Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие личности в психологии. Структура личности. Характеристика Я-концепции. Роль самооценки в общении и саморазвитии личности




"Личность" - одна из наиболее сложных категорий научной психологии, используемая для оценки психологических качеств и свойств человека. Говоря о личности, мы предполагаем существование единства внутренних свойств (характер, темперамент, способности и т.д.) и внешних особенностей человека. Для социально-психологического анализа следует разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек".

Наиболее общим понятием является "человек" - биосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия труда. "Индивид" - отдельный представитель человеческой общности, существо в единстве биологических и социальных качеств. "Индивидуальность" - человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей; своеобразие психики индивида, ее неповторимость. "Личность" - социально-психологическая сущность, формирующаяся в результате усвоения человеком общественно-исторического опыта.

В психологии существуют два основных подхода к пониманию личности - широкий и узкий. В широком смысле личность - это субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности, в данном случае, входят социальные, психологические и биологические характеристики. В узком смысле личность - это определенное качество, которое формируется у человека в процессе его жизни в обществе. Как правило, к чисто личностным особенностям, исходя из данного определения, можно отнести ценностно-смысловую сферу. Таким образом, узкий подход характеризует личность со стороны ценностей, мотивов, мировоззрения, самосознания.

Под структурой личности в психологии понимают совокупность относительно стабильных и неизменных свойств, проявляемых индивидом в разное время и в разных обстоятельствах.

Согласно З. Фрейду, структура личности состоит из трех устойчивых образований: Оно, Я и Сверх-Я. Каждая из подструктур имеет собственные принципы функционирования.

Оно - это подструктура личности, соответствующая бессознательной части человеческой психики и содержащая в себе врожденные инстинктивные влечения (прежде всего, сексуальность и агрессивность). Кроме того, Оно служит резервуаром "изгнанных" из сознания (вытесненных и подавленных) желаний, неприемлемых с точки зрения моральных норм. Существование Оно подчинено принципу удовольствия. Оно стремится к удовлетворению первичных потребностей "здесь и теперь", чуждо логике и морали, символически выражает себя в сновидениях и фантазиях.

Я образует сферу сознания субъекта и выступает в качестве посредника между влечениями Оно и требованиями общества. Таким образом обеспечивается относительное личностное равновесие. Я подчиняется "принципу реальности", именно с этой структурой связаны логика, рациональность и здравый смысл.

Сверх-Я выступает внутриличностным воплощением моральных норм и запретов, социальных стандартов поведения, ценностей и установок. Это подструктура совести, с которой связаны переживания вины и стыда, возникающие в случае нарушения требований общества. Сверх-Я формируется в онтогенезе в результате усвоения ребенком моральных норм и социальных требований. Данная структура подчиняется принципу цензуры и контролирует поведение с помощью механизмов стыда и раскаяния.

В отечественной психологии сложился самостоятельный подход к описанию личностной структуры.

А. Р. Лазурский выделил в структуре личности два важнейших компонента:

1. эндопсихику - совокупность внутриличностных психических и психофизиологических функций, к которым он относил темперамент, характер, умственные способности и т.д.;

2. экзопсихику - совокупность отношений личности - к природе, обществу, к другим людям, к самому себе.

Другой видный психолог С.Л. Рубинштейн различал в структуре личности темперамент, характер, способности, направленность и самосознание.

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а так же отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.

Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и осталось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними, а для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение. Существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворения естественных потребностей, все, что делает человек для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной.

При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки “высокий уровень” и “выше среднего уровня” (человек заслуженно ценит, уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка м. б. и неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, исполняют самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов.


2. Понятие индивидуальности. Темперамент, способности, характер и воля как проявление индивидуальных различий. Характиристика двух индивидуально-психических свойств.

Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и т.д.).

Темпераментом называется соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности. Термин произошел от латинского temperamentum – соотношение частей. Тип темперамента является врожденным свойством нервной системы, но может немного измениться под влиянием условий жизни или воспитания.

Сангвинический темперамент обладает сильным уравновешенным быстрым типом нервной системы.

- Флегматический темперамент обладает сильным уравновешенным медленным типом нервной системы.

- Холерический темперамент обладает сильным неуравновешенным типом нервной системы.

- Меланхолический темперамент обладает слабым типом нервной системы.

Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, уменийи навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видовдеятельности. Общими называются такие способности,которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческойдеятельности. К ним, например, относится уровень общего интеллектуальногоразвития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь,ручные движения и работоспособность. Специальные - это способности к определённымвидам деятельности: музыкальные, изобразительные, лингвистические и другие.

характер понимается как:

§ система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.

§ мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности

§ отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения идеятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудностипри совершении целенаправленных действий и поступков.Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляциянашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия длянормальной жизни.Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующейдеятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленноедействие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощьюволевых усилий.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.