Государство выступает как единственная организация, которая объединяет всех без исключения граждан, оно официальный представитель общества в целом. Оно обладает монопольным правом издания законов и установления общеобязательных для исполнения актов (правил поведения). Государство интегрирует общество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует прежде всего в сфере интересов всего общества.
Ключевая роль государства в политической системе обусловлена названными выше универсальными свойствами государственной организации, которыми не обладают никакие другие организации и элементы политической системы. Только государство вправе регламентировать правовое положение политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации. Участие различных организаций в избирательной кампании, в политической жизни общества регламентируется государством. Другие организации могут регулировать только деятельность собственных формирований и членов или участников конкретного объединения. Иначе говоря, полномочия иных организаций ограничены определенными пространственными пределами - регионом действия данной организации или субъектным составом - распространяют свою власть только на членов данного объединения, а не на все общество.
Прошедшие десять лет были для России годами эксперимента. Страна как бы проверяла, сумеет ли она жить в условиях свободы и сформировать демократическую систему власти. Пришлось пройти через серьезные испытания, по крайней мере один раз (в 1996 году) чуть не вернувшись к прошлому, перетасовав десятки политических партий, не справившись с нарастающей коррумпированностью государственного аппарата и др. Но поиски и реформы все же происходили в рамках принятой в 1993 году Конституции; по существу, ни разу не вставала угроза государственного переворота. Конституционный строй при всей своей нестабильности все же обеспечил переход к новой общественной формации. Поскольку Конституция представляет собой юридическую основу политической системы и правопорядка страны, последовательная реализация конституционных положений абсолютно необходима для функционирования всех общественных институтов, а следовательно, для нормального существования всего общества. Напротив, слабость конституционализма, несоблюдение, неисполнение хотя бы части норм, а тем более принципов Конституции, какими бы благими целями это ни обосновывалось, неизбежно порождает тенденции к отказу от демократических методов правления, к хаосу и разрушению страны. Не так трудно ответить на простой вопрос, хороша ли действующая в России Конституция или нет. Все зависит от убеждений, которые включают в себя меру знания истории и способность к предвидению. Гораздо труднее решиться на вывод: есть ли в стране конституционализм, — потому что вполне возможно, что конституция есть, а конституционализма — нет. Если конституцию можно рассматривать как сумму самых лучших идей, положенных на бумагу, то конституционализм — это нечто большее; это жизнь конституции, реальность, которая может быть и не лучшей. Конституционализм неразрывно связан с порождаемой им политической системой, и только эта взаимосвязь позволяет говорить о практической демократии. Из истории известно, что судьба конституций складывалась в разных странах по-разному. Бывало так, что основной закон превращался в духовный символ народа, и тогда ему было обеспечено уважение и завидное долголетие. Но политическая геронтология не очень точная наука, и многие государства искали совершенства, постоянно меняя свои конституционные «туалеты». Но как бы ни складывалась дальнейшая судьба, важно, чтобы в момент написания текста Конституции, люди верили, что создают акт разума, что творят добро, что любые конфликты, столь неизбежные в политической жизни, будут завершаться подчинением большинству или компромиссом. Но в России этого как раз и не хватает. Конституция здесь начала свой жизненный путь в состоянии раскола и крайнего возбуждения народа и все десять лет с разных сторон подвергалась острым атакам сторонников ее коренных изменений. Прожектерство всегда облачалось в форму борьбы за демократию, но по существу являло собой сопротивление коренным реформам жизни страны. Радикальные социально-экономические и политические преобразования в России выдвинули необходимость теоретической разработки и обоснования принципов формирования и функционирования политической системы переходного типа, а также их практической реализации. Разложение прежней и становление новой политической системы в России занимают немало времени, требуют больших усилий и происходят болезненно. Этот процесс начался в 1991 году с избрания Президента РСФСР. Распад СССР ускорил разрушение политической системы, существовавшей с 1917 года. Первым реальным шагом в изменении советской системы стала радикальная либерализация цен в январе 1992 года. Второй шаг был сделан в результате силового разрешения конфликта между законодательной (Верховный Совет РСФСР) и исполнительной (Президент, Правительство) ветвями власти в октябре 1993 года. Состоявшиеся затем в декабре этого года выборы Федерального собрания (законодательная ветвь власти) и принятие Конституции РФ фактически означали ликвидацию советской политической системы и начало формирования политической системы авторитарного типа с широкими полномочиями Президента. В связи с этим встает вопрос о критериях политической оптимальности проводимых в России преобразований и трансформации политической системы, ее отдельных подсистем. Совокупность критериев оптимальности предлполагает: • устойчивость или продолжительность существования системы во времени; • адаптивность (приспособляемость) системы, способность адекватно реагировать на изменения во внешней среде; • продуктивность означает соотношение между проблемами «на входе» и решениями «на выходе» системы; • эффективность понимается как поддержка гражданами существующего политического режима, конституционного порядка, принятие и одобрение решений и деятельности системы, уровень влияния системы на ход событий; • рентабельность (стоимость решений и их реализации) измеряется своевременностью формирования и достижения целей, результативностью выработанных решений, затратами на их реализацию. Анализируя состояние сегодняшней политической системы России с точки зрения перечисленных критериев оптимальности, следует заметить, что в рамках системы возможен переворот, быстрая или даже резкая смена характера власти, лидеров высшего уровня, элиты, отмена старых и введение новых норм. Это и произошло, собственно говоря, в России. Последовательное формирование качественно новой политической системы возможно при наличии научно обоснованной концепции реформирования и участия в этом процессе большинства населения. Становление политической системы России методом проб и ошибок, слепого подражания Западу имеет дорогую цену: потеря управления экономикой, падение объемов производства, перешедшее в депрессию, дифференциация и поляризация идей по уровню доходов, идеологическим ориентациям, маргинализация значительной части населения, межнациональные конфликты, преступность, разрастание и коррумпированность бюрократического аппарата, падение престижа и легитимности власти, политических институтов, борьба за выживание науки, культуры, образования и здравоохранения, угроза потери государственной безопасности и др. Политическое развитие России остается сложным и труднопредсказуемым.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление