Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическое поведение




Экономическим поведением обычно называется поведение, вызванное экономическими стимулами, и деятельностью хозяйствующего субъекта. Экономическая психология направлена на исследование процессов и механизмов, лежащих в основе потребления или других типов экономического поведения, и прежде всего предпочтений, выборов, принятий решения и влияющих на них факторов.

Любому поступку человека обычно предшествует восприятие, осмысление, понимание ситуации и себя в ней, т.е. когнитивные (познавательные) компоненты; субъективное отношение, окрашенное чувствами, т.е. аффективные (эмоциональные) компоненты, и, наконец, действие или, наоборот, его сдерживание, т.е. конативные (мотивационно-волевые) компоненты. Рассмотрим их.

Когнитивные факторы. Здесь рассматриваются познавательные компоненты и факторы экономического поведения, обращается внимание на рациональное и иррациональное в экономическом поведении, выявляются субъективные составляющие экономических оценок, объясняются причины и факторы экономического выбора.

В экономике, которая изучает отношения людей по поводу хозяйствования, эти отношения описываются прагматично, рационально-упрощенно, на языке вещей и цифр. Экономическая наука длительное время опиралась на концепцию «экономического человека» – рационального, имеющего стабильные предпочтения и стремящего максимизировать собственную выгоду в условиях абсолютной полноты информации, свободы выбора и количественной оценки альтернатив. Современная экономическая наука стремится преодолеть упрощенную схему «экономического человека». И в этом ей помогает экономическая психология.

Принятие экономических решений. Наибольшее внимание в полемике экономистов и психологов о рациональности экономической деятельности и поведения было сконцентрировано на проблеме принятия экономического решения. Вложение денег в бизнес, выбор профессии или учебного заведения, перемена районов, городов или стран жительства связаны с принятием решения при отсутствии определенной информации о результате.

Неопределенность остается постоянной, иногда доминирующей особенностью условий существования человека.

Экономический взгляд на принятие решения сводится к двум вопросам: «Какова ценность этого?» и «Что я должен за это отдать?» Отсюда выбор между тем или этим, «сейчас» или «потом». Когда делается выбор между определенными альтернативами, то достаточно описать варианты для самих себя словами «лучше, чем», «хуже, чем», или «такой же».

Но в поведении человека все не так однозначно. Обратимся, например, к аксиоме «жадности», представленной в теории спроса: «Если корзина А содержит такие же товары, что и корзина Б, но хотя бы на одну единицу одного товара больше, то А всегда будет предпочитаться Б».

Экономистам свойственна тенденция преувеличения абсолютизации когнитивных компонентов. Они рассматривают принимающего решение человека как рационального последовательного, главная цель которого – выгода, а основной принцип деятельности – ее максимизация.

Выбор и расчет. Многие не любят расчеты и используют приблизительные догадки. Эксперименты показали, что очень немногие люди умеют и хотят соединять вероятности независимых событий путем умножения.

В условиях неопределенности человек может себя вести как интеллектуальный калека. Известны следующие основные виды систематических ошибок, допускаемых при оценке вероятностей:

эффект репрезентативности (переоценивается надежность малых выборок);

эффект наглядности (переоценка вероятностей ярких, запоминающихся событий);

эффект эгоцентризма (недостаточный учет априорной информации и использование преимущественно собственного опыта);

эффект консерватизма;

эффект якоря (влияние точки отсчета, с чем сравнивается)

эффект Монте-Карло (при оценке вероятностей двух последовательных независимых событий люди стремятся устанавливать между ними связь);

Поскольку в экономическом поведении люди не всегда производят вероятностный расчет, следует учитывать, что задачи выбора, где риск предварительно подсчитан, вызовут иное поведение, чем те, в которых люди производят подсчеты самостоятельно.

В экономике часто констатируется тот факт, что во многих экономических ситуациях люди, более способные к рациональным вычислениям, имеют преимущество над людьми ненаблюдательными, заторможенными или склонными принимать решение под влиянием импульса. В то же время интуитивный подход при оценке вероятностей может быть проявлением дефицита времени или экономии энергии.

Итак, люди учитывают вероятность событий, причем определенность желанна сама по себе, но в разных ситуациях неопределенность, риск, вероятность событий воспринимаются по-разному.

Психологические затраты. Экономическое поведение определяется многими факторами и не может быть аксиоматически описано и однозначно предсказано. Рациональное поведение, рациональный выбор – это только один из вариантов поведения. Экономисты – представителями институциональных теорий фирмы и потребительского спроса – стремятся учитывать влияние психологических факторов на экономические решения и отношения. Включая психологические составляющие в модели экономического поведения, они сумели выйти за рамки упрощенной схемы «экономического человека».

