Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидные свойства личности. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом




В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей вида Homo sapiens, которая преломилась в наследственной программе. С момента своего рождения индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.

Индивидные свойства человека интересует психологию в той мере, в какой они проявляются в становлении, развитии и функционировании человеческой личности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.

Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б.Г.Ананьевым. Первичный уровень проявления индивидных свойств:

Класс возрастно-половых свойств:

возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида;

половой диморфизм — фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм — это физическое различие между полами, обусловленное биологически. Изучение полового диморфизма и его проявлений в различных сферах поведения личности представляет интерес для психологии половых различий. Биологический пол индивида являет собой предпосылку становления психологического пола человека, однако не определяет его однозначно. Становление половой идентичности человека — одно из проявлений его социализации;

Индивидуально-типические свойства индивида:

конституциональные особенности: телосложение и биохимическая индивидуальность;

нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности.

Вторичный уровень индивидных свойств представляет результат взаимодействия свойств первичного уровня и включает в себя динамику психофизиологических функции (сенсорных, мнемических и т.д.) и структуру органических потребностей;

Высший уровень интеграции индивидных свойств человека: темперамент и задатки. Основная форма развития этих свойств — онтогенетическая эволюция, осуществляющаяся по определенной филогенетической программе, но постоянно изменяющаяся под влиянием социальной истории человечества. По мере Развертывания самих онтогенетических стадий усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активам воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида.

Темперамент— одна из основных индивидных характеристик. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности:

общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой — физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным и т.д.

особенности моторной сферы можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений и т.д.

эмоциональность: впечатлительность, чувствительность и импульсивность.

Родоначальниками учения о темпераментах были врачи Н.Гиппократ и К.Гален. Они создали, в сущности, гуморальную (от лат. humor — влага, сок) теорию темперамента. Само слово «темперамент» означает «надлежащее соотношение частей». Древнегреческий врач Гиппократ полагал, что у одних людей в теле преобладает желчь (chole), у других — больше всего крови (sanguinis), у третьих — особенно много слизи (phlegma) и, наконец, у четвертых — наибольшее количество черной желчи (melanos chole).

К.Гален выделил четыре типа темперамента, которые в наше время рассматриваются как основные:

холерик (бурный, порывистый, горячий и резкий);

сангвиник (живой, подвижный, эмоциональный и отзывчивый);

флегматик (спокойный, вяловатый, медлительный и устойчивый);

меланхолик (грустный, подавленный, робкий и нерешительный).

Попытка установить связь между строением тела индивида и его темпераментом была предпринята немецким психиатром Э.Кречмером. В своей работе «Строение тела и характер» он утверждал, что каждой конституции соответствует определенный психологический склад человека. На основе клинических наблюдений он пришел к установлению связи между типами телосложения и типами характера. Э.Кречмер выделял три основных типа телосложения и три соответствующих им типа темпераментов.

Астенический тип конституции характеризуется длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, слабой мускулатурой, удлиненным лицом и соответствует шизоидному темпераменту. Шизотимики — это аутичные люди, т.е. погруженные в себя, замкнутые, проявляющие склонность к чрезмерной абстракции и плохо приспосабливающиеся к окружению.

Пикнический тип конституции (греч. pyknos — толстый, плотный) характеризуется широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, полнотой, круглой головой, короткой шеей и соответствует циклоидному (циклотимическому) темпераменту. Циклотимики общительны, реалистично смотрят на мир и склонны к перепадам настроения от постоянно повышенного, веселого состояния духа у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального — у депрессивных.

Атлетический тип конституции (греч. athlon — борьба, схватка) характеризуется сильной мускулатурой, пропорциональным телосложением, широким плечевым поясом, узкими бедрами и соответствует эпилептоидному темпераменту. Эпилептоиды выражают эмоции сдержанной мимикой и жестами, внешне спокойны и невозмутимы, но временами бывают, подвержены неадекватным поводу вспышкам гнева и ярости. Они отличаются невысокой гибкостью мышления, мелочны и трудно приспосабливаются к перемене обстановки.

