел мира.

Противостоять этому может отказ от идеологии неолиберализма на экономическом пространстве России.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.