Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффекты межличностного восприятия. 1 страница




Ø Эффект первого впечатления (установки). Бодалев. Играет большую роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Эксперимент с двумя фотографиями одного человека: одной группе сказали, что герой, другой – преступник.

Ø Эффект ореола. 1907, Уэллс впервые описал, а Торндайк дал название. Судим о человеке на основе уже имеющейся о нем информации.

Ø Эффект первичности. Суждения вырабатываются в зависимости от порядка предъявления информации. При прочих равных условиях воздействие информации, предоставленной раньше, обычно сильнее. Эффект вторичности встречается реже: последняя по времени оказывает большее влияние. Обусловлен забыванием, когда либо два сообщения сильно разнесены во времени, либо решение принимается сразу после второго сообщения.

Ø Эффект новизны. Противоположен эффекту первичности. При восприятии знакомых людей.

Ø Эффект стереотипизации. Разновидность эффекта ореола. Стереотип – сокращенный, устойчивый образ каких-либо классах социальных явлений. Пример: этнические стереотипы, профессиональные стереотипы.

Ø Эффект разжижения. Нейтральная информация ухудшает мнение о человеке.

Ø Эффект снисходительности. Тенденция оценивать себя и других людей высоко по шкале + и низко по шкале -. Мы переоцениваем + характеристики при первом впечатлении.

Ø Эффект предпочтения своей группы. Свои оцениваются более положительно. Эффект внутригуппового фаворитизма.

Ø Эффект логической ошибки. Аш. Строится на определенных представлениях о связях каких-либо качеств. Пример: полные люди добродушны.

 

20. Каузальная атрибуция.

Процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Потребность понять причины поступков связана с желанием интерпретировать его поступки.

 


Если событие обычно – приписывание идет быстро.

Мера и степень приписывания зависит от:

1) степени уникальности и типичности поступка

2) степени социальной «желательности» и «нежелательности»

Характер атрибуций зависит от того, является ли субъект участником ситуации или наблюдателем.

Келли, типы атрибуции:

1. личностная – причины приписываются лично совершающему поступок.

2. Стимульная (объектная) – причины приписываем тому объекту, на который человек действует.

3. Обстоятельственная – причина приписывается обстоятельствам.

 

Наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник – обстоятельственную.

1\ Событие наблюдается много раз: легче подобрать причину. ANOVA: перебор и сопоставление вариантов.

2\ Событие наблюдается один раз: надо отбросить ту причину, которая обесценена. Принять надо усиливающую причину.

Систематическое искажение информации о человеке®атрибутивные ошибки:

1. фундаментальная ошибка атрибуции (ФОА) – систематическое искажение; склонность наблюдателя недооценивать роль ситуационных факторов и переоценивать роль личности. Пример: Бэкхем третий раз бьет мимо ворот, вы вините его во всех смертных грехах, а между тем играют они не на поле, а на глине, к тому же судья вообще не курсе дела и пенальти не собирался назначать. J
+ Ложное соответствие – склонность судить о личностных особенностях человека на основании наблюдаемого поведения даже, когда вывод несправедлив в силу других возможных причин его поступка.

2. мотивационные ошибки – переоценка личности дает нам ощущение контроля. Пример: люди склонны неодобрительно относиться к «неудачникам» и считать их ответственными за их проблемы. Т.о. мы пытаемся укрепить себя в вере в «справедливость мира», в то, что отрицательные явления не относятся к нам лично.

 

 

21. Точность межличностного восприятия (МЛВ).

Точность МЛВ – мера близости представлений, имеющихся у субъекта восприятия, действительному развитию различных свойств личности – объекта МЛВ.

При исследовании точности МЛВ надо решить:

1. каким способом фиксировать представления об объектах восприятия.

2. что взять за критерий сравнения.

3. с помощью каких процедур получать количественную оценку совпадений индивидуальных представлений и внешних критериев.

Методы:

ü сопоставление с личностными тестами:
«угадывание» испытуемыми ответов объекта эмпатии на определенные стимулы, т.е. сравнивают степень похожести ответов испытуемых на один опросник.
«-»: социльно желательные ответы; оба испытуемых из гомогенной среды и похожи; не все можно протестировать, нет достаточно валидных личностных тестов.

