Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая элита: понятие, основные концепции элит




- внутренне сплоченная, составляющая меньшинство социальная общность, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики и обладающая необходимым для этого ресурсным потенциалом. Ее характеризует близость установок, стереотипов и норм поведения, единство (зачастую, относительное) разделяемых ценностей, а также причастность к власти (независимо от способа и условий ее обретения). Используемые политической элитой ресурсы как правило многообразны и не обязательно имеют характер политических. Для характеристики ресурсного потенциала политических элит эффективно использование концепции многомерного социального пространства П. Бурдье. Важнейшей характеристикой П.э. является способ легитимации власти, обуславливающий механизмы выработки и принятия политических решений, а также трансляции принятых решений на уровень массового сознания и поведения.Существует три основных подхода к процедуре выделения политической элиты в общей элитарной структуре общества: позиционный, заключающийся в определении степени политического влияния того или иного лица на основе занимаемой им позиции в системе власти; репутационный, основанный на выявлении рейтинга политика на базе сведений, представляемых о нем другими заведомо властвующими лицами; основанный на участии в принятии стратегически важных политических решений. Отличие последнего, согласно которому политическая элита включает лиц, принимающих стратегически важные решения, в том, что в его основе не изучение феномена политического лидерства (исходящих из понимания власти как способности влиять на лица, определять их действия), а использование представлений о природе политической власти в обществе как способности влиять на принятие решений.Как определенная система взглядов теория элиты была разработана в начале XX в. В. Парето, Г. Моской, Р. Михельсом. В разработке отдельных направлений теории элиты участвовали Х. Ортега-и-Гассет, А. Тойнби, Й.А. Шумпетер, К. Маннгейм, Ч.Р. Миллс, Г. Ласуэлл и др. С позиций Г. Моски общество независимо от своего общественно-политического строения извечно разделено на два класса: господствующий политический класс (монополизирующий функции управления) и управляемый класс, неорганизованное большинство. В этой схеме более многочисленный (в западном обществе) средний класс выступает подножием и опорой правящего. Вместе с тем, без обновления элиты невозможна социальная стабильность.Предотвратить вырождение элиты возможно посредством обновления политического класса. Соответствующие процессы описываются с использованием представлений о механизмах и каналах рекрутирования элиты, разнящихся в зависимости от типа общества. В рамках современной политической системы к таким каналам относятся государственный аппарат, органы местного управления, политические партии, армия, религиозные организации, система образования. Преобладающее значение того или иного канала обусловлено историческими традициями политического развития, особенностями политической системы, спецификой политического режима и т.д. Возможности горизонтального передвижения членов П.э. в системе разнообразных каналов рекрутирования характеризуются понятием проницаемости каналов рекрутирования. Важны также понятия персонального состава и качественного состава политической элиты. Принцип рекрутирования является в современной политической науке одним из наиболее значимых оснований типологизации элит (по К. Манхейму, - отбор по крови, по принципу владения и по достигнутому успеху).Другой важнейшей категорией элитологии является контрэлита. Это понятие включает лиц, по статусу не входящих во властные структуры, но оказывающих существенное влияние на принятие стратегических политических решений. В качестве контрэлиты традиционно выступает высший эшелон политической оппозиции.

 

 

47. Функции и типы полит культуры

Тип полит К отражает наиболее общие черты полт мышления и поведения людей на опред историческом этапе развития общества. Алмонд+Верба выделили 3 типа: патриархальный (отсутствие интереса граждан к полит жизни), подданнический (сильная ориентация на полит инсты и невысокий уровень индивидуальной активности граждан), активистский (заинтересованность граждан к политике и актив участие в ней). Ещё выделяют: тоталитарную(навязывание населению полит идеалов верхушкой общества), авторитарная(преоблад ценностные ориентиры вождизма,харизматического лидертсва), демократическая(осущ права и свободы гражд,созд их гарантии обеспечения,преодоление конфликтов), рыночная(политика понимается как разновидность бизнеса, свобод обмен деят-ю граждан), этатистская(доминирующая роль гос-ва в организации полит жизни). Функции (делятся на основные и вспомогат, общие и конкрет, характеризуют полит деят-ть индивидов и обществ образований): 1.познавательная (охватывает всю совокуп полит знаний. В её рамках осущ-ся трансляционная функция(передающая современникам полит опыт прошлых лет),образовательная (включает все виды и сред-ва полит обучения граждан), информационная (обеспечивает поступление полит инфы в СМИ и неформаль источники-документы, знаки, символы). 2. социализирующая (раскрывает значение полит культуры как средства,помогающих ориентироваться в полит пространстве,жизни, выполнять опред властные полномочия). В её рамказ можно выделить идентификационную функцию (помогает человеку осознать свою принадлежность к опред соц группе), адаптационная (способность чел-а приспосабливаться к изменениям в полит среде). 3. ценностная(чел-к выбирает соотв-щие ценности в кач-ве идеала и реальных сред-в при осуществлении прав и обяз-тей). 4. интегративная (влияние системно-организующий характеристик на политику). В её рамках – коммуникативная и регулятив функции. 5.воспитательная (отражает гуманистическую направленность полит культуры)

 

48. Особенности политической культуры современной России. 1) полит культура в историческом плане уникальна и самобытна. Для нее характерно наличие множества субкультур, обуслов географич этническим и др факторами. 2)характерным для нашей истории было слияние гос-ва с церковью,которая являлась элементом госудаственности. Правослв церковь сыграла огромную роль в формировании многонациональ Рос империи и того духа соборности который стал характерен для русс мышления. 3)отпечаток на русс культуру наложила община,которая препятствовала становлению индивид начала в хоз и духов жизни. 4)формирование новой полит культуры в её виде началось с принятия КРФ1993года. Всё это было на фоне соц-эконом и духовно-нравств кризиса,ломка стереотипов. 5)седня Рос полит культура страдает антиномичностью,т.к.всё имеет антитезу, она является внутренне противоречивой-наряду с ценностями общества зарождаются и развиваются ценности индивида. Противоречивость отражается в дейст-щем законодательстве.6)перспективы развития Рос полит культуры зависят от достижения (как внутри страны так и вне) рыноч экономики, полит демократии, гуманистический естественно-правовых начал. 7)в совр Рос политике наблюдается несовпадение формальных и неформальных компонентов полит процессов. Иногда неформаль отношения ставятся выше чем формальные

 

50.Политическая психология, ее сущность и основные черты. Один из элементов полит сознания. Как совок чувств, эмоций, настроений. Чел-к не может руководствоваться в полит сфере только идеологическими установками или рациональным подходом. Эмоциональная окраска существенно влияет на харак-р поведения полит субъекта. В отличии от полит идеологии она распрос-ся в обществе стихийно и инфомационной базой мб слухи, неверно понятые полит явления. Её роль в полит сознании нельзя недооценивать.

51. Политическая идеология, ее сущность, основные черты и причины многообразия. Полит идеология -система основополаг идей и представлений, отражающих реальны полит явления и процессы, в соотв с которыми формируются полит мировоззрение и жизненная позиция личности, соц групп, общества в целом. Идеология – явление не стихийное, поэтому сознание чел-ка не сразу впитывает новую идеологию и у части граждан может создаться иллюзия таковой. На уровне полит идеологии осознание объективного интереса выражается обычно в намерениях, мотивах, в виде цели его удовлетворения. Полит идеи – это сплав коренных интересов, полит ценностей и целей. Идеология ориетируется на те факты,которые её подтвержают и игнорирует те факты,которые противоречивы ей. Идеология – удобное сред-во воздействия на умы людей.