Экономическое поведение как субъекта, так и социальной группы не ведет к максимизации экономического результата поведения. Это связано с инерционностью экономической деятельности. Субъекты не реагируют на изменения в экономической жизни до тех пор, пока потребность в принятии нового решения не становится слишком очевидной. Соответственно в течение некоторого промежутка времени максимизации выгоды не происходит.

Анализ моделей экономического поведения позволил сделать и другие существенные поправки к традиционному пониманию рационального поведения. Рассматривая фирмы в качестве субъектов экономической деятельности, пришли к выводу, что фирмы в процессе деятельности не максимизируют прибыль и не минимизируют затраты. Это положение в значительной степени совпадает с рядом аспектов теории фирмы, утверждающей, что принятие рационального решения фирмой не означает выбора максимизирующей функции. В процессе принятия решения происходит поиск приемлемых вариантов, и в условиях недостаточности или ограниченности информации выбор делается не в пользу максимального варианта, а в пользу одного из удовлетворительных вариантов. Модель «поиск-удовлетворение» сегодня признана экономической наукой и постепенно включается в различные теоретические и практические построения. Американские экономисты показали, что менеджеры крупных корпораций не заинтересованы в максимальных прибылях своих фирм, так как это связано с повышенным риском. Поэтому для сохранения своего положения менеджеры выбирают варианты развития, ориентированные на краткосрочные и стабильные доходы.

Вместо модели максимизации часто используется модель оптимизации, однако экономисты в большей степени делают акцент на роли логического мышления и переносят центр тяжести на внешние относительно субъекта факторы.

Но экономическое решение может быть принято на основании эмоции или привычки. Тогда вместо максимально выгодного решения осуществляется менее психологически затратное. Привычка предполагает стереотипные автоматизированные действия, что дает экономию во времени и энергетических затратах. Эмоция в отличие от мыслительных актов дает быструю, хоть и грубую оценку ситуации, т.е. опять происходит экономия во времени и экономия энергии. Интуитивный подход при расчете вероятностей также может быть выбран как менее затратный, поскольку мыслительные операции требуют больше времени и психоэнергетических затрат, чем восприятие и эмоция.

Однако чем больше субъективная значимость поступка, тем выше его рациональность, т.е. чем важнее для человека результат его поступка, тем скорее он будет обдумывать решение, рассчитывать, взвешивать, проявлять все виды поисковой активности.

Важным фактором, перекрывающим стремление к выгоде, является затратность максимально выгодного решения. Вы часто предпочитаете купить что-то несколько дороже, но ближе к дому или выполнить работу с помощником, а не в одиночку, и получить за нее меньшее на его долю вознаграждение. Тогда не рациональность, а оптимальность становится критерием экономического решения и поступка. Под оптимальностью понимается рациональность, ограниченная тем или иным фактором, в данном случае затратностью.

Как ни странно, дополнительные психологические затраты по принятию экономического решения могут снизить его эффективность. Так, интересен пример из области менеджмента. Американские специалисты убедились в существовании эффекта «бремени победителя». Как правило, он срабатывает, т.е. в том случае, когда кандидатов на должность будет рассмотрено очень много, велика вероятность, что будет отобран далеко не лучший.

Кроме общепсихологических компонентов принятия экономического решения (восприятие и оценка, сравнение и понимание), на него оказывают влияние еще и социально-психологические (т.е. связанные с взаимодействием между людьми и группами) механизмы. Например, в процессе объяснения поведения других людей – партнеров, конкурентов включаются различные механизмы атрибутирования. Атрибуция – это приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного анализа их действий и поступков, своего опыта и представлений. Такое приписывание часто бывает неточным и ошибочным.

Наиболее типичной ошибкой атрибуции является приписывание субъекту характеристик, которыми обладает не он, а ситуация, в которой он находится. Допустим, ваш потенциальный партнер временно отказывается от сотрудничества, а вы приписываете ему своекорыстие, эгоистический интерес. На самом деле его поведение продиктовано исключительной ситуацией (допустим, временным отсутствием денежных ресурсов), и он действительно склонен к сотрудничеству в более поздний период. Если вы оказались в плену атрибуции и повели себя жестко и своекорыстно в ответ, то вы рискуете потерять возможность дальнейшего сотрудничества. Или, например, вам отказали уступить в цене товара, а вы связали отказ с жадностью продавца, тогда как отказ объясняется обязательствами перед организацией, и обида на конкретного человека неуместна.

