Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональные и волевые процессы




Воображение, его сущность и виды.

Воображение является особой формой челов. психики. Характерно только для человека и является самым «психич.из всех псих.процессов и состояний». Однако остается загадкой и по сей день.

ВООБРАЖЕНИЕ – это особая форма отражения, которая заключается в создании нов.образов, путем переработки имеющихся представлений и понятий.

ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ: 1)представление действий в образах, возможность пользоваться ими, 2)воображение регулирует эмоц.состояние человека, 3)воображение участвует в произвольной регуляции познават.процессов, 4)с помощью воображения человек планирует и программирует деят-ть, дает оценку правильности и процессу реализации.

ВИДЫ:1)непроизвольное(под воздействием малоосозн.потребностей,независимо от какого-либо вмешательства),2)произвольное (образы сознательно формируются и приобретаются в соответствии с целями),3) репродуктивное(воспроизводящее – это вид, когда применяем фантазию,4)продуктивное (связывают с творчеством,нов.конструкт.идеи

ДР,ВИДЫ:1)сноведения-это пассивная непроизвольная форма воображения,2) галлюцинации-фант.видения, не имеющие никакой связи с действительностью,3)грезы – это фантазия,связанная с желанием, недосягаемая,4)мечта-это особая форма внутр.деят-ти, заключается в создании образа того, что человек хотел бы осуществить.

 

 

17.Память:сущность, процессы, виды, характеристики.

Память-это способность к запечатлению, сохранению и последующему воспроизведению того,что мы раньше воспринимали,переживали и делали.

ВИДЫ:1)двигательная (моторика), 2)образная (связана с запоминанием чувст.образом) –зрительная, слуховая, осязательная. 3) словесно-логич.(запоминание,восприятие), 4) эмоцион.(музыка,фильм,связанные с определенным событием),5)непроизвольная (не ставит цель),6)произвольная(ставит цель выучить)

Протяженность памяти:1)непосредственная (0,25сек.),2)оперативная(до 20 сек.)(работает в наст.момент), 3)долговременная:генетич.(от предков), наследственная(от родителей).

 

1. Эмоции.

Эмоции - это непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла явлений и ситуаций. Эмоции возникли в филогенезе как сигнал о биологическом состоянии организма после тех или иных воздействий на него

и представляют собой сейчас форму видового опыта, позволяющую отдельным индивидам совершать, ориентируясь на них, необходимые действия, целесообразность которых для него неясна. Но эти действия обеспечивают удовлетворение жизненно важных потребностей. Так, негативные эмоции, сопровождающие чувство голода, заставляют нас искать способы удовлетворения этой потребности, что, в свою очередь, направлено на сохранение нормального функционирования организма.

Теории эмоций.

* Теория Джеймса-Ланге предполагает, что вначале возникает реакция организма на какую-то ситуацию, которая затем переживается нами как определенная эмоция. Т.е. при встрече со злобной собакой мы вначале ощущаем, как у нас задрожали колени и похолодело внутри, а потом понимаем, что мы испугались. По мнению Джемса, "мы грустим потому что плачем, злимся потому что наносим удар, боимся потому что дрожим".

* Теория Кэннона-Барда подвергает сомнению названную теорию, т.к., по мнению Кэннона, многим различным эмоциям соответствуют одинаковые физиологические состояния и только от индивида зависит, как он истолкует это состояние и какой знак - положительный или отрицательный- ему припишет.

* Информационная теория П. Симонова устанавливает зависимость между возникновением эмоции определенной окрашенности и выраженности и степенью информированности индивида о возможности удовлетворения какой-либо потребности.

 

Эмоция = необходимая информация - имеющаяся информация.

 

Ясно, что в случае, если индивид имеет всю необходимую информацию

о возможности удовлетворения потребности, то возникает положительная

эмоция; если же имеющейся информации недостаточно, то возникает эмо-

ция отрицательная.

 

Классификация эмоций.

 

1. Самая простая из существующих классификация эмоций предлагает разделить их на два вида: переживаемые индивидом как отрицательные и переживаемые индивидом как положительные.

2. Также существует классификация, предлагающая делить эмоции на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающие заторможенность).

3. Классификация, предложенная В. Вундтом, предлагает характеризовать эмоции по трем направлениям:

- удовольствие-неудовольствие;

- напряжение-разряжение;

- возбуждение-торможение.

4. Американский психолог К. Изард выделяет следующие фундаментальные эмоции:

* интерес-волнение;

* радость;

* удивление;

* горе-страдание;

* гнев;

* отвращение;

* презрение;

* стыд;

* вина.

Все остальные эмоциональные реакции индивидов, по мнению Изарда, являются производными и комплексными, т.е. возникают на основе нескольких фундаментальных.