ü экспертные оценки: усреднение оценок многих экспертов неадекватно; эксперты также включены во взаимодействие друг с другом; проблема отбора экспертов; эксперты тоже люди J

ü социально-психологические тренинги, перцептивно-ориентированный тренинг, видеотренинг, групповая реальная деятельность. Обратная связь.

ü Изучение особенностей МЛВ.

 

22. Межличностная аттракция.

Психология межличностной аттракции – это область социально-психологических исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений, возникающих в процессе социальной перцепции. Это относительно новый раздел в социальной психологии и науки в целом, т.к. раньше считалось, что такие понятия как симпатия, дружба, любовь не доступны научному анализу и в этой области главенствует искусство. Но изучая МЛВ, социальная психология столкнулась и с проблемой аттракции.

Аттракция (букв. привлечение) – это:

· Процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего;

· Продукт это процесса, т.е. некоторое качество отношения.

Основные вопросы, связанные с изучением аттракции:

1. Каков механизм формирования привязанности/неприятия, любви/ненависти, дружбы/вражды и т.п. при восприятии др. человека?

2. Какова роль аттракции в структуре общения (в его трех сторонах).

Общение есть всегда реализация отношений, и аттракция связана, прежде всего, с межличностными отношениями.

Существуют как минимум два подхода к рассмотрению аттракции:

I. Атт ракция как атт итюд. Аттракция, представляет собой социальную установку на единичный объект, на индивида, в отличие от обычно изучаемых аттитюдов на некоторый класс предметов; отношение одного человека к другому, в которой преобладает эмоциональный компонент. Она всегда включена в межличностный контекст, выступая одним из ключевых факторов формирования и реализации межличностных отношений. Эмоциональные компоненты межличностного восприятия и составляют содержание аттракции.

II. Аттракция в общении. Возникновение аттракции между партнерами оказывает положительное влияние на общение: коммуникация осуществляется легче, во взаимодействии в большей степени проявляется готовность оказать поддержку друг другу, при построении образа партнера преобладает приписывание положительных качеств; в группе – установление психологического комфорта.

Различают два вида факторов определяющих аттракцию:

1) Внешние, несвязанные непосредственно с процессом взаимодействия, выступают в качестве ситуативных и внутриличностных условий, способствующих или препятствующих сближению между людьми.

§ Степень выраженности у человека потребности в аффилиации (потребность создавать и поддерживать с другими удовлетворительные отношения с другими людьми; желание нравится, привлекать внимание). Степень выраженности этой потребности в значительной мере определяет тип межличностного поведения человека. Слабо выражена – человек производит впечатление необщительного. Сильно - стремится к людям, старается сделать так, чтобы его заметили.

§ Эмоциональное состояние партнеров по общению – может быть рассмотрено как внешний фактор аттракции в том случае, если хорошее настроение человека распространяется на все вокруг, включая окружающих людей. Экспериментально установлено, что человек, переживающий положительные эмоции смотрит на окружающих чаще. Чем когда он находится в нейтральном. Агрессивном или подавленном состоянии. Для человека с негативными эмоциями другие люди либо не существуют (он их не видит), либо на них переносится плохое настроение. Это – конгруэнтность настроения.

§ Пространственная близость – при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность (например, круг друзей, живущих в одном подъезде) из-за того, что люди находятся в сходной среде, пользуются сходной информацией, имеют общие вопросы и проблемы, что способствует их социальным контактам и взаимопомощи, близкому знакомству. Зайонц предложил другое объяснение: неоднократное использование какого-либо стимула увеличивает привлекательность этого стимула для воспринимающего (знакомое нравится больше, чем незнакомое + «стерпится, слюбится»). Пространственная близость может влиять на продолжительность отношений (с глаз долой, из сердца – вон).