 

52. Идеологическое многообразие в современной России, причины и особенности проявления. Политико-идеологические напрвленности: 1. социал-демократическая полит идеология (процветание социализма), 2. Марксистско-ленинская (коммунистич) идеология, 3. анархизм (полит идеология, провозглашающая необходимость уничтожения гос-ва и замены любых форм принудит влести свободной и добровольной ассоциацией граждан), 4. консерватизм (приверженность к прошлому, отторжение нововведений, обозначение идейно-полит, противостоящих прогрессивным тенденциям соц развития), 5. либерализм (основная идея-самодостаточная ценность свободы индивида в эконом, полит и др сферах жизни общ-ва), 6. тоталитаризм (абсолютный контроль за над всеми сферами общ-ной жизни общ-ва и индивидов), 7. фашизм (теория расового превосходства, установление владычества вооруж силой, завоевание высшей расой мирового господства. У России мировоззренческий кризис идет из-за истории, из-за множества революций, и нравственно-духовных кризисов в 20 веке. Но седня Россияведет борьбу между двумя идеологиями. Совр Россия предполагает необходимость соединения обще-ных ценностей с традиционными, в кач-ве основополаг фигурируют державность, патриотизм, справедливость.

 

53. Особенности политического сознания в современной России. На современном этапе российское общество столкнулось с ра­дикальными изменениями во всех областях социального бытия, что не могло не отразиться на массовом политическом сознании.Массовое политическое сознание в 1990-х годах представляло собой мозаичную картину, составленную из элемен­тов коммунистической, неолиберальной и национал-патриоти­ческой идеологий, ведущих борьбу друг с другом и претендующих на доминирующую роль в обществе. В качестве определяющего фактора формирования политического сознания российского общества некоторые исследователи выделяют кризис идентичности. Основу политической идентичности составляет система ценностей, поэтому для преодоления «расколотого» политического сознания необходимо объединить людей общезначимыми идеями и целями. В России сложилось большинство, ориентирующееся на западные стандарты жизни. Поэтому идея российской самобытности, предполагающая приоритет государственных интересов над индивидуальной свободой, не способна консолидировать общество. В то же время, отторжение советского прошлого переплетается в массовом сознании с симпатиями к советской упорядоченной повседневности, с ностальгическими воспоминаниями о советском образе жизни. Для начала 2000-х гг. стал характерным новый запрос на авторитаризм, обусловленный личностными качествами нового президента, угрозой террористических актов, социальной направленностью экономики, неуверенностью в завтрашнем дне. Современной особенностью является также идеологическая эклектичность (неорганическое соединение разных взглядов, теорий), заключающаяся в том, что среди сторонников правых партий достаточно часто встречаются последователи левых идей и наоборот.

54. Политическая символика и ее значение для формирования политической культуры общества. Неотъемлемой частью формирования, фиксации и воспроизводства индентичности любой нации и государства как социокультурной и политической общности являются национально-государственные символы и идеалы. Они выступают своеобразными связующими элементами политической культуры. Символ представляет собой концентрированное зримое выражение основной идеи явления или понятия, основанное на структурном сходстве с ним. Одной из форм символа является эмблема. Символ одновременно является специфическим средством общения между людьми, он помогает определять их принадлежность к конкретной социальной общности, усваивать пронизывающую эту общность центральную идею и т.д. Символы можно изображать условно-графически (христианский крест, серп и молот, нацистская свастика и т.д.), человеческими или иными фигурами (Марианна во Франции, Джон Буль в Англии, дядя Сэм в США, медведь в России, страус в Австралии и т.д.).На поведение людей часто гораздо более сильное влияние могут оказать не столько сами действия правительства, политических партий и деятелей, сколько господствующая в обществе система символики, ориентирующая людей на конкретный тий социальных отношений. Сами по себе символы, не связанные с реальной действительностью, с центральной идеей, господствующей в общественном сознании, не могут правильно объяснить подлинные механизмы и мотивы, которые определяют и регулируют поведение отдельных индивидов и социально-политических группировок. Общий язык символики свидетельствует о единстве политической культуры данного общества. Как отмечал О.Шпенглер, единство всякой культуры зиждется на общем языке ее символики. Каждый народ создает и почитает собственные национально-государственные символы. Они строятся на длительной традиции, в которой важное место занимают разного рода знамена, флаги и гербы, другие символы и атрибуты государственно-политической самоидентификации.

