Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логико-психологическая структура научного микротекста. Ошибки, затрудняющие понимание микротекста




Воздействие на читателя микротекста инф.характера, психологическая структура микротекста, информационная структура события, четыре модели описания событий в текстах кратких инф.сообщений

Воздействие текстов СМИ на читателя (слушателя). Логико-психологическая структура микротекста как условие воздействия газетного текста. Особенности работы внимания, мышления и памяти при восприятии газетного текста.

Факторы, влияющие на объективность результатов социологических исследований. Рекомендации к составлению вопросника (Логическая структура вопросника). Правила формулировки вопросов в анкетах. Приемы повышения объективности результатов опроса.

Методы социологических исследований. Наблюдение, эксперимент, анализ документов, контент-анализ, тестирование сформированности навыков чтения.

1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри».

2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

• вводная часть (введение в проблему),

• основная часть (вопросы по проблеме),

• заключительная часть (социальная).

4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.

5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.

Специфика контент-анализа позволила исследователям отнести его к «научно обоснованному методу чтения между строк». Контент-анализ относится к наиболее ранним методам изучения текста.

6. Контент-анализ – это количественный метод анализа текста, который позволяет выделить ключевые понятия и определить важность этого понятия для автора и для читателя на основе частоты поминания понятия и определить отношение автора к этому понятию на основе анализа, а также он позволяет определить отношение автора к этому понятию «+» или «-», если учитывается контекст потребления. Это методика разрабатывалась более 100 лет. Большой вклад в эту методику сделал Лассуэл. Пример, когда от общего количества вопросов подсчитывается вопросы на определённую тему.

Этот метод используется для анализа общественного мнения, а также для анализа индивидуального сознания автора. Интересные результаты были получены голландскими исследователями при анализе метафорических средств в языке газет. Это исследование охватывало 150 лет.

Требования к вопроснику:

  1. Рекомендации института Гэллапа. Они касаются логической схемы построения опросника. Она должна включать несколько частей (речь идёт о нескольких темах, каждая из которых должна включать 5 логических групп: вопросы для выяснения степени информированности человека при проблеме или включённости его в изучаемое поведение, вопросы без вариантов ответа (человеку предоставляется возможность самому сформулировать отношение к проблеме, при этом он может дать уклончивый ответ), вопросы предполагающие ответ да/нет или выбор из нескольких вариантов, вопросы для выяснения причин выбранного варианта поведения или мнения, вопросы для измерения интенсивности оценки или степени уверенности в своём мнении.
  2. Рекомендации института Гэллапа. Каждый документ должен быть анонимным, поскольку именно анонимность обеспечивает искренность ответов.
  3. Рекомендации. Специалисты института Гэллапа считают, что на результаты социологического исследования влияют следующие факторы:

- формулировка вопроса

- варианты ответа и их расположение

- от поведения социолога.

Существуют следующие правила формулировки вопросов:

  • Вопросы должны быть короткими
  • Слова и словосочетания д.б. простыми и общеупотребительными для всех групп населения
  • Вопросы не должны содержать слов с сильной эмоциональной окраской.
  • Вопросы должны включать все важнейшие альтернативы ответов
  • Должна существовать возможность зафиксировать в документе ситуацию затруднения с ответом.
  • Вопросы не должны содержать подразумеваемого отношения благожелательного и наоборот к той или иной точке зрения.
  • Если человека просят выбрать 1 из вариантов ответа, то в анкете варианты ответа должны быть представлены сразу после вопроса.
  • Если есть шкальные вопросы, то для объективных результатов нужно давать ответы в порядке уменьшения «+» влияния.

 

Воздействие информационных сообщений на читателя. Фрейм события:

1)Сущностные признаки события. Главные участники события, само событие, причина события, последствия, цель, обязательные условия.

2)Несущностные признаки. Где и когда произошло, как, второстепенные участники, оценка события по разным признакам.

Интерпретация заключается в том, кто участник, как представляется сущность события, какой элемент инф структуры стоит в третьей части микротекста.