2) Внутренние, собственно личные детерминанты аттракции:

o Физическая привлекательность партнера по общению – нам нравятся красивые люди. Существует ряд гипотез: красота является положительным подкреплением (нам приятно видеть красивое); красивые люди могут быть более коммуникабельными (различные условия социализации, у красивых ориентация непосредственно на партнера, а не на достижение цель); выгоды общения с красивыми людьми (красивый человек повышает уровень привлекательности своего партнера; действие эффекта ореола: (красивый – значит хороший, ассоциация красоты с положительными личностными характеристиками).

o Демонстрируемый стиль общения, манера поведения. Людям не нравятся: самовлюбленность, высокомерность и заносчивость – человек думает больше о себе, чем о ком-нибудь другом; догматичность, постоянная склонность не соглашаться, противоречить своему собеседнику; двуличность, неискренность – возникает ощущение опасности.

o Фактор сходства между партнерами по общению – нам нравятся и мы скорее нравимся людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нравятся и мы не нравимся людям, отличающимся от нас. Объяснение принцип когнитивного соответствия. Люди имеют ярко выраженную потребность к согласованности, последовательности: люди, имеющие сходные ориентации (установки) испытывают взаимную привлекательность. Чем выше уровень согласия, тем легче предсказать поведение другого человека. Р. Винч: теория дополняющих потребностей: при отборе брачных партнеров и даже друзей мы выбираем тех, кто удовлетворяет наши потребности, а максимальное удовлетворение имеет место тогда когда два человека имеют скорее дополняющие, а не сходные потребности. Во-первых, два человека могут дополнять разнее потребности друг друга, во-вторых, два человека могут удовлетворять оду и ту же потребность.

o Выражение личного отношения к партнеру в процессе общения. Фактор поддержки – аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь – на отрицательные. Поддерживающий стиль поведения – любое поведение, в результате которого человек начинает больше себя ценить. Неподдерживающий стиль – поведение, в результате которого другой человек оценивает себя ниже, ценит себя меньше.

Уровни аттракции:

Ø Симпатия. Ее исследования начались раньше всего (социометрия Морено)

Ø Дружба.

Ø Любовь.

 

 

23. Проблема группы в социальной психологии.

Специфика подхода к группе в социальной психологии.

1. Социология: критерии выявления в обществе различных групп.

2. Психология: специально не занимается группами. Важна констатация того, что в присутствии других людей изменяются псих процессы. Общая психология изучает группу как коакцию (простое соприсутствие, без взаимодействия)

3. Социальная психология: опирается на эти 2 предпосылки. Изучает реальные группы (а не коакции). Стремится понять:

· Как объективно существующие группы превращаются в психологи чески значимые, когда человек принимает свою принадлежность к группе.

· Каков цикл жизнедеятельности группы от момента ее возникновения до распада

· Какие процессы обеспечивают стабильность и эффективность функционирования группы. Способы стимуляции продуктивности.

· От чего зависит социальный статус группы в обществе

· Особенности межгрупповых отношений

· Воздействие группы на личность

Поршнев: Анализировал роль групп в истории. У группы есть «мы-чувство», она осознает себя группой, члены группы осознают себя ими. Человеку всегда свойственно «мы-чувство», в отличие от «они-чувства».

Понятие группы в социальной психологии.

Понятие группы было введено во 2 половине 19 веке. До этого «группа» применялось относительно скульптуры.

1974 г. Иван Штайнер: теория о развитии интереса к группам в социальной психологии. Когда обстановка в обществе стабильна, утрачивается интерес к группам и все внимание уделяется индивидуальности.

1) 10-20-е годы: основным объектом эмпирического изучения становится малая группа – ближайшее социальное окружение человека, среда его непосредственного общения. Был сделан вывод о том, что присутствие (реальное, воображаемое или подразумеваемое) существенно влияет на мысли, чувства и поведение человека.

2) 50-е годы: подъем интереса к группам (в связи с войной)

3) 60-е: спад в исследовании групп, интерес к личности (т.к. 50-е годы были относительно спокойным периодом)

4) 70-е: нет интереса к группам (что удивительно в связи с движением «новых левых» в 60-х года →теория не подтвердилась)

5) сейчас: опять подъем интереса к группам. Группа рассматривается как субъект деятельности.

Сущность социальной группы (Донцов).

Социальная группа – относительно устойчивая совокупность людей, исторически связанных общностью ценностей, целей и средств либо условий социальной жизнедеятельности.

