Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Память. Виды памяти




Но, по мнению С.Л. Рубинштейна она представляет все же разновидность произвольного внимания, - хотя для поддержания внимания в этих условиях и не требуется усилий - потому что оно регулируется сознательно принятой установкой на определенную задачу. Именно это - а не наличие большего или меньшего усилия - является исходной, основной характеристикой так называемого произвольного внимания человека, как внимания сознательно регулируемого.

Различая произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного.

С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет, и мы сознательным усилием направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Учет этого перехода непроизвольного внимания в произвольное и произвольного в непроизвольное имеет центральное значение для правильного теоретического отображения реального протекания процессов внимания и для практической правильной организации работы, в частности учебной.

В психологической литературе Титченер отметил переход произвольного внимания в непроизвольное, когда наряду с «первичным» непроизвольным и «вторичным» произвольным вниманием он говорил еще о третьей стадии в развитии внимания, которая знаменует переход от произвольного снова к непроизвольному первичному вниманию. Эта стадия называется также послепроизвольным вниманием.

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе - с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

 

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта называют памятью.

В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. " Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз".

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).

В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, {осязательную, обонятельную, вкусовую}, эмоциональную и другие виды памяти.

У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица: "Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать". Дейл Карнеги объясняет этот феномен тем, что "нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу".

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.

Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.

Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.

По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную.

В первом случае перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение), осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

15.Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его восприятия.

Память - специфическая форма психического отражения действительности, обеспечивающая накопление, сохранение и воспроизведение впечатлений об окружающем мире; основа приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.

В памяти выделяют ряд основных (мнемических) процессов: запоминание, сохранение, забывание, восстановление. Посредством запоминания осуществляется ввод информации в память. на основе включения вновь поступающих элементов в существующие системы ассоциативных связей. Под сохранением понимаются процессы, способствующие удержанию информации в течение более или менее длительного периода времени. Сохранение тесно связано с забыванием. По сути, это две стороны единого процесса: при неполном сохранении говорят о частичном забывании, и наоборот.

Использование человеком своего опыта осуществляется благодаря восстановлению ранее усвоенного. Наиболее простой его формой, осуществляемой в условиях повторного восприятия, является узнавание. Более сложной формой восстановления является воспроизведение, при котором актуализируются известные по прошлому опыту мысли, образы, переживания, движения и др.

Существенной особенностью воспроизведения является его избирательный характер: оно связано с переработкой воспринятого, которая определяется конкретными условиями и задачей деятельности, а также индивидуальными особенностями субъекта, тем, как он понимает и переживает воспроизводимое. Поэтому память нельзя рассматривать вне зависимости от особенностей и свойств личности, ее актуального состояния: направленности, мотивации, склонностей, интересов, уровня активности и т. д.

Фактически, память любого человека можно считать строго индивидуальной, неповторимой, поскольку она представляет собой отражение опыта конкретного индивида. Индивидуальные различия в памяти объясняются как преимущественное развитие одного из видов памяти.

Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Она, как правило характеризуется исключительно сильной образностью. Яркая образность памяти свойственна и детям; довольно часто у них отмечаются явления эйдетизма (- способность к произвольному, точному и детальному воспроизведению зрительных образов воспринятого ранее). В качестве одного из факторов, определяющих индивидуальные и возрастные особенности памяти, указываются особенности высшей нервной деятельности (например, инертность).

Виды памяти. Существует несколько классификаций видов памяти. В соответствии с типом запоминаемого материала принято выделять вербальную, образную, двигательную и эмоциональную память. Генетические ступени развития памяти. (П. П. Блонский): от двигательной к эмоциональной, образной и, далее, к вербальной как высшему виду памяти человека.

Согласно культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, в развитии памяти ребенка можно выделить 2 линии: непосредственное (механическое) и опосредствованное запоминание. Кроме того, большое значение имеет развитие произвольных форм памяти, надстраивающихся над натуральными, непроизвольными ее видами.

Важнейшую роль в развитии памяти играет мышление, в первую очередь формирование понятий. Л. С. Выготский утверждал, что "для ребенка раннего возраста мыслить, значит вспоминать, для подростка вспоминать - значит мыслить". С возрастом меняется не только структура самой памяти, но и ее место в ряду других психологических функций. Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, развитие памяти ребенка идет от ассоциативно-механической к логической.

Не все виды памяти одинаково развиваются у людей здоровых, обычных и имеющих отклонения в развитии. Для задержек психического развития характерно преобладание ассоциативно-механической памяти над логической, непроизвольных форм запоминания над произвольными. В современной нейропсихологии принято разделать модально-неспецифическую, или общую память и различные виды модально-специфической памяти (зрительная, слуховая, двигательная...).

При характеристике процесса запоминания следует обращать внимание на влияние механизма интерференции на качество и количество воспроизводимого, припоминаемого материала. Влияние интерференции или отсутствие такового может указывать на дисфункцию соответствующего полушария головного мозга. Также большое значение для проявления интерферирующего влияния имеет возраст обследуемых и наличие психоневрологических, резидуально-органических расстройств.

В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала, выделяют зрительную, слуховую, осязательную (тактильную) память и т. д.

Память долговременная - процесс длительного сохранения в памяти ранее запоминавшихся объектов. Задача долговременной памяти. состоит в сохранении того, что необходимо на будущее. Она связана с организацией поведения в масштабах длительных интервалов времени, что неизбежно требует предвидения. Поэтому обусловливающей причиной долговременной памяти становится информационное содержание сигнала Для нее важна семантическая (смысловая) близость запоминаемых элементов. Различные виды памяти, свойственные человеку, объединяются в функциональную иерархию, насчитывающую несколько уровней: память эмоций, память образов, память понятий, память слов. Существуют и другие классификации

Память кратковременная (оперативная) - это тип памяти, который используется в процессе решения тех или иных задач. Она проявляется, например, когда человек ведет запись лекции, выполняет вычислительную операцию, строит фразу и т. д. Кратковременная память связана, прежде всего, с первичной ориентировкой в окружающей среде и поэтому направлена, главным образом, на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их информационного содержания. Если человек не повторяет специально того, что передано в кратковременную память, то длительность хранения не превышает нескольких десятков секунд (в лучшем случае - нескольких минут).

Механизмы памяти. Современные исследования связывают процессы памяти с так называемыми "следовыми" процессами, сущность которых сводится к тому, что нервная система может с большой точностью сохранять длительное время "следы" различных воздействий.

Объем памяти. Количественный показатель сохраняющегося в памяти или воспроизведенного материала.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.