Итак, экономическое поведение обусловлено многими причинами. Принцип максимизации выгоды в последние десятилетия опровергается экономистами и психологами. Если раньше нерациональное поведение рассматривалось экономикой как исключение, аномалия, то теперь психологи и экономисты знают, что рациональное решение – это только один из вариантов принятия решения.

Аффективные факторы. К аффективным факторам экономического поведения относятся эмоции, чувства, переживания. Эмоции – это психофизиологический процесс, целостная реакция организма, отражающая отношения субъекта к объекту (другому субъекту) в ситуации неопределенности. Эмоции окрашивают и таким образом закрепляют индивидуальный опыт в экономической сфере, влияют на экономическое поведение. Благодаря эмоциональной памяти полезные формы поведения закрепляются, а неудачные отвергаются.

Положительные эмоции, хорошее настроение, стимулируют большую потребительскую активность, поэтому используются различные факторы (зрительные, слуховые, обонятельные и др.), поднимающие настроение в магазинах, супермаркетах, в местах развлечений. Положительные эмоции усиливают оптимистические ожидания, которые увеличивают незапланированные траты и снижают стремление потребителя сэкономить. Действие отрицательных эмоций противоположно. Те же закономерности срабатывают у биржевых игроков: на фоне положительных эмоций они питают больше надежд по отношению к продукции, ее эксплуатации или ситуации на бирже, что стимулирует большой риск.

Благодаря эмоции активизируются энергетические резервные возможности в ситуации неопределенности. Однако для разных ситуаций, видов деятельности необходим различный уровень активации. Существует оптимальный уровень возбуждения, желания, эмоционально-мотивационного обеспечения деятельности. В состоянии повышенного возбуждения люди скорей займутся более легкими видами деятельности, а в состоянии низкого возбуждения – более сложными. Если в ситуации повышенной ответственности в трудовой и учебной деятельности перевозбуждение, перемотивация ухудшают результат работы, значит, нагнетание напряжения и тревоги в таких ситуациях будет управленческой ошибкой.

Влияет на экономическое поведение в целом и личный профессиональный профиль, а именно содержание, характер преобладающих эмоций и чувств, тех высших эмоций, которые конкретному человеку особенно желанны.

Эмоциональный профиль личности и группы может быть использован при решении маркетинговых задач. Так, рекламе следует опираться на эмоции, предпочтительные для группы, которой она адресована. Знание о доминирующих высших эмоциях коллектива или группы целесообразно применять также в целях эффективного управления ими.

Эмоция или рациональный расчет играет ведущую роль при покупке? Это зависит от характера товаров и услуг и от личности покупателя. Чем экспрессивней товар (вызывает сильные яркие эмоции), «заражает», притягивает), тем в большей степени подавляются когнитивные компоненты оценивания и выбора товара, т.е. выбор становится менее обдуманным. Экспрессивность продукта скорее связана с престижем, выразительностью, «модностью», чувственной привлекательностью, чем с его функциональным и утилитарным назначениями. Например, экспрессивность одежды служит ее психосоциальным целям, тогда как ее защитное свойство – функциональным.

Эмоциональному выбору свойственны внутренняя целостность и нерасчлененность, самосфокусированность и необъяснимость. Экспрессивный товар порождает эмоциональное суждение, которые тесно связаны с образом «Я». Это «мое», «мне это нравится», «это не для меня», «именно это мне подходит» – примеры личных эмоциональных суждений в отличие от когнитивных «это вещь дешевая и добротная», «в машине много места», «натуральные ткани здоровее».

Часто эмоциональный выбор становится ведущим при отборе из нескольких альтернатив (направляет и удерживает внимание). Выделяет что-то из окружающего и создает первое впечатление, эмоциональный выбор, а при окончательном выборе осуществляется информационный поиск и рациональный расчет. Чем выше заинтересованность в результате, важнее правильный выбор, тем скорее обдумывание будет доминировать над эмоциями.

Конативные (мотивационно-волевые) компоненты.

Здесь акцентируется внимание на экономических мотивах поведения.

Экономические мотивы представляют собой особую категорию мотивов. Мотивы, относящиеся к накоплению богатства, конкуренции, эгоизму и альтруизму, погоне за прибылями, склонности к риску и сделкам, имеют экономическую направленность.

Изучение экономических мотивов помогает в объяснении экономического поведения как сравнительно автономного, целостного участка поведения.

