Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строение тела и психологические особенности человека. Конституция и темперамент в концепциях У. Шелдона, Э. Кречмера





Шелдон

США

Основа типологии – тело и темперамент – это 2 параметра одного и того же объекта, каким является человек. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Но эта зависимость маскируется большой сложностью организма и психики, поэтому выделение связи между физическим и психическим требует выделения именно таких физических свойств, которые в наибольшей степени обнаруживают эту зависимость.

Основные типы телосложения он описал, используя специально разработанную фотографическую технику и сложные антропометрические измерения (17 измерений по 7 балльной шкале). Шелдон пришел к понятию соматотипа, которое можно описать с помощью 3 основных параметров.

Параметры: Эндоморфия, Мезоморфия, Эктоморфия.

Эндоморфный тип (7-1-1)

образуются в основном внутр органы. У людей данного типа наблюдается их чрезмерное развитие. Телосложение относительно слабое, с избытком жировой ткани.

Мезоморфный тип (1-7-1)

У этого типа хорошо развита мускульная система. Стройное и крепкое тело, являющееся противоположностью мешковатому и дряблому телу эндоморфа. Большая физическая устойчивость и сила.

Эктоморфный тип (1-1-7)

развивается кожа и нервная ткань. Организм хрупок, тонок, грудная клетка уплощена. Относительно слабое развитие внутр органов и телосложения. Конечности длинные, тонкие, со слабой мускулатурой. Нервная система и чувства относительно плохо защищены.

Смешанный, средний тип (4-4-4) – одинаковая интенсивность параметров.

Шелдон изучал нормально, хорошо питающихся, здоровых людей.

Типам телосложения соответствуют определенные типы темперамента. На основании долгих наблюдений Шелдон определял свойства темперамента у испытуемых. Основное внимание было обращено на такие свойства, которые связаны с характеристиками экстраверсии – интроверсии. Свойства темперамента оценивались также по 7-балльной шкале. Измеренные свойства делятся на 3 группы, внутри которых имеется их корреляция. Группы свойств были названы в зависимости от функций определенных органов тела: висцеротония (от лат. внутренности), соматотония (тело), церебротония (мозг). Висцеротоники – преобладание висцеротонии (7-1-1). Второй тип – соматотоники (1-7-1). Третий тип – церебротоники (1-1-7). По мнению Шелдона у каждого человека имеются все 3 группы физических и психических свойств. Различия между людьми определяются преобладанием тех или иных свойств. Между типом телосложения и темпераментом имеется большое соответствие, выражающееся коэффициентом корреляции 0,8. У лиц с преобладанием качеств эндоморфного телосложения наблюдается также усиление свойств темперамента, относящихся к висцеротонии. Мезоморфный тип – соматотонический тип темперамента, Эктоморфный – церебротонический тип темперамента.

Критика Кречмера и Шелдона:

Они игнорировали развитие в отношениях между психикой и строением тела. Также подчеркивалась непоследовательность в делении на типы. Указанные теории не давали удовлетворительного объяснения связи между телосложением и темпераментом.

Конрад

Конрад (ученик Кречмера), основываясь на критике концепций Кречмера и Шелдона, построил генетическую теорию типов («Конституциональные типы» 1941, 1963). Он считает, что различия в строении тела и их связь с темпераментом человека можно объяснить, только допустив существование особых генов, доминирование которых определяет то или иное телосложение и соответствующие ему свойства темперамента. По его мнению, ошибка Кречмера и Шелдона в том, что они выделяли 3 качественно отличных типа, тогда как генетический образ мышления заставляет видеть во всех явлениях биполярное деление, т.к. любое генетическое изменение объясняется по этой схеме. Исходя из этого, Конрад описывает строение тела, пользуясь 2 биполярными переменными. Телосложение в онтогенезе изменяется в 2х основных измерениях: в своих пропорциях и в полноте и росте. Первичные переменные – изменения пропорций (главная среди них пропорция между головой и телом). Конрад располагает их вдоль оси, один полюс – лептоморфия, другой – пикноморфия. Лептоморфик достигает на оси изменений пропорций тела такой точки, до которой никогда не доходит пикник.