5. Отечественный психолог Б.Додонов предлагает еще более сложную классификацию эмоций:

* альтруистические эмоции (желание помогать другим людям);

* коммуникативные эмоции (возникающие при общении);

* глорические эмоции (связанные с потребностью в самоутверждении);

* праксические эмоции (связанные с успешностью деятельности);

* пугнические эмоции (связанные с ситуациями опасности, с потребностью рисковать);

* романтические эмоции (стремление к необычайному, новому);

* гностические эмоции (возникающие в познании);

* эстетические эмоции (связанные с восприятием произведений искусства);

* гедонистические эмоции (связанные с потребностью в удовольствии, удобствах);

* акизитивные эмоции (связанные с интересом к накоплению, коллекционированию).

 

 

Эмоциональные состояния.

 

Простейшей и древнейшей формой переживания эмоций является эмоциональный тон ощущений. Любой сигнал, воспринятый нашими анализаторами, вызывает определенную эмоциональную реакцию - положительную или отрицательную. В каждый момент времени на нас воздействует огромное количество раздражителей и каждый из них эмоционально переживается нами.

Если совокупное количество раздражителей, вызывающих положительную эмоциональную реакцию, больше, то мы чувствуем себя в настоящий момент хорошо - спокойно, расслабленно, удовлетворенно. Если же, наоборот, больше отрицательно воздействующих раздражителей, то мы чувствуем себя "не в своей тарелке", "неуютно", напряженно, неспокойно. Особенно важное значение для формирования общего эмоционального тона ощущений имеют запаховые раздражители. Обоняние - древнейший из анализаторов. Оно через нервную вегетативную систему тесно связано с деятельностью желез внутренней секреции и существенно влияет на общее состояние организма - в том числе и на общий эмоциональный тон.

 

Настроение - эмоциональное состояние, в течение длительного времени окрашивающее всю психическую жизнь человека. Различают два вида настроений:

* эмоциональный нерасчлененный фон (приподнятое или подавленное);

* четко идентифицируемое состояние (скука, печаль, радость)

Факторы, вызывающие определенное настроение, могут быть очень разными: от физиологических до высокодуховных. Так, например, несварение желудка, чувство вины за неблаговидный поступок или мысль, конфликтная ситуация в семье, неудовлетворенность уровнем проделанной работы способствуют формированию плохого настроения, а, скажем, ощущение благополучия организма после лыжной прогулки или полноценного сна, удачно выполненная работа, встреча с дорогим человеком, хорошая книга вызывают хорошее настроение. Специфика этого эмоционального состояния в том, что человек, будучи в определенном настроении, воспринимает все сигналы из среды окрашенными в те же эмоциональные тона, даже если рационально он способен их оценить адекватно.

 

Фрустрация - состояние острого переживания неудовлетворенной потребности, осознание невозможности достижения какой-либо значимой цели.

Факторы, вызывающие это состояние, называются фрустраторами, а ситуации, в которых это состояние возникает, называют фрустрационными ситуациями. Фрустраторами может быть широкий спектр факторов: физиологических (лишение сна, пищи, холод, жажда, неудовлетворенные сексуальные потребности и т.д.), психологических (отсутствие общения, недостаток информации, этические внутренние конфликты и т.д.)

 

Стресс - реакция на изменение условий жизни, процесс адаптации к новой ситуации, "неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование" (Селье).

В зависимости от вида стрессоров, подразделяют:

- физиологический стресс (изменение режима работы, тяжелый физический труд, чрезмерный холод или жара, недостаток кислорода, болевые стимулы);

- психологический стресс (существенное изменение жизненных условий, потеря близких людей, информационные перегрузки, обида и т.д.).

 

Ганс Селье, крупнейший специалист в области изучения стресса, выделяет следующие фазы развития общего синдрома адаптации:

* реакция тревоги - на этой стадии возбуждается симпатическая нервная система и надпочечники выбрасывают в кровь "гормоны стресса" - адреналин и норадреналин;

* фаза сопротивления - на этой стадии происходит мобилизация всего организма для преодоления стрессовой ситуации;

* фаза истощения - эта фаза наступает, если стрессовые ситуации наступают слишком часто и организм не успевает восстановить свои силы между стрессами.

 

Некоторое количество стрессовых ситуаций человеку необходимо, т.к. стресс (по крайней мере, две его фазы) оказывает мобилизующее воздействие, закаляет организм, повышает его сопротивляемость в отношении различных стрессоров. Но если, изменения, требующие адаптации, идут сплошной чередой (а в условиях современного крупного города человек подвергается воздействию стрессоров почти ежеминутно), то организм не успевает восстановиться и войти в нормальный режим работы - стресс становится хроническим.

 

Выделяют следующие основные признаки хронического стресса в стадии истощения:

* бессонница;

* боль в груди;

* постоянное покашливание;

* сексуальная неудовлетворенность;

* эмоциональный дисбаланс (перепады настроения);

* непреходящая усталость;

* мышечные боли.

Неблагоприятные последствия хронического стресса часто называют дистрессом. Дистресс вызывает самые разнообразные нарушения в жизнедеятельности индивида: снижает сопротивляемость инфекциям вследствие ослабления иммунитета, способствует появлению различных психосоматических (т.е. имеющих психическую природу) заболеваний - гастритов, язвы желудка, сердечно-сосудистых заболеваний, аллергии, бронхиальной астмы, заболеваний позвоночника и многих других, формирует различные нарушения в сфере мотивационной активности личности, невротические реакции и даже реактивные психозы.