Мотивы накопления. Автор «Основного психологического закона» Дж. Кейнс, сопоставляя побудительные силы мотивов потребления и мотивов сбережения, отмечает, что обычно побуждение к удовлетворению неотложных нужд человека и его семьи по силе воздействия на поведение превосходит побуждение к накоплению. Им выделяются следующие мотивы сбережения или в его терминологии «воздержания от расходов»:

осторожность (создание резерва на случай непредвиденных обстоятельств в условиях конкуренции);

предусмотрительность (учет того, что в будущем соотношение между доходами и расходами изменится в худшую сторону из-за потребности обеспечить старость, дать членам семьи образование, содержать иждивенцев);

расчетливость (стремление обеспечить себе доход в форме процента или предполагаемого увеличения ценности имущества в будущем, так как люди часто отдают предпочтение большему потреблению в будущем по сравнению с меньшим потреблением в настоящем).

стремление к лучшему (мотив. основанный на широко распространенном подсознательном желании видеть в будущем постепенное повышение своего жизненного уровня, возможности увеличения своих будущих расходов, даже в том случае, когда сама возможность пользоваться благами может убывать);

стремление к независимости (финансовая независимость предоставляет человеку больше личностной свободы);

предприимчивость, как обеспечение свободы для спекулятивных и коммерческих операций, как желание обеспечить ресурсы для осуществления дальнейших капиталовложений, не прибегая при этом к долгам или к помощи рынка капиталов;

желание оставить наследникам состояние;

чувство скупости как таковое, когда человеком двигает ни на чем не основанное стойкое предубеждение против самого акта расходования.

Альтруизм. С точки зрения экономической психологии альтруизм выражается в поведении – помощи, в подарках, благотворительных пожертвованиях, поведение в условиях социальных дилемм и переговоров. От альтруистических мотивов зависят предпочтения в области распределения денег (или прибыли). Существуют различные попытки объяснения альтруистического поведения, можно рассматривать альтруизм как вариант эгоизма.

Зрелость экономического сознания предполагает доминирование сотрудничества среди многочисленных форм поведения, проявления соотношения «выгода для себя, выгода для других». Сотрудничество (выгодно обоим партнерам) эффективнее, созидательнее, чем состязательность (выгода себе – ущерб другому, индивидуализм), альтруизм (выгодно только другому) и др. Даже в условиях активной конкуренции договор чаще выгоднее, чем борьба.

Мотивы труда. Самым устойчивым мотивом трудовой деятельности человека является желание получить материальное вознаграждение за работу. Полученная плата может расходоваться на самые разнообразные цели в зависимости от того, каков сам человек (потребление – исключительно психологический аспект экономического поведения). Цели расходов могут быть возвышенными и эгоистичными, но побудительным мотивом, всегда будут деньги. Это создает предпосылки для того, чтобы стремления, склонности, мотивы или побудительные силы человека, недоступные непосредственному измерению, измерить косвенно, через внешние их проявления, выступающие в денежной форме. Сума денег, ради которой человек готов выполнять утомительную работу, как-то характеризует меру готовности преодолеть тяготы труда. Сумма денег, которую человек готов отдать за вещь или услугу, соотносима с силой побудительных сил, толкающих на их утрату.

Одна из современных классификаций мотивов труда включает три вида побуждений заниматься трудом:

– побуждения общественного порядка (осознание необходимости приносить пользу обществу, оказывать помощь другим, нежелание прослыть тунеядцем);

– получение материальных благ для удовлетворения материальных и духовных потребностей;

– удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации.

Характеризуя мотивацию потребителя, выделяют три основных потребности: стремление к разнообразию, стремление привлечь к себе внимание и жажда признания как такового. Более подробной, признанной психологами и широко применяемой на практике является классификация потребностей Абрахама Маслоу.

Волевые компоненты. К волевым компонентам экономического сознания и поведения относятся экономические нормы, экономический поступок, деятельность.

Экономические нормы не выделялись до недавнего времени в самостоятельный вид социальных норм (стандартов поведения, регламентирующих отношения людей, «правил игры»). Однако в этом возникла необходимость, потому что они могут и стимулировать, и тормозить активное экономическое поведение, предприимчивость.

Одна из особенностей экономических норм заключается в том, что они, как правило, закрепляются юридически, приобретая статус правовых, и наделяются соответствующими средствами контроля (санкциями) за их соблюдением.

Экономический интерес развивается на основе мотива, но под регуляторным воздействием норм. Если рассматривать собственность как определенную форму власти экономических благ над человеком, то экономический интерес – это форма действия власти собственности на волю субъекта хозяйствования и источник хозяйственной активности. Еще Адам Смит подчеркивал разницу трудовой активности на своем и на ничьем поле.

Поскольку изменения в экономике на макроуровне происходят посредством политической воли, ее изучение представляет важнейшую проблему на стыке с политической психологией.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.