К конституциональным теориям относится также концепция американского психолога У.Шелдона, который выделяет три основных типа соматической конституции:

эндоморфный (с преобладающим развитием внутренних органов, слабым мешковатым телосложением и избытком жировой ткани);

мезоморфный (с развитой мышечной тканью, сильным крепким телом);

эктоморфный (с хрупким тело-сложением, слабой мускулатурой, длинными руками и ногами);

которым соответствуют три типа темперамента:

висцеротония;

соматотония;

церебротония.

Конституциональные типологии Э.Кречмера и У.Шелдона и предпринимаемые в них попытки связать тип телосложения с психологическими особенностями индивида критиковались за стремление напрямую связать тип телосложения, обусловленный генотипически, с характером и темпераментом человека, т.е. с психологическим складом личности.

Нельзя отрицать связи типов телосложения с определенными чертами характера и социальным поведением индивида. Однако не следует искать природу этой связи в наследственной обусловленности. Сами по себе особенности телосложения не определяют развитие психических качеств человека. Они могут выступать как органические предпосылки, влияющие на становление психических особенностей, и реально проявляют свое влияние в системе межличностных отношений носителей телесных качеств.

Например, в исследованиях было выявлено, что три соматотипа У.Шелдона (эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный) обладают в глазах подростков неодинаковой привлекательностью. Наиболее привлекателен мезоморфный, а наименее — эндоморфный тип. Со стройным, мускулистым телом подростки ассоциируют качества вожака, спортивность, активность. Полный подросток, напротив, является предметом их насмешек. Такие подростки редко занимают ведущее положение среди сверстников, имеют меньше возможностей выбора друзей и чаще испытывают потребность в поддержке.

И.П.Павлов обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Изучая три основных параметра процессов возбуждения и торможения (сила — слабость, уравновешенность — неуравновешенность, подвижность — инертность) и большое число их возможных сочетаний в природе, он установил четыре наиболее ярко выраженных типа нервной системы, три из которых — сильные (безудержный, живой, спокойный) и один — слабый. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный — темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный — темперамент холерика; слабый — темперамент меланхолика.

О силе нервной системы у человека говорят его высокая работоспособность, достаточная степень сдержанности в выражении чувств, умение ждать и выслушивать других, инициатива и настойчивость в достижении цели. О слабости нервной системы свидетельствуют противоположные свойства, т.е. повышенная утомляемость, недостаточная инициативность, внушаемость, плаксивость, боязливость.

Уравновешенность нервных процессов проявляется в отсутствии наклонности к раздражительности, колебаний настроения и аффективных вспышек. Неуравновешенность — в неспособности к ожиданию и нарушениях сна.

Подвижность нервных процессов определяется быстротой привыкания к новой обстановке, мыслительной подвижностью, живостью моторики и речевой артикуляции, быстротой засыпания и пробуждения.

Отечественные психологи (Б.М.Теплов, В.Д. Небылицин, B.C.Мерлин и др.) отмечают, что первостепенное научное значение работ И.П.Павлова заключается в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивидуума. Однако современные исследования показывают, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, а число комбинаций этих свойств значительно больше, чем это предлагалось И.П.Павловым.

Современные представления о темпераменте позволяют определить его как формально-динамическую характеристику поведения человека, проявляющуюся в общей активности взаимодействия человека с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результатам. В.М.Русалов выделяет семь критериев темперамента:

зависимость от содержания деятельности и поведения, т.е. отражение их формального аспекта (независимость от смысла, мотива, цели и т.д.);

характеристика мера динамического напряжения и отношения человека к миру, людям, себе,