Признаки социальной группы:

  1. включенность человеческой общности в более широкий социальный контекст, систему общественных отношений.
  2. наличие у членов группы причины находиться в ней, отвечающей интересам всех ее участников
  3. сходство участи состоящих в группе людей
  4. длительность существования. Достаточная для возникновения специфического языка, каналов коммуникации, коллективной истории, культуры, оказывающих сближающее воздействие на членов группы.
  5. разделение и дифференциация социальных ролей между членами группы.
  6. наличие органов, контролирующих групповую деятельность. Наличие лидера.
  7. осознании участниками своей принадлежности к группе, «мы-чувство».
  8. признание данной общности как группы ее социальным окружение.

Классификация групп.

1. условные (в статистике)

Андреева: выделяется группа людей, сходных по каким-либо признакам. Группа – просто сконструированная исследователем для специфических потребностей науки общность.

Донцов: отсутствует взаимодействие участников в образе жизни, определяющем возможность и способ удовлетворения значимых потребностей, интересов и целей.

2. реальные (изучаются в социальной психологии)

Существуют как реальные объединения людей, связанные контактами, целями и др.

а) лабораторные

б) естественные

· большие (организованные и стихийные)

· малые

 

24. Большие социальные группы (методологические проблемы).

Проблемы (Дилигенский)

1. определение предмета исследования

Отличие большой группы от малой:

  • Непосредственность контактов между членами малой группы
  • Особые регуляторы деятельности людей: нравы, обычаи, традиции- обозначают образ жизни большой группы.
  • В большой группе больше схематизация и стереотипизация.
  • В большой группе больше значение ценностей
  • В большой группе существует особый способ трансляции качеств из поколения в поколение
  • В большой группе существует свой специфический язык.

2. Уровень социально – психологической общности в группе, факторы, формирующие эту общность.

Уровни общностей:

ü Члены группы имеют один или несколько общих социально-психологических признаков, но группа не выступает как социально-психологическое единство. Группы, которые представляют собой просто сумму индивидов и эта сумма не создает никакого общего качества, называют типологическими.

ü Члены группы осознают свою принадлежность к группе и сознательно отделяют свою группу от других людей (существует групповое самосознание). Это идентификационный уровень общности.

ü Группа обладает психологической готовностью к совместным действиям во имя групповых целей и интересов. Это уровень солидарности.

На уровень общности влияет:

1) Чем однороднее группа в социальном отношении, тем легче достигается ее внутренняя психологическая общность.

2) Очевидность отражения в сознании признаков, позволяющих идентифицировать группу и отделить её от других групп (межгрупповые различия)

3) Интенсивность внутригрупповых коммуникаций, их соотношение с межгрупповыми и надгрупповыми. Индивид легче идентифицирует себя с определенной группой, если внутри неё замыкается большое количество связей.

4) Возможность перехода из данной группы в другую (высокий уровень межгрупповой мобильности) отрицательно воздействует на уровень психологической общности группы.

5) Развитость групповой организации и идеологии (партии, профсоюзы). Групповая идеология формирует представление об общегрупповых интересах и целях, во имя которых действует группа.

6) Все предыдущие предпосылки превращаются в действительность, когда группа обладает развитой практикой коллективного действия. Также важна практика отношения группы с окружающей социальной средой.

Феномены, характеризующие целостность группы.

а) Общегрупповая мотивация: групповые потребности, ценности, интересы, цели. Пр.: потребность в переустройстве общества.

б) Психологические связи внутри макрогруппы, восприятие членов своей группы как «своих» (групповая самоидентификация).

3. Типичная для данной группы личность.

Выявление и анализ социально-психологических типов личности (система потребностей роли, ценности, нормы, интересы, направленность личности). С этим связано исследование механизмов воздействия объективных и субъективных характеристик группы на личность.

 

25. Типы больших социальных групп.

Классификация больших групп:

1.организованные. Возникли в естественном ходе исторического развития. Это достаточно устойчивые группы.

· социальные классы

· этнические группы

· профессиональные группы.

  1. стихийные.

· Толпа

· Масса

· Публика

3. массовые движения (иногда выделяют в отдельный тип)

 

26. Стихийные группы: типы и способы действия в них.

Существуют кратковременно. Цели не всегда четко определены. Высок эмоциональный компонент. Большая динамичность общественного мнения.

