Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взгляды основоположника социальной педагогики П. Наторпа




 

К XIX в. относится оформление социальной педагогики как науки. Это событие связывают с именем немецкого философа и педа­гога П. Наторпа (1854—1924).

– Наторп получил уни­верситетское образование, был домашним учителем, преподавал в гимназии. Затем увлекся философией и в возрасте 28 лет (1882) стал приват-доцентом Марбургского университета, имея ученую степень доктора философии (1881). Становится профес­сором и всю свою жизнь посвящает научной и преподавательской деятельности в этом университете. Наторп основал Марбургскую философскую школу нео­кантианства; изучал древнюю философию, писал учебники по философии. Он был не только философом, но за­нимался вопросами математики и естествознания, религии, пси­хологии и педагогики. Именно на такой широкой философской и общественной основе базируется педагогическая система П. На­торпа.

– Первым его педагогическим сочинением стала работа «К школьному вопросу» (1893). Воспитание здесь рассматривается как пробуждение духовной самостоятельности воспитанника во взаимопересечении волевых устремлений его и воспитателя. Важ­но и то, что воздействие воспитания, по Наторпу, должно иметь характер духовной помощи, а не авторитарного влияния.

– Основной педагогический труд П. Наторпа «Социальная педа­гогика» был издан в 1898 г. (на русский язык в 1911 г). Первые две части этой книги пред­ставляют собой философские рассуждения и характеризуют мировоззренческую позицию автора, ис­ходя из которой он обосновывает социальную педагогику. В третьей части П. Наторп в общих чертах изложил теорию до­машнего воспитания, теорию школы и теорию «свободного самовоспитания».

– В своих теоретических трудах "Социальная педагогика", "Культура народов и культура личности" он сформулировал два положения, имеющие фундаментальное значение в теории социализации:

1. Человек становится таковым только благодаря человеческой общности. В отдельности он является лишь абстракцией, подобно атому в физике. Человек не вырастает в одиночестве, в параллельной жизни с другими индивидуумами. Он социальное существо, которое развивается "под многосторонними влияниями…непрестанно реагируя на эти влияния". Но при этом речь не может идти только об отношениях между "единичными людьми". П.Наторп рассматривает социальное взаимодействие шире, в частности от отдельного человека к человеческой общности в её многообразных формах, таких как семья, община, государство и, наконец, человечество в целом.

 

2. Воспитание индивидуума обусловлено социальными причинами. Человек и общество в целом развива­ются по одним и тем же законам (общественное содержание воспитания). Именно поэтому одно из определе­ний понятия «социальная педагогика» у П. Наторпа заключается в том, что она исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа.

– В дру­гом определении «социальной педагогики» акцент П.Наторпом делается на социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни. Причем основными компонентами социаль­ной жизни он считал организацию труда, политико-правовую орга­низацию и организацию образования.

– Общество и индивидуум – явления многосложные, подвижные и изменяющиеся. И это не отношения двух враждебных лагерей, утверждает П.Наторп,- в идеале, по крайней мере, их отношение должно принимать форму строгой согласованности. Здесь роль принадлежит организации целенаправленного воздействия общества на индивидуум средствами социализации.

Главным фактором прогресса, по Наторпу, является «прогресс сознания» отдельных людей и всей «общности» в целом. Таким образом, он придавал социальному воспитанию очень большое значение. П. Наторп полагал, что основной целью человеческого существования является достижение высшего идеала некой абсо­лютной идеи, которая объединяет в себе все начала. Поскольку человеческое сознание стремится к гармонии и совершенству, то выразителем такого стремления Наторп считал волю и «педагогику воли» — в частности. Воспитание воли, по мнению Наторпа, и должно стать основной задачей педагога.

Наторп выделял несколько стадий развития воли у человека (развитие влечения, развитие воли в обычном значении этого термина, развитие разумной воли), а исходя из этого — три типа социального воспитания, соответствующие этим стадиям: домашнее воспитание, школьное воспитание, свободное самовоспитание. Таким образом, семейное воспитание он считал первой ступенью воспитания общественного. Что касается второй ступени (школьного воспитания), то он определял необходимым существование на этой стадии направленной организации воспитания, когда происходит воздействие на волю человека, осуществляется ее регулировка (сдерживание негативных и развитие позитивных ролевых устремлений индивида). Школьные порядки Наторп сравнивал с юридическими нормами жизни общества, которым должны подчиняться все. Школа, считал он, должна быть многоступенчатой и доступной для всех учеников.

Основная идея – роль социальной педагогики в повышении культурного уровня народа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.