4 модели интерпретации события с точки зрения важности события для самосохранения человека:

1)событие важное, неопасное

2)неважное, неопасное

3)важное, опасное, но контролируемое

4)важное, опасное, неконтролируемое (модель стихийного бедствия)

Эти модели сложились на основе интуиции и традиции.

Существует теория перевернутой пирамиды, которая используется в редактировании в СМИ. На первое место в сообщении нужно ставить наиболее важную инф, наименее важная – в конце, последовательность элементов может быть любой и представляют собой вопросы: кто, что, где, когда, почему? Первое предложение должно быть наиболее емким.

Теория Черепановой. Она анализировала воздействие публицистического текста. «Золотое сечение».

Нейролингвистическое программирование текста. Слово помещают в контекст, включающий определенную эмоциональную оценку. В текстах репортажей и статей различные наименования одного и того же события и одних и тех же людей выстраиваются в ассоциативный ряд и в нем могут оказаться слова нейтральные и слова с эмоциональной оценкой. В результате оценка может перейти на нейтральные слова.

Способы быстрого чтения. Развитие концентрации внимания, ассоциативное мышление и воображение, владеть разными видами чтения. Выделяют изучающее чтение, выборочное чтение, просмотровое чтение, реферативное чтение, техника быстрого чтения. Алгоритмы чтения: интегральный (восприятие книги в целом, автор, название, тема, выходные данные, главные тезисы, аргументы), дифференциальный (работа с небольшими текстами).

 

Четыре типа реализации описанной выше структуры микротекста (для

обозначения логически обусловленной связи используются символы [1] и ⇐,

для обозначения ассоциативной связи — символ →):

Тип А. I → II → III IV → V

Тип Б. I → II → III → IV → V

Тип В. I → II III → IV → V

Тип Г. I → II → III IV → V

В микротекстах типа А, В, Г реализуются три стратегии

психологического воздействия:

1) В микротекстах типа А при развитии информации от причины к

следствию, от основания к выводу, от общего к частному автор неосознанно

стремится психологически «заразить» адресата речи (читателя) своей

убежденностью, уверенностью. В этом случае автор опирается на естественный

процесс мышления читателя. В этом случае социальный статус читателя поднимается до статуса автора, автор и читатель оказываются равноправными партнерами. Вследствие этого читатель воспринимает предложенное автором решение как свое собственное.

2) В микротекстах типа В при развитии информации от следствия к

причине, от вывода к основанию, от частного к общему автор стремится

объяснить причины того или иного явления, процесса, факта реальной

действительности. В центре микротекста (в третьей части) находится

сообщение о причине, как и в микротекстах типа А, но сообщение о следствии

расположено раньше, во второй части, естественный ход мышления

нарушается, читателю приходится возвращаться назад, чтобы оценить

правомерность такого объяснения. При этом читатель должен сознательно

оценить не только достоверность информации, но и правомерность данного

интеллектуального действия, он осознает, что это объяснение, то есть

приписывание причины тому или иному факту, а такое приписывание есть

результат мышления человека, который может ошибаться

3) В микротекстах типа Г при развитии информации от следствия к

причине, от вывода к основанию, от частного к общему автор стремится

объяснить, доказать, подтвердить достоверность, приемлемость предлагаемого

в третьей части интуитивного решения, ссылаясь на некоторые аргументы. При

этом адресат речи осознает, что его убеждают. Из психологии известно, что

если адресат осознает характер оказываемого на него психологического

воздействия, то эффективность этого воздействия снижается. Автор настаивает

на своей позиции, он подчеркивает, что он более информирован, чем читатель,

тем самым повышая свой социальный статус и снижая социальный статус

читателя. В результате может возникнуть обратный эффект: читатель может

начать сомневаться в истинности информации, в правильности предлагаемого

решения, поскольку в доказательстве нуждается мнение, а не достоверное

знание.