8. основные подходы к изучению личности.
Раздел "ЛИЧНОСТЬ" относится к наиболее интересной части психологии. Этот раздел связывает общую психологию и прикладные области психологии в единую систему знаний. Вряд ли можно успешно заниматься прикладной, например, клинической или инженерной психологией, не зная личности и ее индивидуальных особенностей. В то же время сама общая психология, изучающая внимание, память и т.д., не имеет большого смысла, если она изучает только абстрактного "человека", без учета личностного фактора, без учета индивидуально-психологических различий. Каждый из нас стихийно, до того как открыл учебник по психологии, имеет какие-то бытовые представления о личности. Чаще всего личность ассоциируется с обаянием, популярностью, публичным "имиджем", силой воли, высокой уверенностью в себе, развитым самосознанием и т.д. У одних людей эти качества проявляются более отчетливо, у других – менее. Кто из нас не задумывался, почему это происходит? Действительно, почему, например, одни люди более агрессивны, чем другие? Одни – ведут себя в любой ситуации спокойно, а другие – находятся в постоянном напряжении и т.д.? В предлагаемом кратком курсе мы постараемся дать ответы на подобные вопросы.
В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот почему в психологии личности до сих пор не существует единого понимания личности. Можно предложить лишь некоторое схематическое определение личности: Личность это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека (Хьелл и 3иглер, 1997).
Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:
1) являются ли главные источники развития личности врожденными или приобретенными?
2) какой возрастной период является для личности наиболее решающим?
3) какие процессы являются доминирующими в структуре личности – сознательные (рациональные) или же бессознательные (иррациональные)?
4) обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением, или же его поведение полностью детерминировано факторами, которые находятся за пределами его сознания?
5) является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов? На первый из этих вопросов существует пять различных ответов.
Главным источником развития личности являются:
1) врожденные биологические факторы – инстинкты, врожденные тенденции;
2) врожденные психологические факторы (идеи, архетипы);
3) средовые, социальные факторы (воспитание, научение);
4) взаимодействие врожденных и приобретенных факторов;
5) субъектно-объектное взаимодействие (деятельностные факторы).
На второй вопрос ученые психологи дают три различных ответа. Наиболее решающим возрастным периодом в развитии личности является:
1) период детства;
2) период детства и юношества;
3) формирование личности и личностные изменения происходят в течение всей жизни человека.
На третий вопрос существует также три ответа. В структуре личности доминируют:
1) бессознательное;
2) сознательное;
3) могут доминировать и те и другие процессы в зависимости от типа поведения.
На вопрос о свободе воли мнения психологов разделяются на три категории, а именно, личность обладает:
1) полной свободой воли;
2) ограниченной свободой воли:
3) личностные процессы полностью детерминированы.
И, наконец, по пятому вопросу специалисты-психологи также делятся на три лагеря. По их мнению, внутренний мир личности:
1) полностью субъективен;
2) частично субъективен и частично объективен;
3) полностью объективен.
Каждый ученый-психолог придерживается определенных ответов на поставленные выше вопросы. Каждый ответ представляет собой предположение, гипотезу о природе личности. Теоретически можно представить любые сочетания ответов, однако, в реальной науке о личности сложилось семь современных довольно устойчивых комбинаций ответов, которые и называются подходами или теориями личности. Рассмотрим каждый подход более подробно. В конце изложения каждой теории, попытаемся дать более развернутое определение личности в рамках каждого подхода и дать описание структур, составляющих личность, а также теоретически ответить на один и тот же контрольный вопрос, например, почему некоторые люди более агрессивны, чем другие. Можно было бы спросить "доброте", и об "общительности" и т.д. Но на эти вопросы постарайтесь ответить сами.
Итак, личность – это многомерная система свойств. Обычно выделяют три уровня анализа личности как психологического образования: 1) свойства отдельных "элементов" личности; 2) компоненты, "блоки" личности; 3) свойства целостной личности. Соотношение свойств и блоков личности всех трех уровней называют "СТРУКТУРОЙ ЛИЧНОСТИ". Некоторые теории, а иногда и разные авторы в рамках одной и той же теории, обращают внимание не на все уровни, а преимущественно на один из них. Название элементов и блоков личности сильно варьирует от автора к автору. Отдельные свойства часто называют: характеристиками, чертами, диспозициями, особенностями характера, качествами, димензиями, факторами, шкалами личности. Блоки – компонентами, сферами, инстанциями, аспектами, подструктурами. Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей являются пока чисто умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.