Он вводит понятия: консервативное и пропульсивное развитие. Консервативное развитие характерно для пикноморфика, так же как для ребенка: большая голова по сравнению с туловищем. Пропульсивное – свойственно лептоморфику (маленькая голова в сравнении с туловищем). Это изменение пропорций касается многих частей тела (пр, пропорций конечностей – от коротких до длинных, профиля лица – от мало до более резко выраженного).

Первичные переменные, характеризующие пропорции тела, Конрад приводит в соответствие с первичными переменными, характеризующими психику индивида. Шизотимик (которому соответствует тип с лептоморфным телосложением) и Циклотимик (которому соответствует типу с пикноморфным телосложением). По своим психическим характеристикам циклотимик отличается от шизотимика так же, как ребенок от взрослого, причем этот вывод распространяется на такие параметры, как способ истолкования явлений, образ мышления, склонность к эйдетизму, психомоторика, эмоциональность и волевые процессы.

Вторичные переменные – изменения в росте и полноте. Крайние полюса – гипо- и гиперплазия. В отличие от первичных переменных, не выходящих за пределы нормы, вторичные переменные в своих крайних формах образуют патологию. Крайняя форма гиперплазии (Конрад сравнивает ее с атлетическим типом Кречмера) может приводить к акромегалии. Гипоплазия (ярко проявляющаяся у астеника) – к микромегалии. Гипопластическая форма связывается с консервативным развитием, гиперпластическая форма выступает как источник прогрессивного развития. Также и с психическими явлениями, среди которых тоже выделяются вторичные переменные. Вискозная (лат. липкий, вязкий) структура возникает в связи с гиперпластической формой. Спиритистическая структура соответствует гипопластической форме. Индивиды с вискозной структурой характеризуются медлительностью, пониженной способностью к дифференцированию, что является выражением пропульсивного развития. Индивиды со спиритистической структурой характеризуются подвижностью, легкостью и т.п., что является результатом консервативного развития.

Также Конрад выделял переменные третьего порядка, связывая их исключительно с патологией.

Конрад использует следующую технику измерения типа телосложения. Он вводит 2 основных индекса: метрический для измерения первичных переменных и пластический для измерения вторичных переменных.

Каждому психическому явлению соответствует определенное физическое явление, а каждому изменению в строении тела – перестройка в психической структуре. Оба этих явления всегда выступают вместе, но не зависят друг от друга. Они являются звеньями различных цепей генов, и вычленение этих цепей протекает как бы параллельно. До какого звена доходим, зависит от уровня, которого достигли в индивидуальном развитии. Этим определяется различия между людьми, в этом заключается источник деления на типы.

Критика всех конституциональных концепций:

Все конституциональные типологии недооценивают, иногда игнорируют роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида. В теории Конрада (современный вариант психофизического параллелизма) среде отводится роль фактора, лишь вызывающего заранее запрограммированные состояния и психические особенности.

Такие черты личности, как склонность к космополитизму или интернационализму (Конрад) или социализация пищевой потребности, любовь к компании и дружеским излияниям, терпимость (Шелдон) нельзя считать наследственными свойствами того же порядка, что и телосложение. Такие свойства, возникая на основе опред анатомо-физиологических особенностей индивида, формируются под воздействием воспитания и общественной среды. Пример, монозиготные близнецы, воспитанные в разных условиях, отличаются этими характеристиками.

Необоснованно утверждение, что здоровые люди носят в себе зародыш психических заболеваний, имеют определенную предрасположенность к ним. Перенесение данных на здоровых людей недопустимо (Кречмер, частично Конрад).

Ряд эмпирических исследований показал, что соответствие между телосложением и некоторыми свойствами темперамента нельзя считать доказанным.