 

1)физическая доступность текста

2)доступность для понимания

3) лингвистический уровень понимания текста: Уровень слова, изучал Микк А.Я. Уровень словосочетания, который представляет собой свернутое предложение повышают сложность текста для понимания – Хомский; глубинные структуры, в них описываем реальные ситуации, когда позицию грамматического подлежащего занимает тот, кто действует, сказуемое называет активное действие этого субъекта. Поверхностные структуры – любые способы названия ситуации другими грамматическими способами. Последовательность перехода от одной структуры к другой – трансформация. Виды трансформаций: субстантивация (читать книгу – чтение книги), образование причастия (читать книгу – читающий книгу), образование деепричастия (читать книгу – читая книгу), пассивизация, модальные трансформации. Экспериментально доказано, что при пересказе текста человек использует другие поверхностные структуры, чем те, которые были в тексте. Человек переводит поверхностную структуру в глубинную.

Уровни предложения:

1)Простое предложение. На восприятие текста влияет количество свернутых препозиций.

2)Сложное предложение. Наиболее простые для понимания сложноподчиненные, сложные бессоюзные и сложносочиненные с союзом и. На восприятие влияет длина предложения

Уровни микротекста:

1)Межфразовое единство, указывается на тематическое единство нескольких предложений внутри текста

2)Сложное синтаксическое целое. Последовательная связь предложений в тексте (И1- С1 – И2 – С2 – И3 – С3) и параллельная связь. Такая синтаксическая связь обеспечивается порядком слов, выбором синтаксической конструкции и лексическим наполнением этой конструкции

3)Микротекст. Обладает всеми признаками текста – законченностью, цельностью, связанностью, информационной достаточностью, коммуникативной задачей. Объем 7+-2. Л.П.

Доблаев выявил психологическую основу цельности и связности микротекста. В основе цельности микротекста лежит психологический процесс разрешения проблемной ситуации.

Психологи выделяют несколько этапов разрешения проблемной ситуации (Рубинштейн). Первый этап – возникновение проблемной ситуации. Второй – попытка разрешения проблемной ситуации на основе имеющихся знаний. Рост отрицательных эмоций приводит к ситуации образного мышления. Третий - а)усмотрение истины. Этап проходит не вербально, б) вербализация выбранного решения – это гипотеза. Четвертый – применение гипотезы для разрешения ситуации. Пятый – вывод.

Психологический процесс разрешения проблемной ситуации – основа познавательной деятельности. В нем соединяются два типа мышления, разные виды памяти. Участвует произвольное и непроизвольное внимание. При понимании текста происходит процесс разрешения проблемной ситуации. Леонтьев говорил, что в основе цельности текста лежат экстралингвистические факторы. Доблаев утверждал, что при чтении текста читатель проходит через все этапы процесса разрешения проблемной ситуации. Для того, чтобы текст был читабельным, его содержание должно соответствовать этапам процесса разрешения проблемной ситуации. Критерием правильности понимания научного текста является осознание логической связи между центральной частью, в которой появляется новое понятие и последующим текстом. Используя теорию микротекста можно объяснить что такое понимание объективно выраженной в тексте главной мысли (логическая связь) и субъективной интерпретации содержания микротекста.

Субъективная интерпретация – вывод читающего из микротекста на основе своих знаний о мире. Субъективная интерпретация важна, потому что это оценка содержания текста.

Виды лексико-грамматического контраста: значение подлежащего, значение сказуемого, значение действия или значение признака, логико-семантические отношения в предложении (отношения характеризации, значение идентификации, значение отождествления, значение бытийности), выбор страдательного или действительного залога, утверждение или отрицание, предложение простое или сложное, наличие или отсутствие причастных, деепричастных оборотов в предложении, коммуникативная сила высказывания (по теории речевых актов), декларатив (слово = действию), объективная и субъективная модальность, выбор наклонения, время, и др.

Виды ошибок, которые препятствуют правильному пониманию микротекста:

1)неправильное расположение ключевой инф

2)неправильное лексико-грамматических оформление логических связей

3)неправильное оформление 1 и 2 частей и 5

4)наличие избыточных повторов

5)избыточность или недостаточность микротекста

6)стремление автора сформулировать главную мысль текста

В научном тексте существует 4 варианта разрешения проблемной ситуации. Тип А, Тип Б, Тип В, Тип Г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.