1. Толпа – кратковременна, опирается на эмоции. В толпе личностные качества утрачиваются. Характерно некритическое восприятие событий. Длительность её существования определяется значимостью инцидента: толпа зевак расходится, когда элемент зрелищности ликвидирован. В толпе могут возникать элементы организации, если найдется человек, который способен её возглавить. Чтобы управлять толпой нужен специфический язык: образны, с аллегориями, повелительными формулировками. Лебон: негативно характеризует толпу. Она неосознанна, иррациональна, нетерпима, «социальное животное сорвавшееся с цепи».

2. Масса – более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Высока роль организаторов. Характерны призывы к изменениям общественного порядка. Основной признак массы – собрание ради какой-либо акции (демонстрации, митинга). Конечная цель и тактика поведения более продуманы, чем в толпе. Масса достаточно разнородна. В ней могут сталкиваться различные интересы.

3. Публика – кратковременное собрание в конкретном месте с конкретной целью. Пример: читающая публика, зритель на стадионе. Публика в большей степени соблюдает нормы, принятые при организации зрелища. Публика также может стать неуправляемой. Пр.: неуёмные страсти болелщиков футбола на стадионе (фанаты). Публику в закрытом месте называют аудиторией.

Механизмы формирования:

· Заражение – бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Проявляется через принятие информации или образцов поведения, передача определенного эмоционального состояния. Характерна многократное взаимное усиление эмоциональных воздействий общающихся людей. Паника – одна из ситуаций усиления воздействия через заражение. Является следствием дефицита информации, пугающей новости, избытка информации. Пример: инфо о вторжении марсиан. Панику невозможно непосредственно наблюдать, потому что заранее неизвестны сроки её возникновения. Для прекращения паники нужен человек, который может предложить образец нормального эмоционального состояния и поведения. Мера в которой люди поддаются заражению зависит от общего уровня развития личностей.

· Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Внушение основано на некритическом восприятии передаваемой информации. Отличие внушения от заражения:

o При заражении большая масса людей переживает общее психическое состояние. При внушении нет равенства в переживании эмоции.

o Внушение как правило носит вербальный характер. При заражении используются восклицания, ритмы и др.

Отличие внушение от убеждения:

o Внушение не нуждается в доказательствах и логике. Убеждения основаны на том, что бы с помощью логического обоснования добиться согласия. При внушении достигается несогласие о принятии информации.

Результат внушения зависит от характеристик личности внушающего (авторитет, доверие к источнику информации). Внушение используется в том числе в пропаганде и рекламе.

· Подражание – воспроизведение черт и образцов демонстрируемого поведения. Подражание служит принципом развития и существования общества, возникновения норм и ценностей. Законы подражания:

ü Осуществляется от внутреннего к внешнему. Пр.: духу религии подражают раньше, чем обрядам.

ü Подражают высшим. Пр.: провинция центру, дворянство – королевскому двору, ребенок взрослому.

 

27.Психология массовых движений.

Массовые движения – свободно организованный коллективы, действующие совместно для того, чтобы произвести изменения в общества. Любое движения действует на общество изнутри, влияет также на собственных членов.

Предшествующие социальные процессы → социальные движения → последующие социальные процессы.

Классификация:

· по интересам: в области экономики, политики, в основном способствуют социальным преобразованиям, влияют на их направления и скорость (предотвращение ухудшения экологической обстановки, роста преступности, распространения абортов, снижения урожайности.

· по средствам: с опорой на закон или насилие

· по целям (поддерживающая, утверждающая, когда предполагается ввести в жизнь нового элемента, отрицающая, когда планируется предотвратить различные процессы)

· по уровню: локальные и глобальные

Типы социальных движений:

1. по масштабам изменений:

ü Реформистские – хотят преобразований внутри структуры, а не самой структуры (Пр.: движения за права животных, движения за ограничение скорости)

ü Затрагивают основы социальной организации (радикальные движения. Пр.: движения за гражданские права в США, за национальное освобождение в колониальных странах).

ü Революционные движения – направлены на тотальное изменение общества, построение альтернативного общества (Пр.: фашистское коммунистическое общества)

2. По качеству предполагаемых изменений:

▫ Прогрессивные – ориентированы на будущее. Хотят сформировать общество, которое раньше не существовало. Пр.: движение республиканцев, движение за освобождение женщин.