 

25. Руководство, по мнению большинства специалистов, связано со статусной властью как производной от официальных, формальных отношений. Руководитель может назначаться вышестоящими инстанциями; он получает властные полномочия, в т.ч. право на применение позитивных и негативных санкций. Лидерство порождается системой неформальных отношений и по своей сути — психологический феномен, т.к. лидер может выдвигаться стихийно: он признается окружением за счет своих личностных качеств и может использовать право на санкции в отношении партнеров, однако эти санкции также неформальные. Таким образом, лидер использует личностную форму власти как одну из ее разновидностей. Он, как правило, не стремится навечно сохранить существующую систему отношений, охотно откликается на нововведения, может и пренебречь правилами управленческой иерархии, непосредственно обращаясь к источнику информации. Существует точка зрения на то, что в основе взаимодействия лидера с «подчиненными» лежит принцип равенства, т.к. лидер способен признать свои ошибки и не боится открыто принять необходимые меры для их исправления. Многие лидеры проявляют свойства авторитарного стиля, однако это не традиционная автократия, т.к. она основана на честном и уважительном отношении к личности партнеров. Лидеру свойственны настойчивость в достижении групповой цели и поиск единомышленников, он — постоянный ученик и должен «высовываться» и выделяться.

Можно определить основные различия между руководством и лидерством, которые сводятся к следующему:

• Разновидности власти: у лидера — личностная власть, у руководителя — совокупность личностной и статусной при приоритете статусной.

• Лидерство связано с регулированием внутригрупповых межличностных отношений, носящих неофициальный характер, а руководство является средством регулирования отношений в рамках социальной организации.

• Лидерство возникает и функционирует преимущественно стихийно, характеризуется относительной стабильностью функций и проявлений, тогда как руководство представляет собой процесс целенаправленной и контролируемой деятельности социальных организаций и институтов и отличается большей стабильностью и постоянством в своих проявлениях

• Процесс принятия решений в системе руководства носит более сложный и многократно опосредованный характер, чем в условиях лидерства.

Обобщая перечень различий, можно утверждать, что для поведения руководителя более характерны планирование действий подчиненных, распределение заданий и выявление путей их выполнения, разъяснение обязанностей, требование соблюдения определенных стандартов деятельности, критика неудовлетворительной работы. Руководство можно определить как процесс управления группой, осуществляемый начальником как посредником социальной власти на основе правовых норм и полномочий более широкой социальной общности, в которую включена данная малая группа.

Создается впечатление, что руководство и лидерство решают близкие социальные задачи: стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач, поиск средств для их эффективного решения. Однако лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения отдельных членов группы, а руководство является определенным проявлением социальных отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления — подчинения.

 

26. Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности.
Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.
Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.
Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.

Вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат). Причинами разделения стилей руководства скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры — и мужчины, и женщины — не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.

27. Уровни общения:

Макроуровень: общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются, сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцент делается на анализе психического развития индивида);

Мезауровень: общение рассматривается как совокупность целенаправленных, логически завершенных контактов или ситуаций взаимодействия, которые меняются и в которых оказываются люди в процессе жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни (акцент делается на содержательных компонентах ситуаций общения - «в связи с чем» и «с какой целью»; вокруг этого предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, этапы общения);

Микроуровень: внимание сосредоточивается на анализе элементарных единиц общения как взаимодействия поведенческих актов (взаимодействие охватывает действие одного партнера и противодействие другого, например «вопрос - ответ», «сообщение информации - отношение к ней» и т.п.).

Что касается функций (от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.

Функции:

Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).

Вторая функция - регуляционно-коммуникативная - заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.При таких условиях проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности, совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и коррекция поведения. Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и др.

Третья функция - аффективно-коммуникативная - характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.

28. Социальная коммуникация - сложное общественное явление, включающее в себя совокупность идей, теорий, отношений, организаций и учреждений. Социальная коммуникация делится по ряду признаков. Во-первых, по характеру целевой аудитории она может быть межличностной, групповой или массовой. Во-вторых, по автору, источнику сообщения она может быть официальной и неофициальной. И, наконец, она может быть вербальной или невербальной. Науки о коммуникации как самостоятельное направление были выделены в 50-х годах прошлого столетия, хотя и до этого времени существовало немало публикаций по данной тематике.