55. Нации, национальные отношения и национальная политика. Национ общности-это природно-культурные целостности, неперсонифицированные в каком-то одном лице, единой организационной структуре, они реализуют свои интересы через деят-ть множества индивидов и организованных групп. Нац отношения - это отношения между субъектами национально-этнического развития - нациями, народностями, национальными группами и их государственными образованиями. Эти отношения бывают трех типов: равноправие; господство и подчинение; уничтожение других субъектов. К политической сфере относятся такие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций и др.Главные вопросы в национальных отношениях - равноправие или подчинение; неравенство уровней экономического и культурного развития; национальная рознь, распри, вражда. Национальная политика - политика многонациональных государств по отношению к проживающим в них нациям, народностям, племенам. Национальная политика - в РФ - система мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.

56. Национальные конфликты и их влияние на политику. Нац конфликт – вид социального конфликта, особенностью которого является переплетение соц-этнических и этносоциальных факторов и противоречий. Конфликты, отражая соперничество тех или иных субъектов (институтов) с одними силами, как правило, выражают их сотрудничество с другими, стимулируя формирование политических коалиций, союзов, соглашений. Тем самым политические конфликты предполагают четкое формулирование позиций участвующих в политической игре сил, что благоприятно воздействует на рационализацию и структурирование всего политического процесса. Выделяют три основные причины, лежащие в основе политических конфронтаций: разнообразные формы и аспекты общественных отношений, определяющие несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, недостаток ресурсов и т. д. Внешнюю направленность такого рода конфликтов, как правило, удается погасить достаточно легко. Однако искоренить источники конфликтной диспозиции сторон, различным образом включенных в политическую борьбу, можно только путем преобразований, либо меняющих саму организацию власти в обществе, либо реформирующих социально-экономические основания политической деятельности конкурирующих субъектов; расхождения людей (их групп и объединений) в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических и актуальных событий.Такие конфликты наиболее часто возникают в тех странах, где сталкиваются качественно различные мнения о путях реформирования государственности, закладываются основы нового политического устройства общества, ищутся пути выхода из социального кризиса; Такого рода конфликты характерны, прежде всего, для нестабильных обществ, где людям приходится осознавать себя гражданами нового государства, привыкать к нетрадиционным для себя нормам взаимоотношений с властью. Такие же противоречия возникают и в тех странах, где напряженность в отношениях с правящими структурами вызывает защиту людьми культурной целостности своей национальной, религиозной и тому подобной группы.

57. Россия как многонациональное государство и особенности ее национальной политики. Национальная политика - в РФ - система мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем. Многонациональное государство — государство, в котором титульная нация составляет менее 68%. Крупнейшее в мире многонациональное государство, сформировавшееся на протяжении многих столетий, Россия органично вобрала в себя все многоцветье народов, языков, религий, нравов и обычаев. Самый многочисленный народ Российской Федерации - русские. Русских в Федерации проживает 119,9 млн. человек (81,5% от всего населения республики)2. Русский народ имеет более чем тысячелетние традиции национальной государственности, богатейшую культуру. Русский язык является одним из общепризнанных мировых языков. Кроме русских, к наиболее крупным народам, ядро которых находятся в Федерации, относятся татары (5,5 млн.), чуваши (1,8 млн.), башкиры (1,3 млн.), мордва (1,1 млн.). Численность 17 народов - менее миллиона, но более 100 тыс. человек. В Российской Федерации проживают народы я меньшей численности (несколько десятков тысяч или даже сотен человек); табасараны (93,6 тыс.), хакасы (78,5 тыс.), балкарцы (73,7 тыс.), алтайцы (69,4 тыс.) и др. "Границы" национальных групп часто нечетки и во многом размыты. Они порой проходят как бы внутри семей, когда заключаются национально смешанные браки. Отсюда может быть множество переходных состояний из одного народа в другой, самое разнообразное сочетание взаимовлияний, черт различных национальностей.