▫ Консервативные – обращены в прошлое, основное внимание уделяется возрождению традиций. Пр.: экологическое движение, религиозное, монархическое движение.

3. Во отношению к целям предполагаемых изменений:

I. Социополитические – сосредотачиваются на изменении социальных структур, пытаются добиться изменений в политике, экономике и др.

II. Социокультурные – стремятся изменить убеждения, ценности, нормы, символы. Пр.: хиппи.

III. Нацеленные на изменения личности (мистические и религиозные движения).

4. Различаются по «вектору» изменений:

o Позитивный вектор – вводят в жизнь что-то новое

o Отрицательный вектор – препятствует развитию социальных тенденций Пр.: борьба с глобализацией, защита культуры, экологические движения

o Альтернативные движения, всегда выступают парами. Пр.: левые – правые, атеисты – фундаменталисты.

5. по лежащей в основе стратегии, логики действия.

Ø Инструментальная логика – стремятся достичь политической власти, давят на политические партии, входят в парламенты и правительства. Пр.: партия зеленых.

Ø Экспрессивная логика – пытаются добиться равных прав. Пр.: движения за гражданские права, феминисты, гомосексуалисты.

6. действуют в разные исторические эпохи:

Ранний период (старые социальные движения) – ориентированы на экономические интересы. Пр.: рабочие и фермерские движения.

Новые социальные движения – заняты культурными проблемами, вопросами самостоятельности, правами личности. Члены этих движений не являются представителями какого-то определенного класса. Обычно не принимают формы иерархической организации. Пр.: экологические, феминистические движения, движения за мир.

 

28. Определение малой группы и ее границы.

 

29. Классификация малых групп и основные направления исследований.

I. Классификации малых групп.

Классификаций очень много (см. ниже). В качестве основных возьмем следующие.

I. Деление малых групп на «первичные» (семья, друзья, соседи) и «вторичные» (нет непосредственных контактов). Предложена Кули. Критерий – непосредственность контактов. Однако именно малые группы характеризуются большой степенью контактности, поэтому такое деление не имеет смысла.

II. Деление малых групп на «формальные» и «неформальные». Впервые это деление было предложено Мэйо при проведении Хоторнских экспериментов. В формальной группе заданы все позиции ее членов, предписаны групповыми нормами, предписана иерархия. Неформальные группы складываются и возникают, ни роли, ни статусы не прописаны, нет выстроенных отношений по вертикали. Т.о., внутри формальной группы переплетаются формальные и неформальные отношения. Люди, случайно объединившиеся в группу, также являются представителями неформальной группы. Иногда возникает стихийная деятельность, тогда группа приобретает более формальный характер, вырабатываются в ней позиции и роли.

III. Деление на «группы членства» и «референтные группы». Эта классификация была введена Хайменом, которому принадлежит заслуга открытия референтных групп. Экспериментально была выделена часть членов малых групп, которые разделяют нормы и правила поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в некой другой, на которую они ориентируются (группы референтные). Шериф: понятие референтной группой связано с системой отсчета, которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других. Иногда референтная группа противостоит группе членства, иногда является частью группы членства. Интересная перспектива для исследования противоправного поведения подростков. В данном случае группа членства перестала быть привлекательным для подростка, он начал ориентироваться в своем поведении на другую группу.

II. Основные направления исследования малых групп.

1. Социометрическое – связано с именем Дж.Морено. Суть концепции: Морено исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений:

макроструктуру (своеобразное «пространственное» размещение индивидов в разл. формах их жизнедеятельности)

микроструктуру (структуру психологических отношений индивида с окружающими).

Согласно Морено, все напряжения, конфликты, в том числе и социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктур (ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей). Задача состоит в перестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой. Этой цели и служит социометрическая методика, выявляющая симпатии и антипатии с тем, чтобы узнать, какие же перемещения необходимо произвести. Предполагается, что социометрией измеряется уровень позитивных и негативных оценок, которые индивид дает другим членам группы. На основании этой методики возникло целое направление исследования малых групп. Оценка: страдает существенной ограниченностью, т.к. процесс исследования малых групп был сведен к исследованию эмоциональных контактов и нет ответа на вопрос о мотивах выбора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.106 сек.