 

Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для индивида условий жизни. Причиной возникновения аффекта является переживание человеком внутреннего конфликта между его влечениями, стремлениями и желаниями либо противоречия между требованиями, предъявляемыми ему окружающими (либо им самим) и возможностями выполнить эти требования. Аффект развивается в критических, неожиданно возникших, чаще опасных ситуациях в том случае, когда человек не может найти выход из них.

 

Признаки аффекта:

 

* сужение сознания, направленность его на раздражитель и неспособность адекватно оценивать ситуацию и свои действия;

* выраженная двигательная активность, связанная с необходимостью выплеснуть сильнейшее психическое напряжение, порожденное ситуацией;

* частичная или полная потеря памяти о событиях, предшествовавших аффекту и своих действиях во время него;

* сильное психическое истощение, физическая слабость после аффективной реакции;

* наличие "постаффекторных следов или комплексов", которые в случае наступления впоследствии похожей ситуации навязывают тот же способ ее разрешения, который был предпринят субъектом в первый раз.

 

Депрессия - эмоциональное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, общим снижением жизненной активности, слабостью волевых процессов, ослаблением памяти, мыслительных процессов, неспособностью концентрировать внимание. Человек в состоянии депрессии испытывает мучительные переживания, отчаяние, тоску. Характерными являются мысли о собственной никчемности, о невозможности предотвратить наступление каких-то ужасных событий, страх перед будущим, чувство вины за прошлые события. Длительные тяжелые депрессии могут привести к попыткам самоубийства. Депрессии у здоровых людей могут быть результатом хронического стресса, длительного перенапряжения, психической травмы.

 

Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам, событиям и другим людям. В онтогенезе чувства появляются позже ситуативных эмоций, они представляют собой личностный уровень

переживания человеком своего отношения к миру и зависят от культуры общества, в котором воспитывался человек, степени его развития. Иными словами, раздражители, вызывающие отрицательные или положительные эмоции, одинаково действуют и на человека примитивной культуры, и на современного высокообразованного англичанина, а вот факторы, вызывающие чувство стыда или негодования, будут совершенно различными. Важным отличием чувств от эмоций является то, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции носят ситуативный характер, т.е. являются реакцией на определенную ситуацию. Вместе с тем, чувства и эмоции тесно связаны, т.к. всякое чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. Более того, если на первых годах жизни именно эмоции являются основой формирования чувств, то по мере развития личности уже чувства начинают определять содержание ситуативных эмоций.

 

Страсти - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Причины формирования страстей почти исключительно связаны с бессознательными комплексами, требующих реализации в сфере сознания. Как всякие бессознательные влечения, эти комплексы не могут быть реализованы в своем настоящем виде и поэтому подвергаются изменению, сублимации, чтобы преодолеть цензуру Я. Будучи следствием неблагоприятного личного опыта индивида, страсти вместе с тем зачастую становятся движущей силой великих дел, подвигов, открытий, требующих величайшего напряжения и концентрации сил, которое было бы невозможно при других условиях формирования личности.

 

2. Волевые процессы.

Воля - способность человека самостоятельно регулировать свою деятельность, подчиняя ее сознательным решениям.

Волевое усилие включается при следующих условиях:

* при необходимости сознательно регулировать свою деятельность, т.е. во всех ситуациях, когда мы не следуем внешним стимулам к активности, а сами формируем их;

* при недостаточной мотивации к деятельности, т.е. в тех ситуациях, когда внешние стимулы не обеспечивают необходимый уровень активности; в этом случае мы должны сами создать дополнительные мотивы;

* при необходимости выбора мотивов, целей, средств при их конфликте, т.е. в тех ситуациях, когда мы сталкиваемся с двумя взаимоисключающими мотивами и должны сделать выбор между ними.

Волевое усилие заключается не только в сознательном побуждении активности, но и способности затормозить активность, отказаться от чего-то.

Способность к волевым действиям социально обусловлена, т.е. представляет собой результат воспитания и самовоспитания. Поведение детей раннего возраста реактивно - они реагируют на внутренние ("Хочу!") и внешние ("Сделай так и получишь конфетку!") побуждения к деятельности. По мере формирования личностных качеств ребенок становится способным к волевым действиям, формирует активное отношение к своим действиям, сам выступает их регулятором. Волевое усилие - это преодоление себя, высшее выражение сознательности, власть над собой.

Порок развития волевых качеств называется слабоволием. Слабовольный человек не в силах отказаться от желаемого, сделать выбор между двумя равносильными мотивами. Выраженность слабоволия бывает разной: от небольших уступок себе в отдельных ситуациях до невозможности осуществить элементарный выбор (ситуация "буриданова осла"). Патология развития воли называется абулией. При абулии человек понимает, что нужно сделать что-то, но не в силах заставить себя. Еще одной выраженной характеристикой абулии является следование внешним побудителям действий. Так, человек с подобной патологией входит в дверь лишь только потому, что она оказалась у него на пути.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.