Социальная коммуникация является предметом социологии коммуникации – передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом. Можно выделить три группы на основе ведущего аспекта коммуникации:

1)языкового - ряд школ, которые трактуют язык как социальное явление, средство общения людей, связанное с их общественным положением

2)социального – изучение социальных факторов, способствующих формированию социального знания, и оценочных суждений.

3) коммуникативного - теория речевых актов (Дж. Остин) и критический анализ дискурса (Фаулер, Кресс).

Основы теории социальной коммуникации:

Онтологический аспект социальной коммуникации. Онтология социальной коммуникации связана, прежде всего, с природой ее первой составляющей — социальными структурами общества. Именно в рамках социальных сообществ различного типа удается на­блюдать социальную дифференциацию поведения людей и их речевой деятельности.

Гносеологический (связанный с процессом познания объекта и вычленения предмета исследования) аспект социальной коммуникации. Гносеология имеет ряд проблемных вопросов:

1. Взаимодействие коммуникации и социальных структур (т. е. зависимость коммуникативных структур от социальных).

2. Определение функции социальной коммуникации. (Взаимодействие с целью обмена и передачи информации и воздействия посредством этой информации на индивида или общество).

3. Обоснование единиц (социальной) коммуникации. (Данная единица должна не просто представлять информацию, но сообщать её.).

4. Понимание социальной информации (информация должна быть социально значимой).

5. Обоснование социальных категорий коммуникации (к социальным категориям, существенным для коммуникации, обычно относят социальный статус коммуникантов, их социальные роли, ситу­ацию, установку и оценку).

Методологический аспект социальной коммуникации.

Методологию иногда противопоставляют те­ории. Она складывается из теории социального познания, системы методов социального познания и анализа коммуникативных систем, актуализируемых в обществе.

29. К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).

Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.

Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации. Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями. Выделяют следующие виды диалога: информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником). Речевыми средствами манипуляции являются: эмоциональное воздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации; полемический; фатический (поддержание контакта).

В процессе коммуникации могут возникнуть коммуникативные барьеры:

Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания.

Стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения. Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию.

Семантический (смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур.

Фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко.

 

30. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. Согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим высшим животными, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах. Болгары несогласие с собеседником выражают кивком головы, который русский воспринимает как утверждение и согласие, а отрицательное покачивание головой, принятое у русских, болгары могут легко принять за знак согласия.

В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации тоже выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач, как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений. Коммуникативный характер, который приобретает у детей плач, хорошо передает их нередко встречающееся предупреждение “Я не тебе плачу, а маме!”

Виды невербальных средств общения.

Различаются три основных вида невербальных средств передачи информации (или их еще называют паралингвистические средства общения): фонационные, кинетические и графические.

К фонационным невербальным средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ…).

К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика.

Графические невербальные средства коммуникации выделяются в письменной речи.

 

30 Невербальные средства коммуникации и их характеристика.

31 Коммуникативные барьеры. Сущность и способы преодоления.

32 Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.

33 Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения).

34 Восприятие людьми друг друга в процессе общения и его механизмы.

35 Идентификация как социально-психологический механизм познания.

36 Эмпатия и аттракция как способы понимания другого человека.

37 Рефлексия как механизм самопознания личности.

38 Казуальная атрибуция как составная часть межличностного восприятия.

39 Окружающая среда и общество как важнейшие факторы формирования личности.

40 Акцентуация и ее влияние на социально-психологические качества личности.

 

 

Общение (как информационно-коммуникативный процесс) - процесс обмена информацией с помощью вербальных и невербальных средств.

Средствами невербальной коммуникации являются - жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую слова.

Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения.

Невербальное общение — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.

Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2—3 лет).

Само по себе невербальное общение способствует развитию и со­вершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.