Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Универсалии культуры




Изучая малые и большие, традиционные и современные общества, социологи постепенно выявляли некие элементы, которые обязательно присутствуют в каждой социальной культуре.

К таким универсальным компонентам М. Мид и К. Клакхон относят следующие элементы общества:

1. язык как символику и смыслы действий (знаки и значения);

2. ценностную систему как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, мифов, идеологий;

3. символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям;

4. типичные связи и взаимодействия (родственные, ценност­ные, функциональные, ритуальные и т.п.);

5. образцы и эталоны поведения.

С позиций фрейдизма в каждой культуре выделяют два непременных элемента:

1) правила брачных отношений, отражающих сложившуюся социальную культуру воспроизводства;

2) правила спортивных состязаний, в которых закреплялась культурная, санкционированная обществом форма выплеска агрес­сии.

А главное - культура — самопроизводящаяся и самовоспроизводящаяся система.

Человек, как существо социальное, создает множество обще­принятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные общие шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами. Культурная норма является системой поведенческих ожи­даний, культурным образом того, как люди предполагают действовать.

С этой точки зрения нормативная культура - это тщательно разрабо­танная система таких норм или стандартизированных, ожидаемых способов чувствования и действия, которым следуют члены общества.

Преобразование культурных норм происходит по-разному. Если неко­торые из них (например, нормы этикета, повседневного поведения) могут быть преобразованы относительно легко, то нормы, которые управляют наиболее значимыми для общества сферами человеческой деятельности (например, государственные законы, религиозные тради­ции, нормы языкового общения), изменить сложно и принятие их в измененном виде членами общества может протекать болез­ненно. Подобное различие требует классификации норм и анализа про­цесса нормообразования.

Рассмотрим основные типы норм в порядке повышения их общественной значимости.

Обычаи - это привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности.

Новые поколения людей воспринимают эти общественные способы жизни частично путем бессознательного подражания, частично путем сознательного обучения. При этом новое поколение выбирает из этих способов то, что ему представляется необходимым для жизни.

Таким образом, можно различать два типа обычаев:

1. те образцы поведения, которым следуют как предмету хороших манер и вежливости;

2. те образцы поведения, которым мы должны следовать, так как они считаются существенными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно.

Нравственные нормы. Некоторые обычаи, принятые в результате социальной практики в определенной группе или в обществе в целом, оказываются наиболее важными, затрагивающими жизненные инте­ресы во взаимодействиях членов группы, способствующими их безопас­ности и социальному порядку.

Нравственные нормы являются самообосновывающимися и саморазвивающимися. Они приобретают оттенок святости, и общество наказывает тех, кто нарушает их.

Нравственные нормы передаются последующим поколениям не как система практических выгод, а как система незыблемых "священных" абсолютов. В результате нравственные нормы твердо устанавли­ваются и выполняются автоматически. Когда они усваиваются индиви­дом, вступает в силу нравственный контроль поведения, что делает для этого индивида психологически трудным совершение запрещенных действий.

Институциональные нормы. Определенные взаимосвязанные системы обычаев и нравственных норм могут служить для регулирования процессов удовлетворения постоянно возникающих, наиболее значимых потребностей.

Речь идет, например, о формировании и функциониро­вании семей в обществе, управлении государством, обучении школьни­ков и студентов, распределении произведенного обществом продукта и др. Совокупность обычаев и норм, касающихся таких важных момен­тов в деятельности общества, воплощается в его социальных инсти­тутах.

Отличие институциональных норм от обычаев и нравственных норм заключается в том, что они сознательно разрабатываются и устанавливается формальный или нефор­мальный кодекс следования им.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.