58. Глобальные проблемы современности и роль России в их решении.
Разрушение природной среды Загрязнение атмосферы Загрязнение почвы Загрязнение воды. Проблемы озонового слоя Проблема температуры воздуха Проблема парникового эффекта Проблема перенаселения планеты Проблема энергетических ресурсов Проблема СПИДа и наркомании Проблема термоядерной войны Попытки решения: Демографический переход — естественный конец демографического взрыва 1960-хЯдерное разоружениеЭнергосбережениеМонреальский протокол (1989) — борьба с озоновыми дырамиКиотский протокол (1997) — борьба с глобальным потеплением. 59. Мировой политический процесс, его многообразие и сложности. Под международными отношениями обычно понимают системную совокупность политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных и гуманитарных связей и их отношений между основными субъектами мирового сообщества. Ведущая роль политики в международных отношениях обусловлена следующим.Во-первых, международные политические отношения теснейшим образом связаны, а подчас и переплетены с международными экономическими отношениями. Убедительным примером тому могут служить международные политические и экономические отношения периода холодной войны, когда по политическим соображениям над созданием средств разрушения, а не созидания работало более половины ученых и технической интеллигенции планеты.Во-вторых, политические отношения включают в себя наиболее мощные рычаги управления как собственно политическими, так и неполитическими международными процессами. К ним относятся: деятельность ООН, внешнеполитическая деятельность суверенных государств, общественных группировок, объединений, союзов.В-третьих, международные политические отношения имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации, что требует совершенно нового механизма для их регулирования.В-четвертых, международные политические отношения оказывают существенное влияние на формирование международного и мирового порядка, т.е. на обеспечение нормального функционирования государств и других международных институтов.


ть свою принадлежность к опред соц группе), адапта

60. Внешняя и международная политика современной России, особенности и основные тенденции. Вне́шняя поли́тика (внешние сношения государства) — общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики — дипломатия. Внешняя политика России определяется Президентом РФ и осуществляется Министерством иностранных дел.Россия — один из ключевых участников международных отношений. В качестве одного из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН Россия несёт особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Россия входит также в «Большую восьмерку» экономически развитых государств, является членом значительного числа других международных организаций, включая Совет Европы и ОБСЕ. Особое место занимают организации, созданные на пространстве бывшего СССР в основном при ведущей роли России: СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС.См. также: Членство России в международных организациях.Россия вместе с Белоруссией составляют так называемое Союзное государство.Россия проводит многовекторную внешнюю политику. Она поддерживает дипломатические отношения со 191 государством, имеет дипломатические представительства в 144 странах. У России нет дипотношений с Грузией, Бутаном, Тувалу и Соломоновыми Островами.Международное сообщество признало Россию государством-продолжателем СССР. Это означает, что, с международно-правовой точки зрения, Россия и СССР — одно и то же государство (в отличие от понятия «правопреемник», подразумевающего смену одного государства другим). Благодаря этому Россия продолжила осуществление всех международных прав и выполнение международных обязательств СССР. Среди них особенно важны статус постоянного члена Совета безопасности ООН, членство в других международных организациях, права и обязательства по международным договорам, имуществу и долгам.


61. Актуальные проблемы международной безопасности, основные направления ее обеспечения. МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - система международных отношений, основанная на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключающая решение спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы. Принципы международной безопасности предусматривают утверждение мирного сосуществования в качестве универсального принципа межгосударственных отношений, обеспечение равной безопасности для всех государств, создание действенных гарантий в военной, политической, экономической и гуманитарной областях - недопущение гонки вооружений в космосе, прекращение всех испытаний ядерного оружия и полная его ликвидация; роспуск военных группировок; безусловное уважение суверенных прав каждого народа; справедливое политическое урегулирование международных кризисов и региональных конфликтов; укрепление доверия между государствами; выработка эффективных методов предотвращения международного терроризма; искоренение геноцида, апартеида, проповеди фашизма; исключение из международной практики всех форм дискриминации, отказ от экономических блокад и санкций (без рекомендаций мирового сообщества); установление нового экономического порядка, обеспечивающего равную экономическую безопасность всех государств. Неотъемлемая часть международной безопасности - действенное функционирование закрепленного Уставом ООН механизма коллективной безопасности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.